Русская линия
Prokimen.Ru Анатолий Артамонов02.02.2006 

Доклад губернатора Калужской области А.Д. Артамонова на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях 2006 г.

Ваше Святейшество!

Уважаемый Президиум!

Уважаемые участники Рождественских чтений!

Я привез вам добрые пожелания от всей священной Калужской земли и благодарен организаторам Чтений за возможность выступить на столь представительном форуме, посвященном самым животрепещущим вопросам современности.

Прежде всего, мне хотелось бы отметить, что заявленная тема Рождественских чтений, как проблема пути христианского становления общества и человека в России впервые была поставлена Иваном Васильевичем Киреевским еще в первой половине XIX века, что в его судьбе, как в зеркале до сих пор отражается наша российская действительность.

И.В.Киреевского более всего волновало нравственное воспитание подрастающего поколения через православную веру, так как подлинная, правильная и истинная жизнь человека обретается в Православии. «Западный человек, — писал Киреевский, — искал развитием внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд».

Одним из самых ярких событий прошлого года для нашей области стал трехдневный визит Святейшего Патриарха Алексия II. Во время пребывания на Калужской земле, Святейший Патриарх принял участие в областном молодёжном форуме. Без преувеличения можно сказать, что встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви стала незабываемой для нашей молодежи. Вы бы видели, как они ловили каждое слово Патриарха, как живо и непосредственно реагировали!

В Вашем письме, Ваше Святейшество, присланном на мое имя, было сказано: «Глядя в глаза молодых людей, видя их искреннюю заинтересованность, открытость и эмоциональность, я вновь убеждался в том, что это поколение мы не потеряли для будущего России. Такие встречи действительно вселяют оптимизм, дают стимул для дальнейших трудов».

Я согласен с Вами, Ваше Святейшество, когда Вы говорите, что, прежде всего, в семье формируются духовно-нравственные, физические, интеллектуальные основы человека, которые затем определяют всю его дальнейшую судьбу.

Поэтому одна из важнейших задач, которую мы поставили у себя в области, и которую будем решать — это всемерное укрепление семьи. Особое внимание мы уделяем молодой семье, специальные льготы и пособия установлены для многодетных матерей.

А самые достойные награждаются специальным знаком «Признательность» и они получают пожизненные льготы, в том числе и бесплатные коммунальные услуги. Все эти меры вместе с улучшением общего экономического благополучия региона позволили нам иметь устойчивые тенденции повышения рождаемости, снижения детской смертности и повышение качества здоровья детей.

Но все эти меры вряд ли помогут решить самую острую, самую жизненно важную проблему большинства молодых и многодетных семей — проблему жилья, и решать ее надо на государственном уровне.

Еще одна проблема:

К сожалению, не у всех детей есть возможность жить в родной семье. Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем растет число социальных сирот (т.е. сирот при живых родителях).

Наша область одной из первых в России разработала и приняла Закон «О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области». Согласно этому Закону, оплата труда за воспитание каждого приемного ребенка составляет у нас 5 МРОТ и автоматически индексируется при увеличении размера МРОТ (в настоящее время она составляет 4000 рублей за одного ребенка).

Эта оплата труда обеспечивает прожиточный минимум приемного родителя и позволяет неработающим гражданам брать на воспитание приемных детей.

Кроме того, приемным семьям на содержание детей выплачиваются ежемесячно 3000−4000 рублей (в зависимости от возраста ребёнка) и, таким образом, получается 7−8 тысяч на одного ребенка в месяц.

Семьям, усыновившим детей, мы в области уже два года выплачиваем ежемесячное пособие в размере 3000 рублей.

Приёмным родителям, взявшим на воспитание детей-инвалидов, оплата труда увеличивается вдвое (10 МРОТ за одного ребенка).

В результате людей, желающих усыновить детей или стать приемными родителями, становится все больше.

Сейчас в области уже 352 приемных семьи, в которых воспитываются 586 детей-сирот.

Но мы гордимся не этим. Главным результатом мы считаем то, что в целом ряде муниципальных образований области за прошедшие годы в детские дома не было отправлено ни одного ребенка. И у нас впервые появилась очередь на усыновление. В последнее время мы много говорим о смысле школьного и у школьного образования. И.В. Кириевский говорил о том, что направление народного образования должно стремиться к развитию чувства веры и нравственности преимущественно перед знанием.

Должен сказать, что система общего образования Калужской области уже 10 лет осуществляет широкомасштабный эксперимент по внедрению культурно-исторического подхода как методологии процесса обучения и воспитания, в основе которого, в частности, лежат и идеи И.В. Кириевского.

У нас издано более 20 принципиально новых учебных книг, позволяющих перестроить систему дошкольного и начального общего образования. Я передал их нашему министру образования и науки Андрею Александровичу Фурсенко.

Не секрет, что в райцентрах и крупных сельских населенных пунктах школы оснащены гораздо лучше технически, укомплектованы специалистами, а, значит, и уровень преподавания в них выше, чем в малокомплектной сельской школе.

Мы предоставили право выбора родителям и школьникам в какой школе будет обучаться ребенок.

И это стало возможно лишь благодаря реализации программы «Школьный автобус».

Мы приобрели почти две сотни автобусов для специально созданного предприятия, которое так и называется «Школьный автобус».

Нельзя не сказать и об огромной роли учителя в образовательном и в воспитательном процессе. Престиж профессии педагога и достойная оценка его труда — сегодня это насущнейшая проблема.

В нашей области меры по государственной поддержке педагогических работников касаются более чем трети учителей.

Выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования, которые приходят работать в школу, введены хорошие разовые выплаты.

Установлены доплаты заслуженным учителям, отличникам народного образования, а так же учителям, отмеченным государственными и отраслевыми наградами, надбавки учителям физической культуры и начальных классов, воспитателям детских садов за дополнительную работу.

Результат всех этих мер таков: если в 2001 году в школы области пришло 50 выпускников педагогических ВУЗов и колледжей, то 1 сентября 2005 года — 259, то есть в пять раз больше.

Сейчас всем уже стало очевидным, что без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии.

Поэтому шаги, которые в последнее время государство и Русская Православная Церковь делают навстречу друг другу, не могут не радовать.

В этой связи заметным событием стало опубликование письма Министерства образования России в адрес органов управления образованием о «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура».

Должен отметить, что в Калужской области эта инициатива Министерства нашла самое живое и деятельное претворение в жизнь. Сегодня этот предмет уже преподается в 87 школах области.

Важно, чтобы подлинная суть православного мироосмысления стала сущностью превоначального образования народа, всегда делавшей школу преддверием церкви в нравственно-эстетическом ее значении.

Последнее столетие нашей истории лишь подтвердило идеи, которые стремился привнести своим просвещенным современникам И.В. Киреевский: русская культура не имеет ценности без ценностей духовных и нравственных. Она в основе духовна, ибо является культурой духа. Эта духовность имеет всеохватывающее значение и проявляется во всем укладе жизни.

Приведу такой пример: в Мещовском районе нашей области настоятель местного свято-Георгиевского монастыря отец Георгий взялся за создание духовно-культурного центра.

Он планировался на 50 человек, а посещают его уже 250 ребятишек.

Значит, духовное просвещение востребовано общетсови — и молодежью в первую очередь.

Радует то, что общество все более и более отторгает ту безнравственность, которую нам пытались навязать.

Какие великолепные передачи для детей и родителей идут сейчас на телевидении: «Солнечный круг» на втором канале. Москвичи организовали замечательную акцию «Мурзики» на ТВЦ. Можно и еще, конечно, примеры приводить. И все это замечательно. Значит далеко не все так плохо, как мы иногда говорим.

Слова особой благодарности хочу высказать Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту, сегодняшнее выступление которого надо было бы издать отдельной брошюрой.

Его стараниями, его инициацивой и его попечением развивается и обновлятеся приходская жизнь. Стала успешно действовать система духовного образования. Духовно-нравственным просвещением занимаются семинария, духовное училище, православные гимназии, целый ряд воскресных школ.

Действует миссионерский центр «Вера, Надежда, Любовь» в Обнинске. Приют для девочек из неблагополучных семей «Отрада» в Свято-Никоновом Черноостровском монастыре, молодежный лагерь «Златоуст» и другое. Все эти благие дела совершаются у нас по Вашему благословению, Ваше Высокопреосвященство. Возрождаются духовные святыни нашей земли, храмы и монастыри, строятся новые (например, храм Покрова Богородицы).

Инициативы, с которыми сейчас выступает Русская Православная Церковь, встречают повсеместную поддержку во всех слоях российского общества.

Пройдя период идеологического самоотрицания, русская культура проходит трудный путь восстановления себя, как таковой. Этот же удел, естественно, достался и русской школе. Хочется верить, что начавшиеся Рождественские чтения станут одними из важнейших событий русской культуры, освященной идеалами Православия, зародившейся, по словам И.В. Киреевского, «с первым ударом христианского колокола,… чтобы те начала жизни, которые сохраняются в учении Святой Православной Церкви, вполне проникли в убеждения всех степеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, а напротив, обнимая его своей полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие, и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей Православной России».

В связи с этим, я обращаюсь к министру образования и науки Российской Федерации Андрею Александровичу Фурсенко: давайте в рамках года великого ученого и патриота И.В. Киреевского проведем в Калужской области Всероссийское совещание, на котором обсудим все проблемы, касающиеся образования, нравственности, духовного и физического здоровья нации.

Сегодня у нас огромное поле для сотрудничества с русской Православной Церковью в деле нравственного и духовного просвещения молодежи во имя и во благо будущего величия великой России.

Спасибо за внимание.

http://www.prokimen.ru/article_1850.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru