Русская линия
Известия Борис Клин07.08.2009 

Патриарх Кирилл: «Вера, молитва и труд — в этом спасение»

В среду одной из самых блестящих проповедей завершился 10-дневный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Вечером 4 августа он приехал в Почаевскую лавру, и она оказалась не только финальной, но и кульминационной точкой пастырской поездки Патриарха.

Конечно, многочасовые очереди к православным святыням и в России не редкость. Но паломники в Почаеве после всенощного бдения, продолжавшегося пять часов (в обычных городских приходах оно длится не более двух), даже успевшие приложиться к чудотворной Почаевской иконе Божией Матери и к отпечатку Стопы Богородицы на камне, не расходились. Одни продолжали молиться в храме, другие — во дворе лавры.

Ближе к ночи людей стало чуть меньше, немногочисленные счастливчики, сумевшие раздобыть номер в паломнической гостинице, ушли спать, но сотни людей устраивались на ночлег прямо на полу в храме (где не иссякала очередь к святыне и пелись псалмы) и просто под открытым небом — кто на газоне, а кто на мощеных аллеях, подложив под бок охапки цветов и травы, которые устилали путь к собору Святейшему.

Большинство из тех паломников, с кем удалось поговорить, — жители Украины. В Почаев они приезжают регулярно на праздник иконы. Но этот год особенный — юбилейный. 450 лет со дня ее принесения в лавру. И конечно же визит Патриарха.

— Да разве ж мне трудно 300 километров проехать и увидеть Патриарха?! — говорит 47-летний Владимир, в прошлом морской пехотинец-спецназовец. Он живет в Черновицкой области. В Почаев приехал вместе с женой.

— А дочка дома осталась, должен же кто-то за хозяйством приглядывать. Но она тоже очень хотела сюда.

Владимир с женой как раз разместились на газоне.

— Так холодная ж земля, — говорю я, присаживаясь на траву.

— Что с того… Когда я еще Патриарха живьем увижу? К тому же завтра он литургию служит, а уйдешь сейчас, утром неизвестно, попадешь ли. Еще придется где-нибудь у подножия горы стоять.

Вечером 4 августа паломникам раздали 25 тысяч бумажных образков с благословением Патриарха. На 5 августа было еще приготовлено 20 тысяч. Разобрали все.

Объяснить свои чувства от возможности видеть Патриарха и молиться с ним паломникам сложно. Они так и говорят: «Ну как такую радость языком описать?!». Особое чувство, видимо, только верующим доступно.

Но Патриарх не только приехал молиться. Он проповедовал церковное единство. А церковный раскол на Украине — проблема не только политических элит, он прошел по судьбам людей. Мария из Ровно рассказывает: «У нас и семьи распадались из-за этого. Даже такое было, представляете, муж с женой разводились, потому что или он, или она в раскол уходили». Сама Мария, женщина немолодая, разорвала отношения со школьными подругами.

— Ну, они пошли туда, к Денисенко (глава непризнанного в православном мире Киевского патриархата. — «Известия»). И я боюсь с ними разговаривать. Они ж к себе зовут. А это, как наш батюшка сказал… слово еще такое есть. — она морщит лоб, вспоминая. — А вот — «соблазн». И я испугалась. Слаб же человек, вдруг затащат. А може они теперь Патриарха послухают? А мы молиться будем, как он сказал.

Утром Почаевская гора была вновь заполнена народом до отказа. Патриарх служил литургию и произнес проповедь.

— Сегодня великий праздник — 450-летие принесения чудотворного образа, ставшего щитом и надеждой миллионов людей. Потому мы и притекаем сюда в таком множестве, что знаем историю чудес не понаслышке. Мы прославляем Божию Матерь, которая слышит наши молитвы и предстает перед Престолом Сына своего и молится за нас.

А потом Патриарх объяснил, почему, когда православные прославляют Божию Матерь, читается отрывок из Евангелия о Марфе и Марии. Марфа вознегодовала на сестру Марию за то, что та не помогала ей готовить угощения Христу. Господь не осудил Марфу — женщина от чистого сердца готовила трапезу. «Дева Мария соединила в себе Марфу и Марию. Божия Матерь заботилась об Иосифе и Сыне своем, в соединении молитвы, веры и труда — смысл человеческого существования», — сказал Предстоятель.

Он также напомнил, что в Почаеве празднуют не только 450-летие принесения чудотворной иконы Божией Матери, но и 350-летие обретения мощей Иова Почаевского. Он соединял молитву и труд.

— Вера пламенела, и труд шел рука об руку с нею.

А дальше — о тяжелых последствиях для людей, разделяющих веру и труд: «Мы все вышли из советского прошлого. Мы помним, как великая страна пыталась построить богатое справедливое общество, но без Бога. Миллионы людей сложили головы, но ничего не вышло без Бога. С этой святой Почаевской горы хочу обратиться к вам — храните веру, сочетайте веру и труд». Но это невозможно, по мнению Патриарха, без восстановления единства Церкви. Он призвал отбросить политические амбиции, разделяющие Церковь, подчеркнув, что ни один человеческий проект не может осуществиться в разрыве между небом и землей. Этот же призыв он адресовал не только к Украине, но и к России, Молдавии, Белоруссии и к христианам Европы.

— Мы прошли через страшный опыт — построение общества без Бога. Не повторяйте наш страшный опыт. Не построить счастливого общества без Бога, не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль и нравственность, — так Патриарх оценил попытки разделить веру и труд. Когда людям говорят, что вера — дело частное, хочешь — греши, хочешь — верь в Бога, но трудись, — без этого не будет денег, не будет удовольствий. Патриарх глубоко убежден, что такое разделение пагубно.

Эта блестящая проповедь была выслушана с неослабевающим вниманием не только теми, кто собрался на Почаевской горе и у подножия, но и сотнями тысяч людей, следившими за телетрансляцией из лавры у себя дома.

По завершении литургии Святейший Патриарх Кирилл освятил новый колокол лавры, а затем обратился с речью:

— Согласно богослужебному уставу Русской православной церкви многие чины завершаются молитвословиями в честь Божией Матери. И этим завершается мое пребывание на Украине. Оно было наполнено тем, к чему я так стремился, — искренней молитвой. Это паломничество останется в моей памяти, это соборная молитва о мире в Украине, о благополучии ее благочестивого народа.

Патриарх напомнил всем, кто знает историю, и всем, кто закрывает на нее глаза, что Церковь непобедима и несокру-шима.

— Только сила веры украинского народа способна изменить жизнь к лучшему. И будем молиться, чтобы это поняли и политики, и люди бизнеса, и землепашцы, — все.

А под финал сказал:

— Я слышал ваши возгласы, я покидаю эту благословенную землю, оставляя часть своего сердца, ибо сознаю себя преемником митрополита Киевского и всея Руси, который также хранил веру своего народа в трудные времена.

По поводу «часть сердца», которое остается на Украине… Один из священнослужителей на встрече с Предстоятелем предложил ему жить полгода в Москве, а полгода в Киеве — для сближения двух столиц. Предложение было встречено дружным смехом духовенства. Однако Патриарх сказал: «Это очень хорошее предложение. Только немножко бы еще здоровья Патриарху и сил побольше». И продолжил: «Готов был бы принять украинское гражданство. Пожалуйста, для меня не существует никаких вопросов». По его словам, церковный раскол на Украине «есть в том числе еще и реакция на неправильную церковную политику Москвы». «Но политика не злонамеренная, а по инерции», — пояснил Патриарх. «Жили в одном государстве: все нормально, все стоит, все работает… И вдруг вот этот всплеск каких-то центробежных сил. Конечно, он заставляет в том числе переосмыслить и роль Московского Патриарха», — констатировал Предстоятель.

Вчера во второй половине дня Святейший вернулся в Москву. Уже в столице России он заявил, что одно из сильнейших ощущений во время визита — это встреча с украинским народом. Предстоятель сказал, что даже те люди, которые держали плакаты против него, клали их на землю и получали Патриаршее благословение. Пояснил Предстоятель и свои слова о возможности получения украинского гражданства: «Я сказал, что вообще Патриарх Московский — для всех стран, которые входят в его юрисдикцию, и он обязан находиться не только в Москве. Ну и сказал, что, если украинские власти готовы мне предоставить украинское гражданство — конечно, при сохранении российского гражданства, я был бы очень счастлив такое гражданство принять». Однако, по словам Патриарха, позже ему сообщили, что Конституция Украины препятствует такой возможности. «И я тогда сказал депутатам: может быть, для Патриарха можно сделать исключение?» — рассказал Патриарх Кирилл.

Отвечая на вопрос «Известий», он объяснил, что, хотя и церковь действительно открыта для людей с разными политическими взглядами, тем не менее, существуют греховные идеологии, и напомнил о вероучительном документе — «Основах социальной концепции Русской православной церкви». «Там говорится, что если даже государство толкает людей к греху, толкает их в ад, то церковь может призвать народ к гражданскому неповиновению», — напомнил Патриарх.

Визит Патриарха на Украину закончился хронологически, но итоги этой 10-дневной поездки еще предстоит осмыслить. И в России, и на Украине.

Место, где остался след Богородицы

Почаевская лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев вскоре после татарского погрома Киева Батыем около 1240−1241 гг. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. По преданию, в 1240 году двое иноков на горе с жителем села Почаево видели явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На месте, где стояла Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери. Позже на месте церкви появился собор. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма. Со временем икона начала испускать по ночам таинственное свечение. А позже с ней были связаны многие чудеса.

http://izvestia.ru/obshestvo/article3131522/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru