Фонд стратегической культуры | Андрей Арешев | 07.08.2009 |
Первая годовщина трагических августовских событий вокруг Южной Осетии отмечена ростом военной напряженности в её приграничных районах. Обстрелы постов вооружённых сил республики близ Цхинвала вызвали немедленное заявление Минобороны России о том, что в случае возобновления крупномасштабных провокаций для защиты официально признанного Россией государства будут применены все необходимые силы и средства. По словам Г. Карасина, «грузинское руководство затевает к годовщине августовских событий 2008 г. на Кавказе разнообразные «мероприятия» на границе с Южной Осетией"1. Это могут быть не только нападения и обстрелы. Ведутся разговоры о «мирном марше на оккупированные территории» (с подобного «мирного марша» началась первая война с Южной Осетией во времена Гамсахурдиа).
Реакция официального Тбилиси на заявления представителей Минобороны и МИД РФ свидетельствует о продолжении линии на максимальное вовлечение США и Евросоюза в дела Грузии. Именно эта политика привела год назад к гибели сотен людей, масштабным разрушениям и имела другие пагубные последствия — прежде всего для той шаткой политико-правовой конструкции, которую именуют «территориальной целостностью Грузии» (в границах бывшей Грузинской ССР). Представители миссии наблюдателей ЕС подтвердили правоту грузинской стороны, добавив, что тональность заявлений напоминает им атмосферу, царившую в регионе за несколько дней до войны в августе 2008 года. Таким образом, подопечные господина Хабера нашли «изящный» повод показать, кого эта миссия считает ответственными за кровопролитие августа 2008-го.
Сейчас, по прошествии года после «пятидневной войны» и официального признания Абхазии и Южной Осетии как независимых государств, мы можем напомнить некоторые оценки и прогнозы тех горячих дней. Так, в самом начале августа некоторые либеральные эксперты призывали российское руководство не связываться с «мощной» грузинской армией, дабы не потерпеть поражения. В дни, предшествовавшие выступлению Президента России 26 августа, можно было слышать мнения о том, что признание Южной Осетии и Абхазии не приведёт Россию ни к чему хорошему, ибо рассорит её с Западом и создаст угрозу внутригосударственному единству. Авторы подобных заявлений не учли, однако, что после 8 августа 2008 года на Кавказе произошли необратимые изменения. Требовалось немедленно закрепить изменившийся статус-кво политико-правовыми средствами. В противном случае успешные действия российской армии по нейтрализации агрессии неминуемо обернулись бы тем самым поражением, которого ждали враги России.
Августовские события 2008 года стали важной вехой «поражения в правах» инструментов международного права, возрастания в международных отношениях фактора грубой силы. Никакие расчёты на то, что российской дипломатии удалось бы добиться (скажем, на уровне ООН) безоговорочного осуждения действий режима Саакашвили, ввести эмбарго на поставки ему вооружений и т. п., изначально не имели под собой почвы. Поэтому действиями российского руководства изменившийся статус-кво на Кавказе был закреплён де-юре.
Следует, однако, подчеркнуть, что нормативная база военно-политического и экономического сотрудничества Москвы с Сухумом и Цхинвалом нуждается в совершенствовании. Соглашения «Медведева — Саркози», ради которых муж французской фотомодели так резво примчался год назад в Москву, уже сейчас де-факто утратили силу вследствие его нарушений грузинской стороной.
Вдоль реки Ингур сосредоточено до 2000 сотрудников спецназа вооружённых сил и МВД Грузии. На участке грузино-абхазской границы от устья реки Ингури до населённого пункта Эрисцкали развёрнуто 10 стационарных и 17 выносных постов, развёртываются позиции РСЗО «Град» и 120-мм миномётов, круглосуточно ведётся наблюдение как с основных, так и с выносных постов. В приграничных с Южной Осетией районах сосредоточены грузинские силовые структуры (вооруженные силы и МВД) общей численностью около 2500 чел. В зоне, прилегающей к грузино-югоосетинской границе, развёрнуто более 50 стационарных и мобильных постов, ведутся активные фортификационные работы, перебрасывается бронетанковая техника и артиллерия, подтягивается живая сила. Всё это происходит на глазах у наблюдателей различных международных структур, выступающих (на словах) за безопасность и стабильность в Закавказье2. Началось это далеко не вчера, а как минимум в начале 2009 года, когда грузинская армия почувствовала, что оправляется от нанесенного ей урона. Учения в различных частях Грузии следуют друг за другом, а специфика некоторых поставок через порт Батуми носит вполне понятный характер3. Есть основания подозревать, что Байден в личном разговоре с Саакашвили согласился удовлетворить просьбу последнего о поставке в Грузию новейших видов оружия4. Всё это сопровождается усиленной «правозащитной» пропагандой, направленной на то, чтобы не грузинское руководство, а Россию, выставить виновником страданий грузин, абхазов и осетин.
Можно представить, что бы происходило сейчас на Кавказе, если бы возобладала точка зрения сторонников «компромисса», устрашённых, видимо, пресс-релизами Международной Кризисной Группы и предлагавших, под видом юридически двусмысленных формулировок, в той или иной мере восстановить юрисдикцию Тбилиси над территориями обеих бывших автономий. Отчаяние беженцев, негодование абхазов и осетин давно перевалило бы Кавказский хребет, создав, возможно, такие поводы для межэтнических столкновений и терроризма, по сравнению с которыми нынешнее неспокойное положение в северокавказских субъектах Российской Федерации показалась бы «цветочками»!
Сейчас очередным ходом «честных маклеров» из ЕС стала идея «разбавить» патрулирующую приграничные с Южной Осетией и Абхазией грузинские районы наблюдательную миссию «правильно ориентированными» американцами. О том, что ситуацию это никак не стабилизирует, красноречиво говорит балканский опыт. Михаила Саакашвили нельзя сбрасывать со счетов. Своих разрозненных оппонентов (сплошь — бывших сторонников) он переиграл, как и следовало ожидать, без особого труда, а визит в Тбилиси Дж. Байдена вновь зафиксировал политическую (и не только политическую) его поддержку администрацией США.
Сентенции о том, что Украина и Грузия стали для Соединённых Штатов «чемоданом без ручки», отдают легковесностью. За ними скрывается элементарная интеллектуальная лень и нежелание что-либо предпринимать. Точно так же выглядят попытки выставить вице-президента — опытнейшего специалиста по международным делам — чуть ли ни «диссидентом», идущим якобы вразрез с курсом «голубя мира» Барака Обамы.
Августовские события 2008 года на Кавказе стали возможны в результате прямой экспансии Запада в геополитическое пространство бывшего СССР и создания по периметру границ РФ ряда новых конфликтов и разделительных линий, чреватых их переносом на территорию Российской Федерации. Чем быстрее это осознают трезвомыслящие представители, во-первых, российской элиты, во-вторых, грузинского политического класса, пестуемого Госдепом США и американским посольством в Тбилиси, — тем лучше будет для всех5.
Российско-грузинские отношения находятся сейчас в «точке замерзания», но некоторые шаги по налаживанию общественного диалога всё же предпринимаются. Этот диалог будет иметь некоторые шансы на успех лишь в том случае, если его участники откажутся от максималистских и заведомо невыполнимых требований. Абсурдное требование к Москве «отозвать» признание Сухума и Цхинвала звучит всё реже, но при этом навязчивое позиционирование Грузии как «независимого государства» уживается с упованием на то, что проблемы в отношениях с бывшими грузинскими автономиями решат заокеанский гегемон или брюссельский союзник.
Открытый диалог с абхазской и юго-осетинской сторонами вряд ли возможен в условиях ремилитаризации Грузии. Все уверения в «чистоте помыслов» разбиваются о вопрос: для чего Грузии вооружённая до зубов армия? Даже те грузинские политики, которые настроены по отношению к России если не дружественно, то хотя бы нейтрально, предпочитают в упор не замечать абхазов и южных осетин, делая вид, что ничего особенного на рубеже 1980-х — 1990-х в бывшей Грузинской ССР не происходило.
И тем не менее диалог необходим! Только он позволит представителям постсоветских элит психологически освободиться в восприятии друг друга от импортных клише и стереотипов. Примитивизация представлений друг о друге как закономерное следствие общей деградации, в частности системы образования (которая «реформируется» в наших странах по единым западным лекалам), неизбежно ведёт к произрастанию самых нелепых и отвратительных мифов, чреватых новой кровью. А ведь примеры такой деградации даёт далеко не только сфера образования.
Положение дел на Кавказе требует от российского руководства чётких и последовательных действий, которые были бы направлены не только вовне, но и оздоровляли внутреннюю ситуацию. Повторяющиеся высказывания Дж. Байдена о том, что Россия из-за своих нерешённых экономических проблем рано или поздно уступит Западу, безусловно, настораживают.
В целом правильное понимание ситуации есть. Об этом говорят масштабные военные учения «Кавказ-2009», визит Президента России в Цхинвал, развитие политических, экономических и гуманитарных контактов с Сухумом, последовательная позиция российского МИД в ходе так называемых «женевских консультаций» и некоторые другие факты. Всё это вселяет надежду на мирное будущее Кавказа.
_____________________
1 Тбилиси готовит провокации против Южной Осетии // http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=14 172 281
2 Выступление заместителя Секретаря Совета Безопасности РФ Ю.А.Зубакова на конференции «Безопасность и сотрудничество на Кавказ» // Асимметричные угрозы и конфликты низкой интенсивности. — 2009. — N 5−6. — C. 64. В последние месяцы ситуация могла измениться, и вполне понятно, в какую сторону.
3 Заметим, в грузинские порты заходили корабли не только США, но и Турции; объяснить это можно не только взаимопониманием между Вашингтоном и Анкарой, так и стремлением Турции играть самостоятельную роль в Черноморско-Кавказском регионе.
4 Андрусенко Л. «Перезагрузка» под вопросом // http://www.novopol.ru/text72306.html
5 Мы видим, в каком направлении развивается ситуация на Украине: лавировавшего между всеми и вся Кучму сменяет Ющенко, а сейчас ход событий в стране направляется в русло, максимально благоприятное для политиков наподобие Яценюка и Тягнибока как следующего этапа «оранжевой революции"…