Радонеж | Алексей Харитонов | 12.08.2009 |
Город Новороссийск, хорошо известный благодаря событиям Великой Отечественной Войны, имеет одно важную достопримечательность, не относящуюся к тому периоду. В этом городе скончался и был погребен Евгений Николаевич Трубецкой. К сожалению, в городе нет ни памятника мыслителю, ни памятных знаков, посвященных его пребыванию, а ведь их наличие было бы более чем уместным.
Наша история, с ее трагедиями и триумфами, славой и позором, мудростью и безумием, говорит о борьбе различных сил и стремлений в народной душе. Одни из этих стремлений отражают образ «Святой Руси», Руси, через которую просвечивает Царство Божие, на других лежит кровавый отсвет геенны. В нашей истории эти стремления иногда удивительным образом отражаются в конкретных личностях. Одна из таких личностей — Князь Евгений Трубецкой, глубокий русский мыслитель, в самые страшные и трагические годы нашей истории говоривший о смысле, о мудрости, о красоте и спасении.
Человек рафинированной аристократической культуры, могучего интеллекта, и ясной, глубоко церковной веры, он застал страшные годы, когда страну поглотили силы воинствующей дикости, безумия и фанатичного атеизма.
Евгений Николаевич родился в Москве 23 сентября (5 октября) 1863. Окончил юридический факультет Московского университета, был Профессором Киевского (1897−1905) и Московского университетов, одним из организаторов издательства «Путь» и Религиозно-философского общества имени другого замечатльного русского философа — Владимира Соловьева. Трубецкой вошел в историю отечественной (и мировой философской) мысли благодаря ряду блестящих работ — «Философия Ницше» (1904), «История философии права» (1907), «Миросозерцание Вл.С.Соловьева» (1913), «Метафизические предположения познания» (1917), «Смысл жизни» (1918) и другим. Его перу принадлежит также ряд глубоких работ о древнерусской иконописи: «Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи», «Россия в ее иконе».
Сейчас мы живем в стране, где гораздо больше людей знают, кто такие Брюс Уиллис и Джонни Депп, чем-то, кем был Евгений Трубецкой, и гораздо лучше знакомы с отечественным и зарубежным криминальным чтивом, чем с его трудами. Это трагично, но понятно — само слово «культура» значит «возделывание», и она требует — употребим однокоренное слово — культивирования, в то время как сорняки растут сами собой.
Мы гордимся тем, что живем в стране с великим культурным наследием; стране великих писателей, композиторов, мыслителей. Но культурное наследие — не что-то, что принадлежит нам автоматически, помимо нашего желания, не что-то такое, и передается помимовольно, вместе с генами. Оно требует ответственного, бережного, заботливого отношения. Можно превратиться в выродившихся потомков великой цивилизации — людей, бродящих среди развалин былой культуры, и уже утративших саму способность понимать ее язык и жить в мире ее образов и ценностей.
У нас нередко говорят о патриотизме, о любви к своей стране. Но наша страна — это единство, существующее не только в пространстве, но и во времени, не только в географии, но и в истории. Не может быть солидарности с ныне живущими согражданами, если нет уважения к тем, кто уже, обогатив сокровищницу нашей национальной культуры, прошел свой земной путь.
Если бы Евгений Трубецкой был сыном любого другого европейского народа, погребенным в любом другом европейском городе, место его погребения было бы предметом паломничества, местной достопримечательностью, о которой рассказывают путеводители; к сожалению, у нас это не так.
Патриотизм начинается с любви к «малой Родине» — и для жителей Новороссийска, это, конечно, их родной город. Частью его славы является то, что здесь завершился земной путь нашего замечательного мыслителя, и его имя навсегда оказалось связанным с именем города. Благодаря Евгению Трубецкому этот город оказался глубоко вписан в историю отечественной культуры, и нам стоит надеяться на то, что граждане — и власти — этого города сумеют понять то значение, которое это имеет для Новороссийска.