Русская линия
Миссия.ruАрхиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев)21.08.2009 

Архиепископ Иннокентий Корсунский: «Каждому миссионеру нужно великое терпение, искреннее сострадание и, конечно, образование»

10 августа в Белгородскую и Старооскольскую епархию прибыла небольшая паломническая группа из Западной Европы. Возглавлял её Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Корсунский. Владыка в сослужении белгородского духовенства совершал Божественную литургию в Свято-Николаевском храме посёлка Ракитное, а после панихиду на могиле архимандрита Серафима (Тяпочкина). С рассказа о роли старца Серафима в его жизни началась и наша беседа с архиепископом Корсунским Иннокентием.

— Архимандрит Серафим (Тяпочкин) так много значил для меня, что даже подобрать какие-либо слова для выражения этого затруднительно. Со встречи с ним начался коренной перелом в моей жизни, — констатировал Высокопреосвященный Иннокентий, — что было начало пути, который открыл мне Господь, и я пошел по нему, потому что благословение получил именно от старца Серафима, ставшего моим духовником. Лично я с ним общался в течение двух лет (в 1980 году мы встретились впервые, а в апреле 1982 года он почил в Бозе). Но и это непродолжительное общение оставило такой глубокий след в моей жизни, в моей памяти, что этого нельзя измерить категорией времени.

Важно самое главное и принципиально то, что я по его благословению стал священнослужителем, слугой Бога, служителем алтаря Господня, и отец Серафим стал моим духовным отцом. Не только стал, но и является им до сего дня. Я глубоко верю в его праведность, в святость его жизни. Верю, что он угодил Богу, верю, что он находится там, где Господь; там, где пребывают Его святые. Батюшка молится о всех нас, потому что он не оставляет своих чад. Он о всех молится, о всех заботится, о всех печётся. И мы, его духовные чада, это ощущаем, мы чувствуем его отеческую заботу. Благодаря молитвам отца Серафима, его предстательству пред Господом, в нашей жизни разрешаются проблемы, устраняются недоумения.

— По мнению многих паломников, это предстательство особенно чувствуется после пребывания в Ракитном, месте, где архимандрит Серафим более двадцати лет совершал свой молитвенный и исповеднический подвиг.

— Да, здесь явственно ощущается благодать, которую Господь подаёт по молитвам своего угодника. И единственное о чём приходится сожалеть, так это о том, что редко удаётся сюда приезжать. У каждого из нас свои дела, проблемы, обязательства, вырваться из этого круга бывает очень и очень сложно, но когда приезжаешь — испытываешь особые чувства. В этот раз я прибыл сюда с небольшой группой паломников из нашей епархии, пожелавших вместе со мной посетить это святое место. Они уезжают отсюда с волнением, ощущением встречи с великим старцем-подвижником, с особым настроением. А что это такое?! Это благодать Духа Святаго, которая даруется Богом по молитвам приснопамятного отца Серафима.

— И эта благодать подкрепляет Ваши силы, ведь нелегко быть в Западной Европе православным архиереем.

— Я уже говорил, что моё пастырское служение началось с благословения отца Серафима. Я думаю, что он духом предвидел мой церковный путь; знал, что мне предстоит послужить Богу и здесь, на Курско-Белгородской земле, и в Сибири, и в Забайкалье, и на Дальнем Востоке и даже за рубежом. Я никогда не терял чувства, что старец постоянно заботится обо мне и молится. Это чувство не покидает меня и сейчас. Безусловно, служение Богу и Церкви в Западной Европе имеет свои особенности. Прежде всего надо учитывать традиции западноевропейских стран, а это требует и особого внимания, особой подготовки и большого опыта. Но подготовки как таковой, надо сказать, не было. Специально меня никто не готовил. Очень пригодились моё прежнее светское образование (владыка в 1970-х годах закончил один из самых престижных вузов Советского Союза — Московский государственный институт международных отношений) и некоторый опыт служения в епархиях России.

И сейчас, спустя почти десять лет, можно уже говорить о том, что церковная жизнь в тех странах, которые объединяет Корсунская епархия Московского Патриархата, развивается, возникают новые приходы, и люди находят там духовное утешение, и многие постигают там азы православия. Наблюдается такой интересный феномен: люди, которые приехали в Западную Европу из России, Молдавии, Украины, у себя на родине в храмы не ходили. Но вот они приехали за границу, и их потянуло в церковь, к Богу, они начинают воцерковляться и становятся искренне верующими людьми.

— Владыко, расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем дне Вашей епархии.

— Сегодня Корсунская епархия объединяет православные приходы на территории Франции, Швейцарии, Испании, Португалии, и кроме того ещё приходы, которые находятся в Италии. В этой стране пока идёт процесс регистрации устава этого нового административного образования. Возможно нынешней осенью эта регистрация нами будет получена, и Русская Православная Церковь в Италии получит законный юридический статус.

Франция — центр нашей епархии. Она всегда была и центром русской эмиграции, местом, которое притягивало внимание наших соотечественников ещё в ХVIII-ХIХ веках. Русские православные храмы появились здесь ещё в дореволюционные времена. В 20−30-х годах XX столетия, к сожалению, мы пережили период церковных нестроений, расколов. Церковь наша разделилась, многие приходы «ушли» под омофор Константинопольского патриарха и некоторые из них до сих пор не вернулись в лоно Матери-Церкви. Это рана, которая пока не исцелена, и она влияет на наши взаимоотношения с Константинопольским патриархатом. Отношения остаются натянутыми, то улучшаются, то снова осложняются…

На территории Испании и Португалии наших приходов до недавнего времени не было. Они появились только в последнее десятилетие. Сейчас там активно образуются новые общины, где священнослужители совершают Божественные литургии, начинает налаживаться приходская жизнь.

В Швейцарии пока немного приходов. Только в Цюрихе есть монастырь и небольшая церковь при хосписе. Там служит очень благочестивый священник. Он -швейцарец по национальности, но выходец из добродетельной семьи. Вместе со своей сестрой-монахиней и послушником, тоже монахом, они ухаживают за смертельно больными людьми. Это настоящий подвиг! И Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (ныне покойный) в своё время наградил их за труды орденами и медалью.

Ещё нужно отметить то, что поток эмигрантов в Западную Европу не иссякает. По разным причинам люди туда едут. Конечно, они устраиваются там не без трудностей, но для многих Православная Церковь становится там родным домом, очагом, где они находят тепло для своего сердца, находят духовное утешение, и становятся не только постоянными прихожанами, но и нашими активными помощниками. И это не может не радовать.

— А есть ли среди них такие, которые живут не только активной приходской жизнью, но и желают стать священнослужителями? Если есть, то как и где они могут получить специальное образование?

— Слава Богу, желающие есть. И нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил создание Духовной православной семинарии в Париже. В этом году мы делаем первый набор. Пока мы будем готовить только священнослужителей. Наша семинария будет давать не только богословское образование, но и образование философского факультета французского университета Сорбонны. Новая семинария будет носить особенный характер. Поступить к нам смогут люди, уже имеющие какое-то образование и хорошо знающие французский язык. 60% занятий будет проходить на этом языке. Таково требование закона, и мы обязаны ему подчиниться. Иначе выпускники семинарии не смогут получить дипломы государственного образца.

— Создание Духовной Православной семинарии во Франции — это прекрасно, но это и колоссальный труд.

— Конечно, это очень сложно. И уже первый опыт это показал. Но с Божией помощью всё устраивается. Мы сняли в аренду очень хорошее помещение недалеко от Парижа. В сентябре будет проходить собеседование первая группа кандидатов на обучение. А занятия начнутся с 5 октября 2009 года. Пока мы будем готовить только священнослужителей. Но в будущем, даст Бог, в семинарии будут и иконописное, и регентское отделения.

Жизнь постепенно преображается, становится действительно более полной, радостной. За последние пятнадцать лет, в силу определенных политических изменений, в Западной Европе происходит коренной перелом в отношении Русской Православной Церкви. И это накладывает на нас, всех архиереев и священников, совершающих служение Богу и Церкви за границей, повышенную пастырскую ответственность. От нас требуется и активная деятельность, и внимательное отношение к решению тех проблем, которые неизбежно возникают в другом правовом режиме. Мы живём и трудимся в той среде, где главенствует католическая церковь, где необходимо всегда быть церковным политиком. А это значит, прислушиваться к голосу времени и реально смотреть на действительность. Порой бывает очень трудно, неимоверно трудно. И для подкрепления сил очень нужны молитвы святых праведников, таких, как старец Серафим (Тяпочкин).

— Владыко, Вы сожалели, что редко бываете в Ракитном. А когда Вы были здесь в последний раз?

— Давно, много лет назад.

— Заметны ли здесь какие-либо перемены?

— Очень большие перемены и в Ракитном, и в Белгороде, и во всей Белгородской и Старооскольской епархии. Когда я нёс послушание секретаря Курско-Белгородского епархиального управления, мы с владыкой Хризостомом ездили по епархии. Прекрасно помню, в Белгороде было только три действующих храма. И сколько сейчас! Это разительный контраст. И во всём видится такой размах, такая забота о благе Церкви, о процветании Святого Белогорья. Это очень важно, и нужно всем белгородцам: и верующим, и тем, кто пока называет себя неверующим, особенно это нужно подрастающему поколению.

Прекрасно, когда люди идут в храмы, когда преображаются их души. И здесь, конечно, должны потрудиться не только священнослужители, но и молодые миссионеры.

— Ваши пожелания начинающим миссионерам.

— Самое главное — помнить, то, что мы — слуги Божий, мы — орудия в руках Божиих. Мы должны слушать голос своего сердца, быть ревностными христианами, иметь жертвенную любовь к Богу и людям. Каждому миссионеру нужно великое терпение, искреннее сострадание и, конечно, хорошее образование. Всё это нужно для того, чтобы донести до каждого слово Божие, чтобы оно коснулось сердца, и не только коснулось, но и вызвало ответные чувства, дабы человек стал на новый путь, путь новой жизни — жизни во Христе. Беседовала В

Беседовала Вероника ДЖАВАДОВА

http://www.portal-missia.ru/node/106


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика