НГ-Религии | Гамэр Баутдинов | 01.02.2006 |
В основном мусульмане в Италии — это иммигранты из исламских стран Азии и Африки (общей численностью около одного миллиона человек), хотя ислам приняли и более десяти тысяч коренных итальянцев, в том числе и два бывших итальянских посла в Саудовской Аравии. Группы иммигрантов-мусульман, приехав в Италию, объединялись по этническому принципу, но важную роль в этом процессе играла и нынешняя география расселения мусульман. К примеру, давнее противостояние Рима и Милана, официальной и деловой столиц страны, отразилось и на межмусульманских отношениях и привело к образованию различных исламских организаций.
В целом вопрос об интеграции мусульман в итальянское общество стоит достаточно остро. Можно сказать, что в целом отношение большинства итальянцев к иммигрантам, исповедующим ислам, является настороженным. Во многом такое отношение вызвано деятельностью исламистских организаций и террористическими актами в различных странах мира, в том числе в Великобритании, Франции и Испании. Информацию об активизации в стране исламистов получают и итальянские полиция и спецслужбы, что лишь накаляет напряженную атмосферу вокруг иммигрантов-мусульман в Италии.
В этой ситуации именно Министерство внутренних дел Италии стало инициатором создания «Consulta islamica». Джузеппе Пизану лично выбрал 16 кандидатов для включения в состав Консультативного совета, чему предшествовала серьезная и длительная работа.
Среди членов Совета журналисты и писатели, преподаватели и медики, религиозные и профсоюзные деятели. Это люди разного социального положения, разного возраста, давно живут и работают в различных городах страны. В составе Совета также четыре женщины. Примечательно, что в состав «Consulta islamica» вошли представители большинства этнических групп мусульман, проживающих в Италии, в том числе выходцы из Албании, Алжира, Иордании, Ирака, Кении, Ливии, Марокко, Пакистана, Сенегала, Сирии, Сомали и Туниса. Коренных итальянцев представляют две известные личности: имам Яхья Серджио Паллавичини, старейший член и вице-президент исламской религиозной общины «Курайш» из Милана, и бывший посол Италии в Саудовской Аравии Марио Шалойя, руководитель итальянской секции Всемирной исламской лиги.
Большая часть проживающих в Италии мусульман исповедует ислам суннитского толка, поэтому в основном члены Консультативного совета сунниты. Единственное исключение среди них составляет уроженка Кении Гульшан Антивалле, президент Итальянской общины исмаилитов. Исмаилизм — одно из течений в шиизме, приверженцы которого в основном проживают в Иране, Пакистане, Индии, Ираке, Сирии, Афганистане, Египте и странах Восточной Африки.
Как отметил Джузеппе Пизану, если до сих пор не удалось наладить диалог между мусульманами и государством, то «прежде необходимо хотя бы познакомиться, чтобы понять друг друга». Он также подчеркнул, что «члены Совета представляют умеренный ислам и, следовательно, являются нашими естественными союзниками в борьбе против терроризма». По его мнению, создание «Consulta islamica» продиктовано желанием разумно решать вопросы, связанные с иммиграцией, и способствовать процессам интеграции новых граждан. Напомнив о необходимости «защиты гражданских прав, включая и членов религиозных меньшинств», министр уточнил, что Совет будет иметь лишь «консультативный характер» и должен будет поднимать животрепещущие проблемы мусульман, живущих в Италии, определять приоритеты и давать рекомендации по возможному решению этих проблем.
То, что в наибольшей степени волнует итальянских мусульман сегодня, вкратце обозначил в газете «Repubblica» член Консультативного совета иракский писатель Юнис Тауфик. Это статус действующих в Италии мечетей и проблема отчисления налога в фонд помощи мусульманским общинам и организациям, что делается по отношению к некоторым другим религиям. Это вопросы гражданства и смешанных браков, подготовки имамов и учебных программ для более чем ста медресе, открытых в стране. Это также проблемы, связанные с мусульманскими праздниками и кораническими школами, ношением головных платков, заготовкой халяльного (разрешенного) мяса, выделением мусульманам участков на кладбищах.
Однако нельзя сказать, что создание Совета встретило полное понимание в итальянском обществе. Противники инициативы Пизану имеются как в самой правящей коалиции, особенно среди руководства националистической Лиги Севера, так и среди крайне консервативной части общества, придерживающейся ксенофобских и антиисламских взглядов. Своеобразным рупором этих сил стала журналистка и писательница Ориана Фаллачи, которой в Милане была присуждена премия «Золотой Амвросий» (св. епископ Амвросий — покровитель этого города).
Лауреат Нобелевской премии по литературе Дарио Фо отреагировал на это следующим образом: «Если вспомнить, что святой Амвросий был проповедником терпимости, епископом, который крестил темнокожего, каковым был святой Августин, я скажу, что теперь „Золотой Амвросий“ полностью дискредитирован. Какое отношение к нему имеет Фаллачи?»
Некоторый скепсис в связи с созданием Совета высказывался также и среди мусульман Италии. В первую очередь он касался персонального состава Консультативного совета, а именно того, что в него включен шейх Мохаммед Нур Дахан, итальянский врач сирийского происхождения, имам мечети в городе Анкона и глава Союза исламских общин Италии (СИОИ). На сегодня это крупнейшая мусульманская организация в Италии, объединяющая более сотни мечетей и молитвенных домов. Аналитики утверждают, что СИОИ придерживается достаточно радикальных взглядов, к тому же имя ее руководителя даже не фигурировало в списке кандидатов в Совет. Однако известно, что Нур Дахан принимал активное участие в переговорах по освобождению итальянских заложниц в Ираке осенью 2004 года.
С другой стороны, президент Исламского института культуры (ИИК) в Милане Абдель Хамида Шаари считает, что в составе Совета слабо представлено исламское духовенство. По его словам, имена большинства членов «Consulta islamica» мало что могут сказать простым мусульманам. Более того, эти люди для них просто неавторитетны.
Примечательно, что репутация самого Исламского института культуры также весьма неоднозначна. Именно мечеть при ИИК в последнее время привлекла повышенное внимание полиции Италии, а правительство США после терактов 11 сентября 2001 года назвало ее «главным центром „Аль-Каиды“ в Европе».
Сложно сказать, получит ли «проект» Джузеппе Пизану свое развитие в будущем. Весной 2006 года в Италии должны состояться парламентские выборы, в канун которых шансы нынешней правящей право-центристской коалиции во главе с премьером Сильвио Берлускони расцениваются не очень высоко. Вполне вероятно, что в том случае, если в стране сменится правительство, новый министр внутренних дел будет придерживаться иного политического курса в отношении иммигрантов. Впрочем, и сама инициатива Пизану может рассматриваться как своеобразный пиар-ход в преддверии избирательной кампании.
Об авторе: Гамэр Анварович Баутдинов — публицист, член Союза журналистов России.
http://religion.ng.ru/politic/2006−02−01/3_konsultacii.html