Русская линия
НГ-Религии Джованни Бенси01.02.2006 

Любовь, как много в этом слове…
Первая энциклика Бенедикта XVI вышла в преддверии Дня всех влюбленных

Первая энциклика Папы Римского Бенедикта XVI «Бог есть любовь» («Deus caritas est») была официально представлена в Ватикане 25 января. Как правило, папские энциклики посвящены различным вопросам католической доктрины или морали. Они помогают понять, в каком направлении будет развиваться Римско-Католическая Церковь.

Энциклику прокомментировали кардинал Ренато Мартино, председатель Папского совета «Справедливость и мир», архиепископ Паул Кордес, председатель Папского совета «Cor Unum» («Единое сердце») и архиепископ Уильям Левада, префект Конгрегации по делам вероучения. Выбор этих трех иерархов имеет свой глубоко символический характер: первый из них возглавляет организацию, призванную содействовать применению на практике социальной доктрины Католической Церкви, второй руководит благотворительной деятельностью Ватикана, а третий следит за «чистотой веры».

Документ выйдет на семи языках: немецком, который для Бенедикта XVI является родным, латинском, английском, французском, итальянском, испанском и португальском.

Понтифик накануне издания энциклики заявил, что тема любви имеет не только богословское содержание, но она также тесно связана с социальными и экуменическими вопросами. По мнению Бенедикта XVI, «любовь Божья является условием любви между христианами, а также условием мира на планете». Энциклика сравнительно коротка (около 50 стр.), но ее понимание требует от читателя определенных теологических и лингвистических знаний. Сразу становится ясным, что этот документ написан весьма образованным ученым-богословом и филологом.

Например, в одном из первых разделов энциклики Понтифик пишет о соотношении между «эросом», эротической любовью и «агапэ», безусловной и самоотверженной духовной любовью. Понтифик разъясняет, что «эрос» — это несовершенный вариант любви, еще не озаренный светом Откровения. Христианство вводит в обиход другое слово, тоже означающее «любовь». И если «эрос» — любовь, часто эгоистичная, направленная на наслаждение плоти, то понятию «агапэ», как и латинскому «caritas», свойственны духовные качества — такие, как сострадание, человеколюбие, благотворительность.

Без «агапэ», то есть «без любви, основанной на вере и ею поддерживаемой», «эрос» в конце концов обесценивается, сводясь к «простому сексуальному влечению». В таком случае, пишет Понтифик, любовь становится «товаром», чем-то, «что можно продавать и покупать». При этом «сам человек тоже становится товаром».

Папа высказывает опасение, что в современном мире углубление разрыва между «любовью-даром» («агапэ») и «любовью-вожделением» («эрос») приведет к утрате того ценного вклада, который христианство внесло в одухотворение отношений между мужчиной и женщиной. Для предотвращения этой угрозы Бенедикт XVI предлагает укрепить единство «эроса» и «агапэ» как необходимого пути, обеспечивающего полноту любви.

Многие думают, подчеркивает Понтифик, что Церковь негативно относится к эросу. По этому поводу он даже полемизирует с немецким философом Фридрихом Ницше, критиковавшим христианство и обвинявшим его, в частности, в «уничтожении эроса». Это неверно, пишет Бенедикт XVI, «эрос» должен дополняться «агапэ», и это происходит в той мере, в которой двое реально любят друг друга. При этом каждый стремится не к достижению своего удовольствия, а в первую очередь думает о другом. Таким образом, «эрос» превращается в «каритас» путем очищения и углубления. Он выходит за рамки отдельной семьи и передается обществу, Церкви и, наконец, миру.

«Эрос, — пишет глава Римско-Католической Церкви, — это дар любви между мужчиной и женщиной. Он проистекает от щедрости Творца, следовательно, его нельзя осуждать». При этом Понтифик подтверждает традиционное представление Католической Церкви о браке: «Брак, основанный на обоюдной любви, становится символом связи Бога со своим народом и этого народа с Богом».

Во второй части энциклики Бенедикт XVI рассуждает об экклезиологическом и социальном измерениях любви. Мир и справедливость во всем мире, утверждает Папа, возможны только, если повсюду с Божьей помощью воцарится любовь в том смысле, который содержится в греческом слове «агапэ» и в его латинском эквиваленте «каритас». Любовь, или «каритас», настаивает Понтифик, всегда будет нужна, «даже в самом справедливом обществе».

Если христианин руководствуется этим чувством, то он будет испытывать сочувствие и сострадание ко всем людям, его благотворительная деятельность избавится от уз, налагаемых разного рода партиями и идеологиями. Деятельная любовь христиан направлена не на «изменение мира, а представляет собой осуществление здесь и сейчас той любви, в которой человек постоянно нуждается».

Архиепископ Анджело Комастри, викарий Бенедикта XVI по управлению Градом Ватиканом, так прокомментировал выход энциклики корреспонденту «НГ»: «Многие сегодня понимают любовь только как удовлетворение собственных прихотей, только как половой акт. Вот почему переживают кризис семьи и супружеские пары. Надо возвратиться к подлинной любви, любви Божьей. Поэтому первая энциклика нынешнего Папы на эту тему является настоящим вызовом миру».

Энциклику Бенедикта XVI с особенным энтузиазмом восприняли в городе Терни, кафедральный собор которого посвящен святому Валентину. По древней традиции, он считается покровителем влюбленных. Епископ Терни Винченцо Палья сказал, что в этом году празднования в честь святого Валентина приобретут новый импульс в свете энциклики, призывающей озарять человеческую любовь светом Божьей любви.

Светские СМИ восприняли энциклику неоднозначно. По мнению некоторых обозревателей, она слишком «интеллектуальна», поскольку жонглирует греческими и латинскими понятиями. Ну, например, какое дело среднестатистическому католику, как «агапэ» соотносится с «эросом»?

И тем не менее Папу Римского Бенедикта XVI такого рода мнения явно не пугают, поскольку он подтвердил свое стремление и в дальнейшем выявлять суть христианского учения с тем, чтобы оно претворялось в жизнь.

http://religion.ng.ru/facts/2006−02−01/1_love.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru