Православие и современность | Юлия Семенова | 11.08.2009 |
Активной общественной жизни в наше стране за последние годы не сложилось — это факт. О пресловутом третьем секторе много спорили и говорили все годы «периода перемен», возлагали на него многочисленные надежды, но им в большинстве своем так и не суждено было претвориться в реальность. Негосударственный и некоммерческий сектор даже государство не обошло своим вниманием, выраженным в денежном эквиваленте. Но если перефразировать героев известного мультфильма, не очень ясно, мертв пациент или жив. По данным статистики, за последние несколько лет количество реально работающих НКО, которые по идее должны быть паровозами в становлении гражданского общества, не только не увеличилось, но, напротив, сократилось. И на фоне этой картины не очень пока заметна для стороннего наблюдателя, но, тем не менее, все громче заявляет о себе активность православных граждан.
Голос, который все слышнее
Долго искать примеры для наглядности не нужно. Недавнее решение президента Дмитрия Медведева о введении в школах нового предмета, названного «Духовно-нравственное воспитание», — самое свежее подтверждение того, что православная активность — это уже реальность. Пока чаще мало приметная всем тем, кто находится вне церковной жизни, но от этого не становящаяся менее эффективной. На интернет-ресурсах либералы, которые должны бы снова закричать о клерикализме, мягко сдаются; деградация общества стала столь очевидной и осязаемой, что все понимают: пилюля от этой напасти необходима. А лекарств, кроме Церкви, никто никаких предложить не может. Конечно, сегодня не очень ясно, как будет преподаваться новый предмет в регионах, выбранных для эксперимента, каким будет наполнение этого курса и, главное, где взять сразу столько преподавателей. Но очевидно, что голос православного сообщества был услышан.
По сути, любая общественная организация — это люди, объединившиеся для решения вполне конкретных проблем. Их масштаб может быть самым разным: от вопросов сугубо личных, таких как защита прав людей с рыжими волосами, до проблем всего государства. И сегодня жизнь православных приходов и разного рода сообществ православных людей спонтанно становится формой влияния на жизнь села, города или всего общества. Конечно же, активней всего эта деятельность развивается в столице и крупных городах. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться, например, к ресурсу http://www.miloserdie.ru/. Саратовскую область по вполне объективным причинам (месторасположение, численность населения в областном центре и др.) вряд ли можно назвать в числе пионеров. Но то, что разного рода православные сообщества и приходы по степени активности могут соперничать с традиционными общественными организациями, это уже данность, не требующая особых доказательств. Саратовская реальность в этом плане не исключение. Причем формы этой приходской деятельности с каждым днем меняются и приобретают все новые черты.
Общность людей, называемая приходом, образуется при каждом храме. Приход — это постоянные прихожане, которые видятся, как правило, каждую неделю и даже чаще, и, конечно же, клирики храма во главе с его настоятелем. А так как христианин в силу исповедуемых истин просто не может быть человеком равнодушным к тому, что происходит вокруг, то постепенно приходское сообщество обрастает разными делами и добровольно взятыми на себя обязательствами. В зависимости от активности настоятеля, священнослужителей и прихожан список добровольной общественно-значимой нагрузки может быть очень длинным. Стандартный набор: воскресная школа и социально-ориентированная деятельность. При каждом приходе она своя в зависимости от месторасположения храма и просто человеческого фактора — это работа с заключенными, со школами для детей, совершившими правонарушение, помощь больницам, детским домам и интернатам, помощь пожилым людям и всем нуждающимся.
Для примера можно рассмотреть приходскую жизнь двух храмов, расположенных в центре Саратова.
Когда все вместе
В Свято-Троицком соборе действует воскресная школа, в которой есть группа, где занимаются дети из коррекционного интерната N5. Каждое воскресенье детишек приводят на службу прихожане храма. После богослужения дети обедают в трапезной храма и отправляются на занятия. Подарки к праздникам, помощь в подготовке к учебному году — все это неотъемлемая часть общения с воспитанниками интерната. По инициативе прихожан с благословения настоятеля организованы обеды для нуждающихся, которые могут бесплатно получить талон и пообедать в одной из городских столовых. Настоятель собора игумен Пахомий (Брусков) окормляет Саратовскую региональную организацию трезвости и здоровья. Не так давно прихожане храма начали издание журнала для школьников. Это не религиозное издание в чистом виде, концепция проста — дать школьникам доброе, наполненное смыслом чтение.
При Архиерейском подворье-храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» работает воскресная школа, прихожане вот уже несколько лет ведут переписку с заключенными, стараясь поддержать их и помочь вернуться к нормальной жизни. Один из клириков храма регулярно посещает детское отделение клиники гематологии. Молодежное общество активно занимается миссионерской деятельностью и выезжает в села области потрудиться на восстановлении разрушенных храмов.
Можно вспомнить достаточно инициатив со стороны православных людей и приходов, так или иначе влияющих на жизнь в регионе. Саратовское общество православных врачей, членами которого являются в том числе и невоцерковленные люди, ежемесячно выезжает в отдаленные районы области для приема детей, которые лишены возможности получать квалифицированную медпомощь по месту жительства. В районных центрах, селах событиями становятся разного рода фестивали и праздники, которые проводятся, как правило, в дни празднования Рождества или Пасхи. Это может быть как мероприятие довольно крупного масштаба при поддержке, например, местной администрации, а может быть и концерт в доме престарелых, подготовленный учениками воскресной школы.
Помимо деятельности, направленной вовне, любая общность внутри себя решает проблемы личного характера, что очень немаловажно в ситуации, когда «каждый за себя». Например, прихожане храма обмениваются детскими вещами или помогают друг другу в сложных жизненных обстоятельствах. Так, в селе Куриловка Новоузенского района по инициативе настоятеля и прихожан храма во имя Иоанна Предтечи односельчане собрали деньги на операцию для пожилого ослепшего человека, к которому в итоге вернулось зрение. То есть приходская жизнь дает каждому конкретному человеку ощущение, что он не один. Понимание и осознание: что бы ни пошатнулось вдруг в моей жизни — рядом есть люди, которые не оставят, при необходимости всегда придут на помощь, — сегодня дорогого стоит. В приходе при каждом храме есть немало примеров, когда поддержка прихожан оказывалась спасительной в самых непростых ситуациях и помочь тогда не могли ни государство, ни многочисленные социальные структуры уровнем пониже.
Так, в Саратовской епархиальной газете периодически публикуются материалы, в которых рассказывается о людях, нуждающихся в поддержке. Прецедентом для Саратова можно назвать случай, когда одинокой матери трех сыновей, бывшей воспитаннице детского дома, не имеющей своего жилья, был куплен дом в одном из сел области. Деньги собирали всем миром, объявление о том, что необходима помощь, разместили, в том числе и на московском сайте. Не так давно семья отметила новоселье. В период, когда Светлана с ее сыновьями крайне нуждались в материальной помощи, в редакцию газеты «Православная вера» несли продукты, одежду, деньги. А заметил впервые маму с детьми, которая попрошайничала на улице, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». С этого момента, собственно, и начались глобальные перемены в жизни этой прежде бедствующей семьи.
Прихожане этого же храма долго опекали еще одну женщину без определенного места жительства. Смогли устроить ее на лечение в психиатрическую больницу, чему Ольга — инвалид детства, лишенная какого бы ни было попечения, привыкшая жить на улице, — была необыкновенно рада. Совсем недавно в больничном храме она приняла крещение.
Отдавание как образ жизни
Сегодня образовалось немало дыр и пустот в жизни общества, которые не получается заполнить государству, не создавшему, например, механизмов оказания помощи тем же бомжам. Далеко не всё по силам и общественным организациям. И тогда включаются православные граждане, в этом смысле они свою нишу в общественной деятельности нашли. Их мотивация обусловлена верой, мировоззрением, которые не позволяют пройти мимо бедствующего рядом человека. Выстраивание своей жизни как следование идеальному образу христианина, который явил Христос, а за ним сонм святых, делает людей часто независимыми от какого либо поощрения. Это позволяет быть православным гражданам столь активными часто без всякой, казалось бы, системы вознаграждений. Можно было бы сказать, что просветительская деятельность является частью жизни самой Церкви, и ее сложно назвать служением на благо общества. Но нельзя не признать, что сегодня Церковь движима не только стремлением рассказать о себе, но и чувством ответственности за происходящее в обществе. Именно этим вызвана и волна активности ради введения в школах нового предмета «Основы православной культуры». Ведь уровень преступности сегодня, состояние нравов вряд ли могут оставить равнодушным любого думающего человека.
Православная активность чаще никак не пересекается с уже традиционной общественно значимой активностью нашего общества, стойкого диалога между НКО и православными объединениями сегодня практически нет. Хотя если позиции оказываются общими, то их голоса часто сливаются. Так, ряд общественных организаций и православные сообщества выступали против ратификации параграфа Европейской социальной хартии, в соответствии с которым в школах должно быть введено сексуальное просвещение. Часто объединяющими площадками для деятельности православных сообществ и НКО становятся акции за здоровый образ жизни, особенно в среде молодежи. Такие мероприятия проводились и в Саратове. Поэтому сотрудничество и взаимоподдержка вполне могли бы быть продуктивными.
За годы перемен россияне так и не научились отстаивать свои права. Требовать «своего», добиваться положенного по закону — такая позиция не очень укладывается в особенности менталитета нашего человека. А вот отдать ближнему последнюю рубаху, если будет нужно, — это по-прежнему по-нашему. Любой христианин на самом деле понимает, что самое большее, что он может сделать в жизни, — это отдать. Рубашку, свои силы, таланты, умения, сердце, отдать Богу, своим близким и всем тем, кому это нужно. Именно по таким простым причинам приходская жизнь и православная активность имеют сегодня все перспективы для развития. И возможно, в нашей стране приходская жизнь не только новая форма общественной активности, но и наиболее удачная из всех возможных.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7028&Itemid=4