Фонд стратегической культуры | Станислав Минаков | 31.07.2009 |
Уже появились первые публикации, связанные со впечатлениями от пребывания на Украине нашего Патриарха.
Впечатления сильные и яркие, и, что важно, воодушевляющие. А ведь прошли только первые дни из десяти!
Этому потрясению, а другие слова тут трудно подыскать, не могут помешать ни улюлюканья со стороны свидомитов, ни воззвания так называемой «украинской итнтеллигенции», ни билборды главного раскольника-самосвята, мелькнувшие в Центральной Украине и Киеве, ни его же телевосклицания, которые крутили на украинском канале «Перший» словно для перебива прямого телеэфира Патриарха Кирилла — его показывали по каналу «Интер».
Я ежедневно отправляю по электронной почте немало писем своим друзям и единомышленникам, живущим в России. Оказалось, что затруднительно объяснить, отчего мои украинские сограждане — православные и атеисты, украинцы и русские — сглатывали слезы, когда смотрели пряме эфиры молебна на Владимирской горке утром 27-го июля, в первый день патриаршего визита, а потом и вечером 28-го, когда «Интер» подарил нам полуторачасовое присутствие Патриарха в телестудии.
А есть ведь еще впечатления тех, кто приехал в Киев из провинции и отстоял несколько часов в ожидании службы, кто слушал разносящие в надднепровском воздухе живые и проникновенные слова главного нашого пастыря. Патриарх назвал свой визит паломническим и попросил в Киево-Печерской лавре у православних собратьев молитв, поскольку тяжек патриарший крест.
Важна и преемственность, подхват эстафеты у предшественника, Патриарха Алексия, который из-за нездоровья не смог продолжить поездку по Украине в прошлом году.
А нынче — запланировано целых десять дней! В самых основних узлах русского православия на территории древней Руси, в трех Святых Лаврах, в купели русского Крещения в Крыму, да еще и поездки по Западной Украине!
Невозможно переоценить сам факт присутствия Патриарха ЗДЕСЬ столь чувствительный период времени, нахождение его рука об руку с народом Украины, который является частью большого и, несмотря на сторонние усилия, все еще единого мира.
Душу пемзой поскребла!
Впечатления, повторим, сильные.
Сначала я просто собирал реплики, присланные мне друзьями с нашей, малороссийской стороны.
«У нас есть Патриарх!»
«Слава Богу, что он приехал! Какой мыслитель! Какой ясный, глубокий, сильный и
добрый, понимающий! А как он улыбался! Полтора часа — а я как будто месяц у реки прожила — стала чище и моложе! Душу пемзой поскребла!"
«Патриарх Кирилл свободно, понятно, умно, но доходчиво и убедительно озвучил то, что мы чувствовали, но не могли сформулировать. Например, про некорректность постановки сталинизма и нацизма на одну доску, через антигитлеровскую коалицию — ведь элементарно же! Как теорема Пифагора!.. А про деньги-фантики и аморальность современной виртуальной экономики! А про привлекательность для современного человека всяческих ново-цивилизационных вещей — словно стекляшек для папуасов времен Миклухо-Маклая!»
«Кажется, у Русского мiра появился свой духовный вождь!»
«Как внятно и взвешенно, достойно и спокойно, не поддаваясь на полемические провокации, говорит наш Патриарх! Как горячо его слово, как проникает оно в серце и ум слушателя!»
Важный критерий: как взвились бесы накануне его визита, и как корчатся они сейчас. Возникло даже ощущение, что они на время притихли, оглоушенные.
Эффективность умного телефэира
Вечером 28-го телезрители Украины сидели у экранов буквально не переводя дыхания.
Ведь что последние годы что было преобладающей «телевизионной пищей» в украинском телеэфире? То Ющенко со своими тугоумными и косноязычными сентенциями, с навязыванием героизации человекоубийц и нацистов, пособников эсэсовцев и оккупантов, мазепизацией всей страны, то женщина с косой, «честными глазками» и сомнительного свойства популизмом, то ни в чем не знающий за собою вины «оранж-посредник» и по случаю спикер парламента Литвин, с неизменно выкаченными и как бы наивными глазами, то западэнский киндер-сюрприз, раскручиваемый повсеместно, в том числе ток-шоу самовлюбленного микро-наполеоничка Шустера…
Высоким отдохновением, альтернативой всем этим «лицам» были и остаются вечерние беседы протоиерея Андрея Ткачева в программе «На сон грядущий», когда всему вышеперечисленному телеяду можно противопоставить десять вдохновенных эфирных минут.
И вот — трудно поверить глазам — в кресле телестудии «Интера» сидит наш Патриарх!
Да, мы видим его в еженедельной пасторской утренней программе на Первом канале, да, те, у кого есть спутниковые тарелки, могли видеть его в цикле передач «Имя России» на канале РТР, да, те, кто вхож в Интернет, следят за событиями церковной и общественной жизни Патриарха на сайте patriarhia.ru и других православных ресурсах.
Но что вот так, прямо перед нами, ДЛЯ ВСЕЙ УКРАИНСКОЙ ПАСТВЫ, и для тех, кто невоцерковлен, но считает себя принадлежащим к русской цивилизации — рядом с нами, на украинской земле, НАШ ПАТРИАРХ!
И такой вдохновенный и вдохновляющий — златоуст, проповедник милостию Божей!
Новые лекала
В передаче на «Интере», прошедшей в прайм-тайм, Патриарх высказался перед телезрителями Украины фактически по всем актуальным вопросам современности, коснувшись чуть ли не всех сторон человеческого бытия — от личностно-нравственных до геополитических.
Кто-то, быть может, удивился, но оказалось, что это неразрывные вещи — личное и глобальное. Патриарх пояснил (а людям для вразумления требуются доходчивые, живые слова пастыря), что без совести и морали невозможна жизнь человеческого сообщества, и острота этой проблемы в наши дни достигла свого апогея, поставив человечество на грань выживания. И вопрос стоит буквально: быть или не быть человеческой цивилизации. Это ясно и по тому состоянию, в какое человек загнал ресурсы природы, и по тупику, в который привело западное либеральное финансовое сознание западного сообщества, научившееся биржевым и банковским спекуляциям, привыкшее жить за счет остальной планеты, водрузившее как знамя идеологию потребления, все более отдаляющееся от первоапостольской благодати, покидающее свои храмы.
Остановимся на важнейшем вопросе — кажется, об этом еще на таком уровне не говорил у нас никто, и важно, что эту мысль озвучил именно духовный вождь русского мира.
Патриарх Кирилл сказал, что Русская цивилизация располагает и потенциями, и уже накопленным достоянием такого духовного и интеллектуального уровня, что нам нет необходимости стоять у дверей Европы с протянутой рукой, что мы сами можем предложить идеи будущей жизни человечества, что Западу следовало бы пересмотреть свои взгляды на Восточно-славянский мир и перейти от патерналистского похода к равноправно-партнерскому.
«Я отнюдь не выступаю против западного мира — я хорошо знаю Запад и жил на Западе, — подчеркнул Святейший. — Но почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Какие же ценности предлагают нам? Что такое уникальное говорит нам сегодня эта богатая цивилизация? Почему мы с легкостью отдаем свое первородство? Мы готовы вступать в объединенную Европу, в любую другую Европу. Мы туда вступаем, чтобы получить идеи? Чтобы получить прививку некоего правильного образа жизни? Мы вступаем туда для того, чтобы сытно есть, мы вступаем туда ради желудка и кармана? Наверное, это тоже неплохо, но тогда давайте принесем туда свои ценности, только я не уверен, что там будут готовы наши ценности принять. Но вступать в качестве ведомых, теряя свое духовное первородство, отказываясь от своего трагического, но уникального, ни с чем не сравнимого опыта — у меня это вызывает большие сомнения.
Я думаю, что наше единство — единство духовного пространства Святой Руси, исторической Руси, — это огромной силы цивилизационный проект, и он не предназначен для того, чтобы быть ведомым. Он предназначен для того, чтобы генерировать идеи, и это сейчас происходит; он предназначен для того, чтобы бросать мировоззренческие вызовы, на которые другим потребуется ответить".
Лишь наша общая родина, сделал акцент Патриарх, называлась в мире «Святой Русью» (и никакие друге страны не назывались святыми), — потому, что в основе жизни, всех устоев, критерием истины наших предков была подлинная святость, пронизывавшая бытие всех социальных слоев — от князей до бедноты.
Глава Русской церкви высказал соображение, что именно на Украине будет во многом решаться общее будущее восточно-славянских народов. И эта его мысль явлется ответом оппонетнам, откликом, в частности, и на известное суждение политолога Бжезинского, резонно считающего Православие последним оплотом восточно-славянской цивилизации.
Именно потому, добавим от себя, западный мир, персонифицированный здесь пока что не в виде военных баз, а в виде гауляйтеров-ставленников, подобранных с помощью нехитрых процедур из числа местных мазеп, а также при посредстве всяческих «архидемократических фондов влияния», «советников» и «послов», так вцепился в новейшие времена в этот «плацдарм», Украину, — зубами и когтями, с целью оторвать друг от друга Русь Великую, Русь Малую и Русь Белую. Словно памятуя умную мысль Гитлера о том, что победить большую Россию, если она неразрывна в союзе с Украиной, невозможно.
Но сегодня мы, Слава Богу, сохраняем единую веру. И именно в ней — наше упование и наше спасение. И именно так и будет, по словам наших святых старцев. Даже если нам суждено претерпеть непростые испытания. И чтобы укрепить нас в стоянии, чтобы помолиться с нами здесь, на древней земле Киевской Руси, приехал наш Патриарх.
«Да поможет Господь Украине исцелить те раны, которые существуют на ее теле, чтобы мир Христов пребывал со всеми нами!» — сказал Святейший в завершение телеэфира на «Интере».
Верим, что поможет.