Русская линия
НГ-Религии Мария Пустовойт02.02.2006 

«Единый народ перед Богом»
Джордж Буш в очередной раз объявил США защитником верующих во всем мире

Двести двадцать лет назад, 16 января 1786 года, в североамериканском штате Вирджиния был принят закон о свободе вероисповедания, автором которого был Томас Джефферсон. В память об этом событии в нынешнем году Джордж Буш-младший объявил 16 января Днем религиозной свободы. В заявлении, посвященном этому дню, президент США подчеркнул роль Соединенных Штатов в борьбе с религиозной дискриминацией и защите свободы вероисповедания во всем мире.

Буш в своем выступлении не говорил о религиозной свободе в самих Соединенных Штатах, поскольку подразумевается, что США в этом отношении — образец для подражания. Однако тем не менее проблемы, связанные с данной темой, не обошли и эту страну.

Особенность Соединенных Штатов состоит в том, что идеологическая основа американской государственности — это протестантский фундаментализм. Фундаменталисты считают, что только американцам уготована миссия создать на земле идеальное общество, живущее по христианским законам.

До сих пор в политической и общественной жизни США религиозным вопросам уделяется большое внимание. Пожалуй, основным «камнем преткновения» является сфера образования. Именно в этой области на передний план выходит проблема разделения государства и Церкви. Довольно спорными, например, являются программы по так называемым «школьным ваучерам», принятые в нескольких штатах. Согласно программам, родители могут получить индивидуальное финансирование для полного или частичного покрытия расходов на обучение детей в частных школах.

Проблема состоит в том, что «ваучеры» могут быть потрачены на обучение в церковных школах. Фактически получается, что государство оплачивает религиозное образование.

Администрация и учителя государственных школ не имеют права ограничивать учеников в их религиозных верованиях, а также проповедовать какую-либо религию. Но все по-разному понимают смысл этих правил. Так, суды США неоднократно рассматривали дела, по которым родители учеников обвиняли учителей в том, что детям не позволяют выражать свои религиозные убеждения в сочинениях и устных выступлениях на уроках. В этих случаях судебное решение обычно выносилось в пользу учеников, так как они имеют конституционное право излагать свое мнение.

Жаркие споры разгорелись также по поводу клятвы верности американскому флагу, которую произносят все школьники каждое утро перед началом занятий: «Я клянусь в верности флагу Соединенных Штатов Америки, республике, которую он символизирует, единому народу перед Богом, неразделимому, где свобода и справедливость существуют для всех». Правомерность упоминания в этой клятве Бога уже неоднократно оспаривалась в судах.

В декабре прошлого года один из капелланов ВМС США объявил голодовку у Белого дома в связи с тем, что его командованием были выпущены инструкции, согласно которым капелланы (выполняющие роль своеобразных «политработников» в американских вооруженных силах) не могут упоминать в проповедях имя Иисуса Христа. Они должны говорить только о Боге Отце, что должно сделать их проповеди более «универсальными».

Дело порой доходит до абсурда. Так, в последние годы все чаще звучат призывы заменить в общественных местах традиционное поздравление «Счастливого Рождества!» на фразу «Сезонные поздравления!», что подразумевает поздравления не только с Рождеством, но и другими праздниками осенне-зимнего периода, включая иудейскую Хануку и афроамериканский праздник Кванзаа.

За последние десятилетия в США построено множество мечетей, синагог, индуистских и буддийских храмов. В государственных школах девочкам не запрещено носить хиджаб. Множество судебных прецедентов защищают свободу вероисповедания представителей всевозможных конфессий. Но главное, о чем говорят сегодня в Америке, — это то, что свобода религии не должна стать «свободой от религии», что политкорректность не должна мешать людям жить по своей вере.

Здесь очень важно не перейти тот рубеж, на котором приверженность национальным традициям превращается в зачатки теократии. Особенно шатким становится этот баланс, когда речь заходит о внешней политике. Так, в речах президента Соединенных Штатов часто звучит религиозная риторика, когда речь заходит о действиях США на международной арене. Подтекстом его выступлений звучит вера в особую, Богом данную роль Америки как проводника христианских ценностей во всем мире. Но операция в Ираке превратилась в затяжную и кровавую войну, которую уже не поддерживают и сами американцы.

И если Рональд Рейган в своей речи времен холодной войны мог использовать словосочетание «крестовый поход во имя свободы», имея в виду борьбу с Советским Союзом, то нынешний президент вынужден избегать таких выражений. Ему приходится считаться и с американцами-мусульманами, число которых растет и составляет сегодня, по некоторым оценкам, до 6 млн. человек.

В настоящее время рейтинг Буша падает, и, согласно опросам, большинство избирателей считают, что во время его президентства моральная ситуация в стране ухудшилась. Подвергаясь резкой критике по вопросам социально-экономической политики и войны в Ираке, республиканцы пытаются апеллировать к морально-религиозным ценностям, в частности используя вопрос о запрете абортов.

Лозунг «право на жизнь», который используется в кампании за пересмотр решения Конституционного суда, признавшего право женщин на аборт, вызывает эмоциональный отклик прежде всего у религиозно-консервативной глубинки Америки. Это именно та политическая база сегодняшней Республиканской партии, опираясь на которую республиканцы рассчитывают избежать поражения на предстоящих в нынешнем году промежуточных выборах в Конгресс и сохранить свою власть на президентских выборах 2008 года.

Об авторе: Мария Константиновна Пустовойт — младший научный сотрудник Института США и Канады РАН.

http://religion.ng.ru/facts/2006−02−01/2_bush.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика