Русская линия
Седмицa.Ru03.08.2009 

«Во плоти ангел»

По материалам статьи из т. 21 «Православной энциклопедии», готовится к печати.

Илии пророка монастырь [Дейр-Мар-Ильяс], муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Однако впервые этот мон-рь упоминается зап. паломниками ок. 1160 г. По сообщению Иоанна Фоки (1185), И. п. м., «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийыем на средства визант. имп. Мануила I. (Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в. // ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23). С. 24, 54). По всей видимости, имеется в виду землетрясение, происшедшее ок. 1157 г. Согласно греч. анонимному паломнику (1187), мон-рь, имевший церковь с куполом (PG. 133. Col. 989), находился на том месте, где прор. Илии скрывшемуся в пустыне от Иезавели явился Ангел (3 Цар 19, 4−8). К этому преданию апеллировали зап. паломники (в т. ч. Филипп из Савоны (1283) и Николай из Поджибонси (1346−1350)), тогда как пилигримы жившие позднее ошибочно связывали основание мон-ря либо с местом рождения прор. Илии — Номпар де Гомон (1418), Иоанн Полонер (1422), Б. Амико (1620) — либо с местом, куда пророк удалился во время засухи (3 Цар 17, 1−7), — Игнатий Смолянин (1396−1402) (Хождение Игнатия Смолянина // ППС. 1887. Т. 4. Вып. 12(3). С. 22), либо даже с местом, где он был взят на небо — Петр де Пеннис (ок. 1350). Последние 2 события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой прор. Илии в мон-ре Хозива и с ущельем Харран за р. Иордан (в наст. время на территории Иордании).

С И. п. м. также связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь прав. Иосифу явился во сне ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, к-рую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф 2. 2) (RaptТpouloj. 1996. S. 140−141).

В зап. источниках упоминается посещение игуменом И. п. м. лагеря Ричарда I Львиное Сердце в Бейт-Нубе (июнь 1192), к-рому он открыл место, где им была спрятана часть Честного Креста Господня. Согласно Роджеру из Хаудена, тайник находился непосредственно в ц. прор. Илии, тогда как Ральф из Коггешалла помещает его в мон-ре св. Самуила на пути из Бейт-Нубы в Иерусалим.

Иоанн Полонер описывает И. п. м. как высокое здание с прекрасной церковью и колодцем рядом с юж. стеной (1422); Франческо Сурьяно (1485) отмечает, что в нем подвизалось 2 греч. монаха. Даниил, митр. Эфесский (1478−1488), в нач. 80-х гг. XV в. застал эту правосл. обитель покинутой иноками (Рассказ и путешествие по св. местам Даниила, митр. Эфесского / Пер.: Г. С. Дестунис // ППС. 1884 T. 3. Вып. 2(8). С. 50−51). В 1492 г. мон-рь принадлежал мусульманам, а в 1517 г.- снова грекам.

В османской переписи 1553/54 г. среди мон-рей упоминается «Дейр Мар Ильяс». В 1593 г. Трифон Коробейников передал милостыню проживавшим в И. п. м. иером. Дорофею и 7 старцам (Хождение Трифона Коробейникова: 1593−1594 // ППС. 1889. Т. 9. Вып. 3(27). С. 99).

С XVII в. насельники И. п. м. показывали паломникам отпечаток на камне, оставленный спящим прор. Илией. Этот камень «в форме седалища, на котором виден как бы вытисненный след лежавшего человека», находится напротив монастырских ворот (Леонид (Кавелин). 2008. С. 260, 263). Рядом с ним бьет источник, носящий имя прор. Илии.

Василий Гагара в 1635 г. застал в мон-ре 30 монахов (Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары: 1634−1637 гг. // ППС. 1891. Т. 11. Вып. 3(33). С. 16). В 1647 г. при патриархе Паисии реставрированный И. п. п. стал одним из основных хозяйственных центров патриархата: диак. Иона Маленький (1651) упоминает принадлежавшие мон-рю пашни, виноградники и рощи масличных деревьев (Повесть-сказание о похождении в Иерусалим и во Царьград Троицкого Сергиева мон-ря черного диакона Ионы Маленького: 1649−1652 // ППС. 1895. Т. 14. Вып. 3(42). С. 21). Самое подробное описание И. п. м. содержится у В. Г. Григоровича-Барского (1726): «Аще и мал отъвне зрится быти, обаче внутрь многа здания содержит… и тесен есть внутрь. Имат же храм преизбраний, велик и висок, с главою одною, яже зрится вне обители издалеча, шестию же столпами поддержится… Храм оний иногда бисть иконописан зело лепо, но понеже обетша, сего ради поновлен есть варом… Сице же тесно с келиями совокуплен окрест, яко низу ниоткуду к вратам пути имат, но иноки, правила ради, снисходят сверху зданий степеней каменных вниз к дверем… Трапези здание мало есть и келий такожде мало суть, понеже церковь величеством своим наполни весь монастир» (Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1. С. 370−371). Григорович-Барский и паломник Серапион (1751) сообщают также о «докуке» от бедуинов, к-рым монахи были вынуждены выплачивать натуральный оброк.

О фресках с эпизодами жития пророков Илии и Елисея упоминает Р. Покок (1743).

Летописи палестинских греков нач. XIX в. сохранили свидетельства о том, что во время восстания жителей Юж. Палестины против дамасского паши в 1825 г. бунтовщики использовали мон-ри как опорные пункты, а также прятали там свое имущество. Желая получить спрятанные в И. п. м. деньги феллахов, паша подверг пыткам игум. мон-ря Флавиана (Неофит Кипрский. Двадцатилетие или продолжение всего случившегося в православ. Иерусалимской Церкви с 1821 г. до настоящего 1841 г. // Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI—XIX вв. СПб., 1901. Т. 1. С. 139 (ППС; Т. 19. Вып. 1(55)).

Здания мон-ря были отремонтированы в 1858—1859 гг. Последняя реставрация была предпринята в 1976—1977 гг. киприотом архим. Аркадием (впосл. митрополит Аскалонский). Специального исследования, позволяющего определить, включает ли существующая 3-нефная купольная базилика фрагменты средневековой постройки, не проводилось. У сев. стены находятся гробницы вифлеемских епископов Илии († 1345) и Михаила († 1811). Позднейшее предание связывает одну из этих гробниц с именем Иерусалимского патриарха Илии (Илии II?). В наст. время в И. п. м. подвизается 1 монашествующий — игум. Парфений.

Святыни: частица мощей свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, звенья цепей вмч. Георгия Победоносца, от к-рых происходят исцеления.

В 1992 г. во время работ по расширению шоссе Иерусалим-Вифлеем близ И. п. м. были обнаружены развалины церкви визант. периода. С юж. стороны она граничит с источником Бир-кадисму. Во время раскопок окт. 1992 — февр. 1993 гг. была исследована зап. часть церкви и обнаружены мозаичные полы, засыпанные затем для сохранности. При раскопках 1997 г. стало ясно, что церковь была сооружена в V в., перестроена в VI в., в VIII в. превращена в мечеть и вскоре после этого разрушена. Эту постройку отождествили с известной по письменным источникам ц. Кафизмы Пресв. Богородицы (см. подробнее в ст. Кафизмы мон-рь), построенной на месте, где Она отдыхала по пути в Вифлеем. Согласно Житию прп. Феодосия Великого, монастырская ц. Кафизмы была сооружена богатой вдовой при свт. Ювеналии, архиеп. Иерусалимском (422−458), прп. Феодосий нек-рое время был игуменом мон-ря Кафизмы (Cyr. Scyth. Vita Theod. S. 235−241). В центре 8-угольной в плане церкви находится скала, напоминающая по своей форме сидение. Почти все церковные помещения имели мозаичные полы, нек-рые из них были добавлены в VIII в. (Гева. 2000. С. 42−43).

Литература: ?; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 224−227; Гева Х. Археологические раскопки в Израиле. Иерусалим, 2000. С. 42−43 (Важнейшие места, связанные с историей христианства); Св. Земля: Ист. путеводитель. М., 2000. С. 102; ?; Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности: Из зап. инока-паломника. М., 2008. С. 260, 263.

Э. П. А., К. А. Панченко

http://www.sedmitza.ru/text/753 369.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика