Литературная газета | Михаил Мчедлов | 02.02.2006 |
Это показатель нравственного и культурного кризиса в нашем обществе, считает доктор философских наук, профессор МГУ, председатель Экспертного совета религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Михаил Петрович МЧЕДЛОВ.
В начале 1990-х гг. доля россиян, относящих себя к верующим в Бога, выросла почти в 4 раза по сравнению с концом 1970-х, когда таковых было лишь около 10 процентов. Процент же неверующих снизился с 25 до 12 процентов. Зазвучали поспешные заявления о религиозном ренессансе в России.
Однако со второй половины 90-х годов количество верующих даже начало уменьшаться. В последние годы носители поверхностной, «модной» религиозности перемещаются к колеблющимся, безразличным к Богу, но главное — в сторону верующих в «космобиоэнергетику», магию, колдовство, астрологию и прочую сверхъественную муть. Словом, в тот мир, который сегодня объединяется понятием «лженаука».
Исследования Центра «Религия в современном обществе» М.П. Мчедлова открывают необычайно важную тенденцию — 4−5 процентов населения, или около 6,6 миллиона наших соотечественников, так или иначе доверяют лженаучным явлениям. Причём налицо тенденция к увеличению числа таких лиц, в первую очередь среди молодёжи!
Сторонников лженауки может быть и больше. Само содержание веры в «традиционных» богов у многих опрошенных оказалось весьма туманно. Религиозные идеи часто соседствуют у них с верой в магию, колдовство, астрологию. Также и среди наших атеистов нашлись те, кто верит в лженаучный «джентльменский набор».
Видимо, у основной массы наших сограждан, верующие они или неверующие, мировоззренческие взгляды ещё носят нецельный, эклектичный, незрелый характер. То же относится к «лженаучному лагерю».
Но почему же та часть нашей молодёжи, которая находится в состоянии духовного поиска, которой необходимо во что-то верить, чтобы ощутить полноту и ценность бытия, вместо веры в Бога выбирает мелкое и доморощенное шарлатанство?
Возможно, традиционные российские религии, пребывавшие в течение советского периода в «социальном гетто», привыкли ориентироваться на наименее образованные и социально пассивные слои населения, пенсионеров и домохозяек. И в первую очередь священнослужители оказались не готовыми к приходу в храмы верующих новой волны, помолодевших, с высоким уровнем образования и социально-профессиональным статусом. Результатом этого стало разочарование многих пытливых людей, и особенно молодых, ищущих религиозной веры, их обращение к лженаучному надувательству.
И это очень опасная для общества тенденция. Лженаука абсолютно бесплодна, тогда как традиционные религиозные организации, по мнению подавляющего большинства россиян, позитивно влияют на поддержание нравственных ценностей и гармоничных межэтнических отношений, сохранение и развитие национальной культуры, обеспечение стабильности общества и его цивилизационной идентичности.
«…Основные религиозные организации, например христианство, призывают к соблюдению позитивных этических норм и способны… облегчить жизнь обездоленных людей. Поэтому недопустимо преследовать за веру и вообще как-то мешать соблюдению свободы совести», — утверждает один из самых деятельных и непримиримых борцов с лженаукой в России выдающийся физик, академик В.Л. Гинзбург.
Несмотря на то что между наукой и религией в современном мире установились терпимые и взаимоуважительные отношения, сегодня невозможно себе представить форму их объединения в борьбе с лженаукой. А жаль. Возможно, если бы их усилия объединились, они бы успешнее справились с их общим противником.
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg042006/Polosy/122.htm