Нижегородские епархиальные ведомости | Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) | 26.08.2009 |
Дорогие братия и сестры, уважаемые коллеги!
Нынешний год в Российской Федерации объявлен Годом молодежи. Это означает, что государство считает решение проблем подрастающего поколения приоритетной задачей своей внутренней политики.
Молодежь — это будущее нашей страны, которое созидается сегодня. А то, какой она будет, и то, каким станет наше будущее, зависит прежде всего от образования, то есть от воспитания и обучения, которые неразрывно связаны между собой. Необходимо понимать, что система знаний, которую призвано дать образование, есть лишь надстройка над системой ценностей, которая складывается в процессе воспитания личности. Это педагогическая аксиома, которая никогда прежде не подвергалась сомнению. И лишь в современной России, начиная с реформ 90-х годов XX века, мы видим последовательное отрицание этого принципа.
Конечно, духовно-нравственный кризис, переживаемый российским обществом в последние годы, наиболее отчетливо проявляется в молодежной среде. Действительно, для многих молодых людей просто не существует никаких положительных ценностных ориентиров и идеалов. Это и понятно, если принять во внимание, что личность воспитывается на примерах. Так, в семейных отношениях это пример родителей, в обществе — пример героев, выдающихся деятелей прошлого и настоящего, наконец, в отношениях с Богом и ближними — пример святых. Но именно эти примеры, столь благотворно влияющие на личность в процессе воспитания, нынешняя молодежь в большинстве своем склонна не замечать, заменяя их «кумирами» из области шоу-бизнеса, спорта, асоциальной среды. Однако разница здесь огромна: если следование примеру — это сознательное и ответственное поведение, то поклонение кумиру — лишь слепое копирование навязанного извне образа мыслей и действий.
Человек, не получивший достойного воспитания, пусть даже образованный в современном, светском понимании, по определению не свободен. Он всегда является удобным объектом для манипулирования. В продолжение своей мысли приведу слова Святейшего Патриарха Кирилла, обращенные им к молодежи: «И Церкви, и России сегодня нужна думающая молодежь, способная принимать решения и критически воспринимать ту информацию, которую обрушивает на нас современный мир. Но это невозможно без получения качественного образования, частью которого должно стать воспитание личности и гражданина. Наша молодежь переживает кризис, она лишена четких ценностных ориентиров. У Церкви такие ориентиры есть. Яркий пример — история российских новомучеников. <> А что знает молодое (да и старшее) поколение, например, о Бутовском полигоне, где в земле покоятся мощи сотен этих святых? А ведь это не единственное место в нашей стране, которое должно стать местом памяти, смысловой скрепой, соединяющей прошлое и будущее».
Принципиальная позиция Церкви такова: то или иное мировоззрение, та или иная система ценностей в российской системе образования никому не должна навязываться. Светская школа, в соответствии с декларируемым принципом свободы совести, обязана учитывать мировоззренческий выбор семьи и ребенка. Ведь именно на родителях лежит главная ответственность и право определять основы жизни своих детей, в том числе и мировоззренческие.
Таким образом, сегодня одной из важнейших задач для отечественной системы школьного образования является создание такой образовательной модели, которая органично учитывала бы позицию семьи и ребенка. Такая система в полной мере будет отвечать требованиям российского законодательства. В частности, закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14, п. 4) провозглашает: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». С этим принципом полностью согласуется наследие отечественной педагогической мысли и русской культуры в целом.
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» подчеркивает, что «Российская Федерация, являясь светским государством, признает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры..», тем самым признавая православие государствообразующей и культурообразующей религией России. Отсюда следует закономерный вывод: гражданин России не может не знать и не сознавать того, что православие является фундаментом российской государственности и культуры. Понимание этого — необходимый элемент правильного гражданского самосознания. Следовательно, не говорить об этом в школе нельзя, ибо для общества это равносильно самозабвению, самоотрицанию.
Такая позиция находит поддержку и понимание в нижегородской педагогической среде, и мы видим сегодня главную задачу в том, чтобы способствовать созданию единого образовательного пространства в регионе. Нижегородская епархия совместно с органами управления образованием, местным самоуправлением ведет работу по созданию необходимой нормативно-правовой базы для сотрудничества государственных и муниципальных структур и Церкви.
С 2006 года при Нижегородском институте развития образования успешно действует Лаборатория гражданского становления личности, созданная при участии епархиального отдела образования. Среди результатов ее деятельности — разработанный региональный историко-краеведческий культурологический курс «Нижегородский край» для учащихся седьмых классов общеобразовательных школ, учебные модули и курсы по духовно-нравственной культуре для педагогов, около десяти экспериментальных площадок по духовно-нравственному воспитанию в школах области, регулярные консультации для учителей по вопросам православной культуры и гражданско-патриотического воспитания и многое другое.
Продолжает расти интерес к педагогическим конкурсам, среди которых особо следует отметить всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», проводимый при поддержке Русской Православной Церкви, а также конкурсы «Серафимовский учитель» и «Православная инициатива», организуемые Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского.
В Нижнем Новгороде и области ежегодно увеличивается количество школ, в которых на факультативной основе преподаются православно ориентированные предметы («Основы православия», «Основы православной культуры», «Истоки» и другие).
Особое внимание уделяется подготовке квалифицированных специалистов. В Нижегородском педагогическом университете, Арзамасском педагогическом институте на протяжении нескольких лет ведется подготовка и переподготовка педагогов по специальности «Православная теология». Полученное здесь педагогическое образование дает выпускникам право преподавать как православно ориентированные, так и религиоведческие дисциплины в общеобразовательной школе. Для повышения квалификации педагогов действуют также выездные обучающие семинары, проводимые в благочиниях епархиальным отделом образования совместно с преподавателями Духовной семинарии, нижегородских вузов. Кроме того, педагоги проходят обучение на курсах по основам православной культуры в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
Одно из наиболее важных направлений работы — работа по созданию образовательных учреждений нового типа, каковыми с полным правом можно считать православные гимназии. Шесть из восьми существующих гимназий в 2009 году успешно прошли государственную аккредитацию и подтвердили свой высокий образовательный статус.
В настоящее время создается и система православно ориентированных муниципальных образовательных учреждений. С этой целью в декабре 2007 года при поддержке Общественного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе была создана окружная Ассоциация православно ориентированных образовательных учреждений. В то же время при НГЛУ им. Н. А. Добролюбова начал работу Славяно-греко-латинский кабинет, ставший научно-методическим центром для всех подобных образовательных школ и гимназий. При этом такие образовательные учреждения, оставаясь, по сути, светскими, фактически являются экспериментальными площадками по созданию модели новой российской школы, где, как мы надеемся, будет успешно решена проблема воспитания целостной, гармонично развитой личности, ответственного гражданина и патриота своей страны. Да поможет нам в этом Всемогущий Господь!