Русская линия
Слово Сергей Перевезенцев03.02.2006 

Будущее русской школы
Выступление на пленарном заседании XIV Международных Рождественских образовательных чтений

31 января 2006 года. Кремлевский Дворец съездов

Когда мне предложили выступить с докладом на тему «Будущее русской школы», я сначала долго не мог для себя решить — о чем говорить? И наверное, раздумья мои продолжались бы бесконечно, если бы вдруг не одна очень простая мысль, которая пришла в голову. А мысль и в самом деле очень простая — трудно говорить о будущем русской школы, если в школе не будет… детей. То есть, можно придумать прекрасные педагогические методики и технологии, можно наполнить школы самыми последними моделями аудио- и видеотехники, компьютерами, можно в пятьсот раз поднять зарплаты учителям. Всё это, если мы по-настоящему захотим, всё можно сделать. Но какой смысл от забитых техникой школьных зданий, если они будут пусты, если в них не будет детей? А ведь, как вы все знаете, рождаемость в нашей стране уменьшается год от года…

По официальным данным Министерства образования и науки с 2000 по 2005 гг. количество российских школьников снизилось на 25%, т. е. на 5 миллионов человек («Московский комсомолец», 2005 г., 30 января, N 19. С. 2. Об этом же говорится в Проекте справки «О мерах по развитию образования в Российской Федерации», размещенном на интернет-сайте Министерства образования и науки РФ: «Вместе с тем численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях за последние пять лет сокращается более чем на один миллион учащихся в год. Если в 1999/2000 году обучалось 20 640 000 учащихся, то в 2004/2005 году — 16 009 000 учащихся <http://mon.gov.ru/edu-politic/priority/1638/>).

Кроме того, «за последние пять лет, — отмечает доктор экономических наук, профессор Н. Кричевский в статье, опубликованной 26 января 2005 г., — доля населения страны в возрасте до 15 лет снизилась на 3,3 миллиона человек. Особенно пугающе выглядит уменьшение доли тех, кто в скором времени должен заменить будущих пенсионеров в экономике: мальчишек и девчонок в возрасте от 10 до 15 лет стало меньше на 2,5 миллиона. Вопреки сложившемуся мнению о росте рождаемости, сейчас мы даже не дотягиваем до показателей 1992 года. В 2004 году в захлебывающейся от нефтедолларов стране появилось на свет 1,5 миллиона детей. А в нищем 1992 году — на сто тысяч больше» («Московский комсомолец», 2005 г., 26 января, N 16. С. 5).

И здесь мы оказываемся лицом к лицу с первой проблемой — будущее русской школы прежде всего зависит оттого, какой в ближайшие десять-двадцать лет будет наша страна, какие приоритеты будут положены в основу развития нашего государства. Будет ли наше государство заботиться о жителях станции Ерофеич в Хабаровском крае и спальных районов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, или же государство, как и в предшествующие годы, окажется озабочено в первую очередь обеспечением комфорта и покоя любителей зимнего отдыха во французском Куршавеле?

Эта проблема распадается на массу иных проблем: политических, социальных, экономических. Однако самый важный комплекс проблем в рассуждениях о перспективах развития России — это проблемы нравственности. Ведь те или иные политические, социальные и экономические решения принимают люди, а, значит, их выбор того или иного пути развития страны всегда будет зависеть не только от их знаний и управленческого опыта, сколько от их… совести, от того, каким идеалам они служат, какой смысл вкладывают в свою деятельность, в конце концов, от того, кому они служат — Господу или мамоне?

Для того чтобы у всего нашего государства, у всего нашего общества, и, как следствие, у нашей школы, было благодатное будущее, мы должны уже сегодня не просто понять («просто понимать» — уже поздно), но положить в главнейший принцип, сделать главнейшим приоритетом духовное развитие общества и человека, выраженное в укреплении религиозных и нравственных основ бытия. Сама сущность человека, как главного элемента истории, предполагает приоритет духовных ценностей. И вся история России нам доказывает — когда Российское государство и русский народ осознавали свои духовные задачи в мире, понимали во имя каких духовных целей и какого духовного смысла они живут, то Российское государство поднималось на высшие ступени своего исторического величия. И сегодня духовное оздоровление, возвращение в нашу жизнь великого духовного смысла бытия, того смысла, который столетиями питал наших предков, во имя которого и создавалось наше государство — это, наверное, самый важный способ возрождения нашего Отечества.

И это не умозрительная, а вполне прагматическая задача, ибо становление истинной духовности необходимо обеспечит и рост материальных благ общества. Ибо именно на традиционной нравственной основе базируется принцип народной справедливости, без которого невозможно развитие общества: распределение благ должно согласовываться с реальными трудовыми затратами, с количеством и качеством труда. Ибо, только помятуя о нравственности, общество сможет обеспечивать дальнейшее свое развитие, иначе говоря, создавать условия для преумножения духовных и материальных ценностей, которые обеспечат существование последующих поколений.

Кстати говоря, опираясь на понимание значения духовной традиции и нравственности нашего народа в его истории, мы можем понять основную причину всех потерь и трагедий в жизни России и русского народа в XX столетии. На протяжении всего XX века происходило постепенное, насильственно насаждаемое и искусственно культивируемое снижение духовного смысла бытия русского народа на земле. И это снижение смысла бытия выдавалось за «прогресс» общества. А русский народ, увлеченный гонкой за «прогрессом» и отказавшийся от определенного ему Богом великого духовного смысла, в результате начал… вымирать! Причем вымирать с ужасающей скоростью!

Оказывается, победа земного над Небесным приводит самосознание русского человека не к комфортности и самодостаточности, а к разрушению, уничтожению самой русской души, к превращению ее в ничто — в не-русскую. Более того, торжество земных идеалов означает физическую смерть русского народа.

Поэтому окончательный отказ от великого духовного смысла бытия, что произошло с насильственным утверждением в общественном сознании идеала потребительского общества, приводит не к расцвету, а к гибели русского народа. Без веры русскому человеку никуда. Без веры он гибнет.

А, значит, именно духовное, нравственное отношение к своей земле, к своему народу, к своим детям позволят нам всем найти выход и из жесточайшего демографического кризиса, поразившего наш народ. Ведь одной из главных причин демографического кризиса является именно духовная деградация общества в условиях радикально-либеральных реформ — об этом сегодня уже много пишется и говорится.

Вопрос о смысле бытия особенно важен для России. Вот что показали исследования группы ученых под руководством профессор И.А. Гундарова: процессы жизненной устойчивости в странах СНГ на 84% зависят от духовного состояния общества (качество жизни) и только на 16% - от материальных условий (уровень жизни). Следовательно, в России физическая жизнеспособность населения зависит не только от условий бытия (материальных факторов), и от нравственной атмосферы эмоционального состояния общества (духовных и душевных факторов). И анализируя причины демографической катастрофы России, И.А. Гундаров утверждает: «Наука не предполагала, что существует народ, обладающий столь высокой духовной организацией и реагирующий так драматично на нравственное насилие» (см.: Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. М., 2001).

Русский народ утерял смысл своего бытия на земле и… начал вымирать с катастрофической быстротой (около 1 миллиона человек в год). Отказ от великого духовного смысла бытия, что произошло с насильственным утверждением в общественном сознании идеала потребительского общества, привел не к расцвету, а к гибели русского народа. Ученые под руководством И.А. Гундарова пришли к важнейшему выводу: «Преодоление депопуляции в России возможно за 3−4 года через неэкономические регуляторы, имеющие нравственно-эмоциональную природу. Структура оздоровительных мер должна состоять на 20% из усилий по повышению уровня жизни и на 80% - качества жизни. В первую очередь — это достижение социальной справедливости в обществе и нахождение смысла жизни» (см.: Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. М., 2001. С. 73).

Итак, будущее русской школы зависит от того, каким будет наше государство и общество. Однако, для того, чтобы обеспечить благодатное развитие общества и государства, для начала необходимо осознать, а потом и решить, еще одну проблему — а кто станет созидать будущую Россию? Иначе говоря, какие люди, с каким нравственным и интеллектуальным потенциалом придут к рычагам управления Российским государством в будущем? От кого будет зависеть будущее России и, соответственно, будущее русской школы?

И здесь логика неумолима — для того, чтобы обеспечить благодатное бытие Российского государства в будущем, и, следовательно, благодатное бытие будущей русской школы, мы должны уже сегодняшнюю школу превратить в школу будущей России.

Если мы серьезно думаем о будущем нашей державы, то должны признать: наука и образование — это отрасли стратегического значения для народа и Российского государства в XXI веке, причем отрасли взаимосвязанные и взаимозависимые.

Прежде всего, для того чтобы Россия смогла осуществить прорыв в области науки и наукоемких технологий, необходимо не просто сохранить, но развить и приумножить национальные особенности российской системы образования. В чем заключаются эти национальные особенности российской системы образования. Перечислю несколько основных особенностей: доступность, всеобщность, бесплатность, обязательность, максимальная государственная поддержка, и, наконец, высокий уровень содержания образования.

И все же дело не только в том, чтобы дать возможность нашим детям получить максимум знаний. И даже не в том, чтобы научить их применять полученные знания в жизни. Хотя нужно и первое и второе. Главное в том — а каких людей хотим мы видеть по окончании школы? Приведу одну цитату, которую мне уже приходилось использовать в одной из своих публикаций. Если помните, два-три года назад в педагогическом сообществе довольно активно обсуждался «Проект стандарта образования». Так вот, в частности, в этом проекте в стандарте по обществоведению в области права в завуалированной форме был представлен некий идеал человеческой личности, которая должна «проживать» на пространствах России: учащимся предлагалось «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для осуществления ролей гражданина, избирателя, налогоплательщика, собственника, работника, потребителя». И всё… Может быть, в самом деле, нашему человеку и не нужно более играть никаких иных ролей? Зачем писать и читать книги? Зачем заниматься творчеством? Зачем стремиться к духовному и нравственному совершенству? Зачем знать собственную историю? Но, если уж быть до конца честными, может быть, стоило бы подкорректировать список указанных качеств «идеальной личности»: его нужно еще сократить и оставить лишь три функциональные роли человека — избиратель, налогоплательщик, потребитель.

А вот для того, чтобы решить поставленные задачу превращения современной школы в школу будущей России уже сегодня необходимо выработать новую философию образования, основанную на базовых ценностях нашего народа. И главная задача новой философии образования — возвращение в нашу жизнь великого духовного смысла бытия. Ведь если наши дети будут понимать во имя чего, «зачем» они живут, то тогда они осознают и то «как» им жить. Иначе говоря, если в школе наши дети смогут приобщиться к традиционно сложившейся национальной системе ценностей, к той системе ценностей, на которой, собственно говоря, и создавалась наша держава, если они примут эту систему ценностей, то и свою жизнь, а, значит, будущую Россию, они станут выстраивать в соответствии с этой ценностной системой.

Таким образом, школа должна передавать подрастающему поколению не просто знания, накопленные предшествующими поколениями, а, в первую очередь, те базовые ценности, на которых возник, развивался и до сей поры существует наш народ.

Как представляется, можно выделить три главные принципиальные составляющие, или три принципа такой возможной новой философии образования, основанной на базовой ценностной системе.

Первый принцип. Православное миросозерцание как методологическая основа и системы образования, и педагогики как науки. В данном случае подразумевается, что православие — это не просто один из предметов обучения. Все предметы преподаются как осмысленные сквозь призму православного миросозерцания. При этом курс под условным названием «Основы православной культуры» вполне может преподаваться и как отдельный предмет. Более того, вполне возможным, и даже необходимым, видится преподавание основ и истории иных религий, но осмысленных с позиций православной методологии.

Второй принцип. Патриотизм, любовь к Отечеству, идея служения Отечеству. Россия по своей природе, географии, истории, складу народного характера — великая держава. Поэтому в общественное сознание и, в частности, в философию образования необходимо возвратить идеал Великой России, великого Отечества, как одну из составляющих общего понятия великого смысла бытия и как высшую ступень выражения коллективистского, общинного характера русского сознания.

Третий принцип. Идеал свободной, нравственно ответственной личности. В русском понимании человек — это Божие создание, а значит, несет огромнейшую, почти Божественную ответственность за себя и за весь мир. Истинно свободная личность лишь та, которая понимает пределы своей свободы. Следовательно, настоящая свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании неких очень жестких границ, которых он не имеет право переступать. Поэтому необходимо возвращение в жизнь и практику современного образования православного понимания сущности человеческой личности.

Кстати сказать, именно такую философию образования стремится воплотить в своей деятельности Православный педагогический интернет-портал «Слово», вот уже в течение года действующий в Интернете, и за это время ставший одним из самых популярных и посещаемых православных интернет-ресурсов.

И все же вопрос о базовых ценностях общества и государства — очень сложен. Он не решается волевым усилием одного-двух человек, группы людей, одной партии…

И тогда мы оказываемся перед третьей проблемой — а мы сами, сегодняшние взрослые, готовы к тому, чтобы устроить школу будущей России на основе базовых ценностей нашего народа? Мы сами-то понимаем, что это такое — базовые ценности? У нас есть единство в этих важнейших вопросах? Следовательно, прежде чем, воспитывать детей нам нужно воспитаться самим. Готовы ли мы к этому?

К примеру, у многих представителей нашего и более старшего поколения до сих пор сохраняется, в лучшем случае, ироническое, а в худшем случае, презрительное отношение к прошлому, к истории России, к ее историческому опыту, к ее культуре и традициям. Вспомните, сколько было опубликовано глупых, а иногда откровенно издевательских материалов, связанных со всенародным праздником 60-летия Победы в Великой Отечественной войны. Как только не потешались над этим поистине всемирно-историческим событием! Но оказалось, что память о Великой Победе гораздо больше нужна даже не нам, а… нашим детям. К празднику Победы Союз писателей России совместно с компанией «Гренадеры», Министерством обороны и Министерством образования проводил Всероссийский литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!». Со всей страны мы получили сочинения, рассказы, песни, модели военной техники, сделанные руками детей. И главный вывод, который мы сделали для себя по итогам этого конкурса: это не мы, а наши дети учили нас любить историю России, гордиться подвигом предков. Им, нашим детям, очень нужны, жизненно необходимы и любовь к Родине, и гордость своими предками. И столь воодушевляющие итоги нашего первого конкурса, подвигли нас учредить в этом году новый конкурс «Гренадеры, вперед!» на тему: «Вера. Флот. Отечество. Адмирал Ушаков». И мы приглашаем всех принять участие в этом конкурсе. С условиями можно ознакомиться на интернет-сайтах «Русской воскресение» и «Ассамблея детского творчества».

Сегодня и вправду, зачастую, не мы детей, а дети нас учат любить собственную историю, собственную культуру, собственную землю. А мы, взрослые, все никак не можем между собой договориться.

Вот и получается, что будущее русской школы зависит от нас с вами. Какими будем мы, как мы будем понимать смысл своей жизни, какой мы будем созидать нашу Россию — таким и станет наше будущее. В разные кризисные, трагичные периоды истории наши предки умели отбросить все лишнее и сконцентрировать свои усилия на самом главном, на том, что помогало выводить страну из кризиса. Сможем ли мы?

Мы обязаны. Ибо это наша школа, в ней учатся наши дети, которым уже вскоре придется обустраивать нашу землю.

http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics/205/6279/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru