Православный Санкт-Петербург | И. Ильин | 20.08.2009 |
В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как блёклые листья, нигде не закрепляясь, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верными как внешне, так и внутренне. В социальном смысле их называют пролетаризированными; в культурно-политической сфере — не имеющими Родины; в религиозном отношении — неверующими. Не единое ли это явление единого происхождения? Разве земля не привязывает одновременно к работе, к природе, к Богу, к семье, народу и Родине?
Два социальных элемента противостоят один другому: связанный с землёй, пустивший в неё корни, оседло трудящийся и не связанный с землёй, лишённый корней, скитающийся элемент. Никто не может без земли: ведь и не связанному с землёй нужна земля, и даже цыган использует её на свой, пусть худой, манер. Вопрос состоит лишь в том, как правильно заботиться о земле; мы говорим лишь о связи или об отсутствии связи человека с землёй, о длительности и надёжности её. Что есть естественное, инстинктивно верное, покровительствующее хозяйству, морально воспитующее, образующее характер, строящее культуру, привязанное к Родине, определяющее национально, закрепляющее в духовном и религиозном смысле? Что делает свободным человека в Боге и что освобождает его для хаоса разрушения?
Не связанный с землёй, лишённый корней покидает природу и теряет обязующее и благодатное общение с ней; становится жертвой города и машины; погрязает в болоте слишком человеческого, произвола, разума, пустоты. Связанный с землёй остаётся связанным с природой, породнённым с ней, включённым в её вечный ритм. Он думает реально, чувствует и уважает её законы, вживается в её насущные потребности, в её глубокую мудрость. Живая тайна природы будит в нём живое лицезрение Бога и приводит его к Богу.
Инстинкт не связанного с землёй лишён корней и безпризорен: он остаётся предоставленным собственному эгоизму, живёт одним днём, задыхаясь, утопая в заботе и зависимости будней, без прошлого и настоящего, прислушиваясь ко всякого рода мудрствованиям и утопиям, чуждым инстинкту. Инстинкт связанного с землёй имеет свой установленный и оберегаемый круг действий. Его инстинкт самосохранения обусловлен, побуждаем и силён наследственностью. Его хозяйство для него одновременно — святое прошлое, созидательное настоящее и полное надежды будущее.
Не связанный с землёй чувствует себя в глубине своего существа как бы «лишённым прав». Скованный неуверенностью, считающий свою мастерскую временной, он и к работе относится почти без интереса: как на чужого, холодно смотрит на него отстранённое и равнодушное окружение. Он не отдаётся работе сполна, бережёт свои силы, он не любит свою работу. А что такое работа, что такое жизнь — без любви?.. Связанный с землёй чувствует себя уверенным в своих правах и в отмеренном ему сроке владения частной собственностью. Поэтому он «выкладывает» себя самого, свой труд, свои сбережения: он работает интенсивно, настраивается на качество, стремится создавать лучшее. Он любит свой клочок земли, любит свою работу, и от любви цветёт его предприятие. Фридрих Великий был прав, говоря: «Люди срастаются нутром лишь с тем, что им принадлежит»..
Рабочего на производстве его труд лишь дисциплинирует: его сковывает и механизирует машина. А связанного с землёй органически и нравственно труд воспитывает. Он как бы дышит духом своих предков, учится уважать и любить своих отцов. Его поле учит его работать добросовестно и ответственно; с детских лет он выполняет обязанность, возложенную на него природой, и, став взрослым, он уже имеет привычку созидательно думать о детях и внуках. Земля даёт человеку семейный очаг, жилище, учит его заботиться об интимном семейном круге. Из этих здоровых клеток состоит народный организм.
У не связанного с землёй отнято счастье этого наследственного, прочного «где».. И как часто лишённый корней теряет живое чувство Отечества: ибо Отечество — это «страна отцов», об образе которой он конкретно слишком мало знает. Напротив, счастлив связанный с землёй, который знает, что его участок есть живая часть государственной территории, и которому территория его Отечества кажется собственным обширным участком. Он знает, что его народ — огромный живой поток, в котором течёт и жизнь его рода. Он дышит вместе со своим народом, и его собственное дыхание гарантирует жизнь его народа.
Не целесообразна ли связанность с землёй и не угодна ли она Богу? Не лежит ли в основе всякого «дела» возделывание пашни? Не первая ли культура — земельная? Ведь и вправду там, где приходит в упадок земельная культура, гибнет всякая материальная и духовная жизнь, прекращается всяческое созидание, и всякая культура оказывается мнимой. Отрыв от корней — большая опасность в современном мире: потерявшая корни жизнь становится противоестественной; лишённая корней душа — безбожной. Затем наступает развязка: человечество разрушается.
Ибо без Бога человеку не удаётся ничто на земле.