Русская линия
НГ-Религии Талиб Саидбаев01.02.2006 

Забыли спросить мусульманок
В условиях социальной защищенности вопрос о полигамии является достаточно спорным

После заявлений вице-премьера Чечни Рамзана Кадырова и муфтия Нафигуллы Аширова о необходимости легализации многоженства как в Чечне, так и во всей России, в обществе и СМИ по этому поводу развернулась бурная дискуссия. На мой взгляд, вопрос о полигамии является юридическим и в российских условиях не имеет перспектив для разрешения. Более того, никаких предпосылок к тому, чтобы в современной России многоженство стало социально значимым явлением, нет.

В ходе дискуссии в электронных СМИ, в частности, была высказана следующая мысль: «Ислам — единственная из мировых авраамических религий, имеющая в своем Священном Писании норму, допускающую многоженство». Уточню, многоженство допускается и Библией (Ветхим Заветом), Священным Писанием иудаизма и христианства — религий, сформировавшихся за много веков до ислама. Многоженцами были Ламех — потомок Каина и отец Ноя, праотцы Авраам и Иаков, а также все израильские цари. Всех превзошел царь Соломон, который, по преданию, имел от трехсот до тысячи жен родом из разных стран.

Известный историк религии Эрнест Ренан приводит такой пример: знаменитый еврейский ученый I в. рабби Тарфон в «голодный год» обручился с тремястами женщинами для того, чтобы материально поддержать их. В свою очередь, Талмуд, составление которого было завершено в VI веке, рекомендовал мужчинам иметь не более четырех жен.

Однако евреи не были первым и единственным народом, практиковавшим полигамию до арабов. Древние китайцы и японцы многоженство считали добродетелью. Официально практиковалось оно и в Индии. Полигамия была распространена в Древнем Египте: многоженцем, в частности, был царь Аменхотеп (1408−1372 гг. до н.э.).

Там, где многоженство было запрещено, например в христианской Европе, находили разные пути обхода этого запрета. Так, в средневековой Италии возможность, что у мужа на стороне может быть другая женщина, предусматривалась соглашением о браке: любовницам и побочным детям оставляли даже наследство. Как пишут специалисты, «двоеженство de facto (бигамия) стало сущим бичом Англии XVIII в.».

Обычным явлением была полигамия и в Древней Руси. Как писал известный историк Сергей Соловьев, «многоженство у всех племен славянских есть явление несомненное; наш летописец говорит о восточных славянах, что они брали по две и по три жены; обычай многоженства сохранялся долго и после введения христианства». Среди князей, имевших вторых жен и побочные семьи, отмечены Святослав Игоревич, Владимир Святославович, Ярослав Галицкий.

Не могу не подчеркнуть, что появление многоженства было связано главным образом с причинами социально-экономическими, а не религиозными. Оно появилось там, где была большая потребность в рабочей силе, то есть в ее увеличении. К тому, чтобы вступать в полигамный брак, женщин принуждали голод и бедность, невозможность обеспечить детей. Многоженцы появлялись после эпидемий. Полигамию порождали также войны, после которых оставалось много вдов.

Недавно я познакомился с размышлениями одного из христианских епископов времен так называемого высокого Средневековья. Он рассуждает о проблемах семьи, глава которой, например, находится в крестовом походе, и рассказывает о том, что очень часто мужья попадали в плен, а их жены, оставшиеся дома, заключали браки с другими мужчинами, считая своих мужей погибшими. Епископ призывает крестоносцев снисходительно относиться к своим женам, оставшимся на Западе и «поддавшимся соблазнам», принимая во внимание «хрупкость женского сосуда и слабость пола».

Труд средневекового епископа напомнил мне письмо группы мусульманок из Маргилана (Узбекистан) на имя председателя президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина, которое я нашел в архиве много лет назад. Письмо датировано 1943 годом, когда был принят указ, стимулирующий рождаемость и с этой целью учреждающий звание «Мать-героиня», ордена и медали «Материнской славы» разных степеней. Мусульманки писали, что они тоже хотели бы получать награды, но так как их мужья находятся на фронте, они не могут рожать детей. Поэтому они просили разрешить многоженство.

К чему я это пишу? Да к тому, что в ходе ставших уже популярными дискуссий о многоженстве стороны почему-то в недостаточной степени учитывают социальные условия, сложившиеся в России, особенно мнение самих мусульманок. Да, кого-то и сегодня нужда заставляет идти в чужую семью второй, третьей, четвертой женой. Такие случаи, к примеру, появились за последние годы в некоторых регионах Средней Азии. Причина, повторяю, не в исламе, не в религиозности, а в безысходности, в нищете и безработице.

Но много ли мусульманок, готовых к такому шагу? Единицы. Не думаю, что 10% браков мусульман сегодня являются полигамными. Даже в условиях феодализма число многоженцев не превышало у оседлых народов этого региона 2%, а у кочевников — 2,5%. Не будем забывать, что современная мусульманка-россиянка обладает достаточной экономической самостоятельностью, более высоким, чем у мужчин, общеобразовательным уровнем, понимает свою значимость в обществе и семье. Абсолютное большинство мусульманок не отводят себе роль одной из жен своего мужа. Поэтому не случайно и сам Рамзан Кадыров, и Нафигулла Аширов не допускают для себя возможности завести вторую жену.

Об авторе: Талиб Сарымсакович Саидбаев — доктор философских наук, главный редактор газеты «Ислам Минбаре».

http://religion.ng.ru/problems/2006−02−01/4_musulmanki.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика