Русская линия
Седмицa.Ru12.08.2009 

525 лет со дня обретения мощей прп. Германа Соловецкого

(Фрагмент статьи XI тома «Православной энциклопедии»)

Герман († 1479 или 22.03.1484, Вел. Новгород), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых, 21 мая — в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), один из основателей Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, наряду с преподобными Зосимой и Савватием. Основными источниками сведений о Г. являются Житие преподобных Зосимы и Савватия, наиболее ранняя редакция к-рого составлена в нач. XVI в. Спиридоном, и Житие Г., написанное между 1612 (или 1615) и 1618 гг. (списки XVII в.: ИРЛИ. Карельское собр. N 7, 30-е гг.; РНБ. Солов. N 968, 1657 г.; N 194, 1663 г.; N 183, XVII в.; Соф. N 452, кон. XVII в., и др.). Кроме того, сведения о святом содержатся в «Соловецком летописце» (списки кон. XVI—XIX вв.) и в рукописных повестях о Соловецком мон-ре (XVII-XVIII вв.). По Житию преподобных Зосимы и Савватия, Г. был «родом корелских людей», «от простых человек» (Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия. С. 229, 280); позднее монастырское предание, отразившееся в «Соловецком патерике» (СПб., 1873. С. 34), сообщает, что святой был уроженцем сел. Ст. Тотьма или г. Тотьма (в Вологодской земле).

Будучи воспитан благочестивыми родителями, святой с детских лет стремился посвятить свою жизнь Богу. Поскольку Г. жил на Карельском берегу Белого м., он бывал с рыбаками-поморами на Соловецких о-вах. Местом подвигов святого было с. Сороки (ныне г. Беломорск) в устье р. Выг, где он жил возле часовни. Там он повстречался с прп. Савватием, мон. Спасо-Преображенского Валаамского муж. мон-ря. Подвижники решили переселиться для иноческих подвигов на Соловецкий о-в. Достигнув его на 3-й день плавания, они водрузили на месте высадки — в сев. части острова, у губы Сосновой, — крест, затем поставили 2 кельи. Согласно «Соловецкому летописцу» (старший список — РНБ. Солов. N 245/245, 2-я пол. XVI в.), это произошло в 1429 г. («в лета 6937 из Валамского монастыря прииде на Соловецкий остров преподобный Савватий и с ним авва Герман из Сумы [совр. Сумский Посад, недалеко от Беломорска.- Авт.], и поживе Савватий з Германом вобше 6 лет» — Л. 326 об.). Эта датировка является наиболее распространенной в историографии и, по-видимому, наиболее надежной, несмотря на то что ее подвергали сомнению нек-рые исследователи (Лихачёв Д. С. Соловки в истории рус. культуры // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 12−13; ср.: Дмитриева. О раннем периоде. С. 93−94). По составленному в 1617/18 г. «Написанию о Соловецкой обители», к-рое содержит оригинальные хронологические выкладки, преподобные Г. и Савватий прожили «пустынным житием» 15 лет (Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 166), т. е. поселились на Соловках ок. 1420 г. (прп. Савватий скончался 27 сент. 1434 или 1435). Однако сведения этого позднего источника противоречат ранней редакции Жития прп. Савватия, к-рая дает основание считать временем поселения прп. Савватия в Валаамском мон-ре 1426 г. (дата помещена в начале Жития, где повествуется о переселении святого из Кирилловой Белозерской обители на Валаам), следов., переход на Соловки совершился позднее. Косвенно эта дата подтверждается свидетельством свт. Геннадия, архиеп. Новгородского, о своем духовном ученичестве у прп. Савватия в бытность последнего в Валаамском мон-ре.

Преподобные Г. и Савватий жили на Соловках в непрестанной молитве и трудах («землю копающе мотыками и тем питахуся» — Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия. С. 230). С первыми годами пребывания здесь святых связано предание о Секирной горе — одной из самых высоких точек Соловецкого о-ва. В воскресный день прп. Савватий услышал доносившийся с вершины горы плач и послал Г. узнать, что случилось. Г. увидел жену рыбака, к-рая со слезами рассказала, что ей явились 2 светлых юноши, к-рые высекли ее, повелевая покинуть остров, потому что он предназначен Богом для иноческого жития. В память о знамении гора была названа Секирной. В 1433 или 1434 г. Г. отправился на р. Онегу за припасами и был вынужден там перезимовать. На следующее лето он не смог вернуться на остров из-за болезни. Тем временем прп. Савватий, почувствовав приближение кончины, покинул скит и уехал на материк к устью р. Выг, чтобы причаститься Св. Христовых Таин, и вскоре там скончался. (Нек-рые редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия дают основание относить отъезд Г. и прп. Савватия с острова к одному году.)

Через год Г. вернулся на остров вместе с молодым отшельником прп. Зосимой, также стремившимся к пустынножительству. Они поселились в 2,5 верстах к северу от того места, где впосл. был основан мон-рь (следы от их келий сохранились). После бывшего прп. Зосиме видения, к-рое Г. истолковал как Божие изволение об устройстве обители, подвижники заложили ее между Святым оз. и морской гаванью. Как и при прп. Савватии, святые занимались земледелием, но урожая не хватало для пропитания. Через нек-рое время Г. ушел на материк «кь христолюбивым людям потреб ради, еже на съзидание обители» (Там же. С. 238). Он вернулся только весной 1436 или 1437 г. с рыбаком Марком, принявшим вскоре постриг в обители с именем Макарий. Когда собралось неск. иноков, они возвели небольшую ц. в честь Преображения Господня и «трапезку малу», церковь вскоре освятил игум. Павел, присланный Новгородским архиеп. Ионой. После основания мон-ря Г. прожил на Соловецком о-ве более 40 лет. Во 2-й пол. 60-х гг. XV в. он сопровождал прп. Зосиму в Вел. Новгород, куда тот направился для решения монастырских дел, связанных с боярским землевладением на Соловках. 17 апр. 1478 г. прп. Зосима скончался и был погребен Г. и учениками за алтарем монастырской Преображенской ц. В «Слове о сътворении жития началник соловецких Зосимы и Савватия» (нач. XVI в.) мон. Досифей (впосл. игумен мон-ря) пишет, что после кончины прп. Зосимы он «пребых у его спутника у старца Германа в келии»; Г. рассказал ему «вся, яже о преподобнемь [Зосиме] бывшее житие и отчасти чюдес». Досифей первым записал известия о жизни и чудотворениях преподобных Савватия и Зосимы, поскольку Г. был «некнижен».

Сведения о кончине и погребении Г. в источниках различаются. Согласно Житию Г., через нек-рое время после смерти прп. Зосимы он был направлен игум. Арсением (1478−1479) по монастырским делам в Вел. Новгород и скончался в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре. Дата смерти в Житии не указана. «Написание о Соловецкой обители», к-рое в отличие от житийной традиции приводит точные, но не вполне достоверные даты, Г. преставился в Новгороде 22 марта 1484 г. (Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 166; 1484 год как дата кончины Г. указан также в «Соловецком летописце» по спискам XVIII в.). Если последняя дата верна, то, возможно, поездка Г. была связана с тем, что новоизбранный в Москве Новгородский архиеп. Сергий (1483−1484) резко увеличил подати с новгородского духовенства (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 63). Вероятно, Г. ездил хлопотать об уменьшении налогов с мон-ря. Согласно Житию, Г. был первоначально похоронен в дер. Хавроньиной, на р. Свири, т. к. из-за весенней распутицы ученики, к-рые везли останки святого в Соловецкий мон-рь, не смогли их туда доставить.

http://www.sedmitza.ru/text/761 551.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика