Русская линия
Одна Родина Станислав Минаков24.08.2009 

«О Харьков, град благословенный…»
К 355-летию основания и 66-й годовщине освобождения города от немецко-фашистской оккупации

Возвышенной строкой, вынесенной в заголовок, начиналась старая «Ода Харькову». И горделиво продолжалась: «…глава Украинской страны!»

Тезис о «главе украинской страны» поддерживался большевиками, правда, лишь до 1934 г., когда столица советской Украины была возвращена в Киев.

Но что бесспорно, Харьков и сегодня остается градом не случайным, не статистом, а делателем в общем пространстве Русской цивилизации. Что, разумеется, нисколько не умаляет и не исключает известную «украинскость» города, всегда исторически соединявшего в себе — объединительно и неконфликтно — разные культуры.

Утвердившись более всего за счет университета, учрежденного одновременно с Казанским в 1804 г., Харьков пришел к нашим дням крупным научным, промышленным и культурным центром, а ещё — стойким оплотом Русского православия. Сегодня, в дни духовных и политических испытаний, в городе нет храмов, присвоенных или построенных раскольниками-филаретовцами. Чего, увы, никак не скажешь о Киеве или иных территориях.

Именно государя Александра I, по повелению которого был открыт университет, могут называть императором Благословенным в полноте чувств жители «града благословенного» — харьковчане. (Не пришла ли пора поставить ему здесь памятник?)

Несколько раз ездил в столицу к государю с ходатайством об учреждении университета харьковский городской голова Егор Урюпин, который из-за конфликта с губернатором даже в сумасшедший дом был упечен (но победил-таки!). А идея университета в Харькове принадлежала ее воплотителю, Василию Каразину, резонно впоследствии заметившему: «Я смею думать, что губерния наша предназначена разлить вокруг себя чувство изящности и просвещения. Она может быть для России то, что Древние Афины для Греции».

Мысль об аналогии с «древними Афинами» или Антиохией разделяет известный писатель, бывший харьковчанин Юрий Милославский, который ввел в обиход термин «Харьковская цивилизация». И, как мы уже сказали, к несомненному «чувству изящности и просвещения» столь же несомненно присущее харьковчанам стояние в вере православной. В городе служения святителей Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, и Афанасия, Лубенского чудотворца, в городе, где издавался на рубеже XIX—XX вв. уникальный религиозно-философский журнал «Вера и разум» (в нем публиковались лучшие умы русского богословия и православной мысли), где служили митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий и протоиерей Николай Стеллецкий (взят как заложник Харьковским ЧК и убит в июле 1919 г. в Сумах), где окормляли народ харьковские отцы-священномученики, прославленные в Соборе новомучеников Слободского края, — митрополит Киевский, экзарх Украины Константин Дьяков (+1937), архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий Гагалюк (+1938), архиепископ Харьковский Александр Петровский (+1940), — сохраняется духовная преемственность.

На памятнике Каразину, стоящему теперь у входа в главное здание университета, из литых букв собрана такая цитата: «Блажен уже стократно, ежели случай поставил меня в возможность сделать малейшее добро любезной моей Украине, которой пользы столь тесно сопряжены с пользами исполинской России».

В нынешней Украине, увы, достанет сил, желающих срезать окончание фразы. Мы же можем только восхититься этими скрижальными формулировками, ставшими девизом для многих поколений харьковчан.

***

Традиции харьковчан, связанные с радостью освобождения от фашистов, столь сильны, что ОУН даже пеняла несколько лет назад горожанам, что на фоне этого праздника ничуть не заметен день так называемой Независимости (от кого? от чего?), учрежденный в новой Украине 24 августа.

Но никто здесь не забудет, как освобождался Харьков от немцев. 22 августа 1943 г., чтобы не дать врагу уйти из-под ударов наших армий, командующий Степным фронтом И.С. Конев отдал приказ о ночном штурме города. Всю ночь на 23 августа на улицах шли ожесточенные бои. Обходя опорные пункты врага, просачиваясь сквозь его оборонительные порядки, воины 53-й, 69-й, 7-й гвардейской, 57-й армий и 5-й гвардейской танковой армии очищали Харьков от фашистских оккупантов.

В 4 часа 30 минут воины 227-го стрелкового полка майора Сажинова из 183-й стрелковой дивизии вышли по ул. Сумской на площадь Дзержинского. Бойцы подвижного отряда 270-го гвардейского стрелкового полка 89-й гвардейской стрелковой дивизии, прорвавшиеся к зданию госпрома, подняли над ним красное знамя.

В полдень 23 августа войска Степного фронта полностью освободили Харьков. Большая часть группировки фашистских войск, которая обороняла город, была уничтожена. А вечером того же дня Родина второй раз в Великой Отечественной войне салютовала воинам-освободителям 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Разгромом фашистских войск на Харьковщине завершилась Курская битва, победу в которой по праву считают завершением коренного перелома в Великой Отечественной войне. Эта битва символически связала нерасторжимыми узами несколько славных своей историей городов России и Украины — Орел, Белгород, Харьков…

***

В новейшие времена, когда областные администрации на Украине возглавляют ставленники В. Ющенко, в предпраздничные для харьковчан дни оранжисты то проводили в городе конгресс украинских националистов, то встречали делегации НАТО. По этому поводу пришлось, например, нардепу Д. Святашу заявить: «К сожалению, нынешняя облгосадминистрация стала партийным органом народного союза „Наша Украина“, а не исполнительным органом, который заботится о благосостоянии жизни региона и о системном развитии экономики региона».

Действия оранжевых напоминают известные слова З. Бжезинского о том, что Запад успокоится только тогда, когда танки НАТО будут стоять на границе Харьковской и Белгородской областей. А народ на приезд натовских делегаций отвечал такими плакатами: «Не пустимо НАТО до рідної хати!», «Не хочу за НАТО йти вмирати, я хочу свободи своєму народу!», «У нашій оселі не буде Брюсселю!», «Украина — внеблоковое государство!». Несмотря на то, что пан Ющенко всерьез проникся идеями нашего старого идеологического врага, харьковчанами найдены емкие и внятные формулы отказа натовцам и на русском, и украинском языках. Выразилось это и в виде резолюции, врученной прибывшим натовцам, в которой высказан решительный протест против намерения оранж-властей пренебречь волеизъявлением большинства населения Украины.

В нынешнем августе, когда исполнилась годовщина агрессии, развязанной в Южной Осетии Саакашвили, мы не можем не проецировать события в Цхинвале на украинскую жизнь. Оранжисты, кивая на события в Южной Осетии, пугают население Украины российской угрозой, стравливают наши народы.

Рожденный за океаном сценарий будет неизменно клонить к тому, чтобы «раскачать лодку», посеять раздор, отколоть Украину от России. Если у нас хватит воли и мужества перечеркнуть этот сценарий, тогда не станет реальностью пусть и относящееся к другому времени страшное предчувствие поэта-харьковчанина Б. Чичибабина:

Не будет нам крова в Харькове,

Где с боем часы стенные.

А будет нам кровохарканье,

Вражда и неврастения…

http://www.odnarodyna.ru/articles/4/806.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru