Джанкойская епархия | Игумен Феофан (Михайлов) | 18.08.2009 |
По благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Херсонского и Таврического, 16 августа 2009 года в городе Джанкое пройдет епархиальный крестный ход.
В последнее время все чаще и чаще мы сталкиваемся с понятием «крестный ход». Многие из нас неоднократно участвовали в крестных ходах, полюбили их.
Эта церковная традиция в последние полтора десятка лет активно возрождается как сведущими, так и неосведомленными людьми.
Воспитанные в годы государственного атеизма часто думают, что крестный ход — это демонстрация с иконами, плакатами и непременным митингом.
В преддверие крестного хода в г. Джанкое, мы решились рассмотреть духовный, исторический и правовой аспекты этого важного церковного дела.
Мало кто знает, что первый крестный ход прошел по древнему Константинополю, охваченному моровой язвой.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение крестных ходов: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя из царской сокровищницы, его полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С 1 августа и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В последствиии благодарные христиане-византийцы положили ежегодное празднование в этот день (1/14 августа) Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. (Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».) Сейчас в столице нашей Родины Киеве возрождается дореволюционная традиция проведения ежегодного крестного хода 1/14 августа в память Крещения Руси.
В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Стало быть, всякий крестный ход есть молитвенное шествие со Крестом, с целью освящения мест и отвращения болезней.
Церковные установления
При крестных ходах носят церковные иконы и кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых; на путях и перекрестках творится моление для того, чтобы освятить и людей и всё, что потребно им для жизни, т. е. домы, пути, воды, воздух, и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников (Симеон. Солун. гл. 353. Нов. Скриж. ст. 544−545).
Крестные ходы положено совершать в дни Богоявления, Преполовения Пятидесятницы и Происхождения Честных Древ (1-го Августа) для освящения воды (Тип. см. 6 Янв. и 1 Авг.).
Кроме того, крестные ходы могут быть совершаемы по требованию других особенных обстоятельств; как например: на поля во время бездождия, вокруг городов и селений во время землетрясения, моровой язвы, поветрия и проч. (Требн. литии на разные случаи).
Впрочем, чрезвычайные и нарочитые моления, соединенные с крестными ходами, устрояются с разрешения епископа, по его усмотрению (Нов. Скриж. 545 ст.).
Крестные ходы совершаются с благоговением и тишиною, чтением и пением внятным и проч., вообще как всякое богослужение, совершаемое в церкви (Уст. дух. консист. ст. 35,36).
В крестных ходах запрещается и священнослужителям, и мирянам разговаривать между собою без необходимости и раскланиваться со знакомыми (Указ. Син. 1830 г. Апр. 28 д.).
Во время шествия крестного хода к месту, на котором будет совершаться богослужение, как, например, освящение воды или молебные пения, и обратно к храму, поется канон праздника (или молитвы: Иисусова, Богородице, Дево, радуйся…) (См. чин. освящ. вод. св. Богоявлений).
В виду того, что без разрешения священноначалия не может быть дозволяемо крестных ходов вновь, возбужден был вопрос в одной епархии: какие крестные ходы, совершаемые по желанию прихожан, можно, и какие нельзя совершать без разрешения высшего начальства? Епархиальным епископом дан был такой ответ: обычные в среде православного народа крестные ходы, совершаемые по желанию прихожан для освящения полей, или колодцев, во время засухи, бездождия, или другого какого всеобщего бедствия, могут быть совершаемы без особого разрешения начальства, подобно тому как совершаются они в дни Пасхи, Светлой Седмицы, Богоявления, Преполовения и 1 Августа, престольных праздников, равно как совершаются ходы, или процессии при погребении умерших; потому что в подобных случаях Церковью положено совершать крестные ходы, и специально составлены на сии случаи ектении и молитвы. О подобных крестных ходах надлежит заблаговременно уведомлять местную власть, для принятия должных мер к предупреждению беспорядков. Не дозволяется же, без разрешения священноначалия, совершение крестных ходов вновь, нарочито учреждаемых по случаю особенных каких-либо важных событий или происшествий в приходе или благочинии.
На вопрос о возможности проведения крестного хода без участия священника (В некоторых местностях в обычае ходить, без священника, диакону или причту и даже мирянам, с крестным ходом и иконами) может быть дан категорический ответ: это незаконно.
«Всем мирянам, — сказано в Иустиниановых законоположениях, воспрещаем совершать литии и крестные ходы без епископов и подчиненных им знатнейших клириков» (Iиstiпiап поvеl 123, с. 32). Нельзя думать, чтобы в числе клириков знатнейших могли считаться диаконы и вообще низшие члены клира.
Правила организации крестных ходов
Общие крестные ходы бывают, по обыкновению, со звоном.
Иконы должны быть выносимы из храма и несены обратно по чинам святых, на них изображенных, так, чтобы низшие чины прежде предпосылались, т. е. иконы преподобных или мучеников пусть следуют впереди икон святителей, а эти прежде икон Божией Матери и Спасителя; хоругви же пусть составляют некоторое укрепление всего крестного хода с боковых сторон.
Подобно этому, при участии в крестном ходе многих священников, из церкви выходят младшие священники вперед, а потом старшие священники по очереди и попарно: ближе к настоятелю хода два иерея несут Крест и Евангелие (мирянин же, если такому было поручено нести Евангелие, пусть несет его с пеленой).
Иконы несутся мирянами, так же подхваченные снизу и у плеч пеленами; носители их, при смене своей, не должны останавливать всего хода.
Облачаться в ризы священники и диаконы должны в указанном месте, а не между народом.
Во время хода шествующие не должны ни отставать друг от друга, ни опережать, а идти так, чтобы линия крестного хода не перерывалась посторонними лицами, которые бы вошли в нее с боков: и псаломщики, не имеющие стихарей, шли бы отдельно, впереди или позади облаченных священно- и церковнослужителей.
Вышеуказанные правила совершения крестных ходов освящены вековой традицией Церкви, авторитетом Святых отцев, и неуклонно должны соблюдаться всеми участниками этих молитвенных шествий.
http://crimea.eparhia.org/index.php?option=com_content&task=view&id=288&Itemid=1