Православие.Ru | Вера Юрьева | 31.07.2009 |
На карте России есть такие удивительные места, которые ощущаешь родными, побывав здесь лишь однажды: будто когда-то тут жил, а теперь возвращаешься после долгих странствий. Малые города нашего Отечества — наш исток и наша надежда. Вместе они составляют территорию души, способную дать пристанище тем, кто желает вернуться к самому себе.
Одним из таких заповедных мест для многих стал Кадом. Этот городок[1], раскинувшийся на живописных берегах реки Мокши, ныне является районным центром в Рязанской области. В эти дни Кадом отмечает свой 800-летний юбилей. 800 лет, конечно, цифра условная: к 1209 году относится первое упоминание о Кадоме в Никоновской летописи. С него и принято вести отсчет истории поселения, хотя, несомненно, основано оно гораздо раньше: река Мокша — самый крупный приток Оки, важный торговый путь, и в начале XIII века Кадом, вероятно, был уже значительным торговым и оборонительным пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества. В древности Кадом находился в центре весьма обширной территории, которая выходила далеко за пределы современной Рязанской области, охватывая часть современной Мордовии, а также Вознесенский и Дивеевский районы Нижегородской области. Сам город не раз менял свое административное подчинение: например, только в XVIII веке территория Кадомского района попеременно относилась к трем губерниям: Казанской, Азовской, Воронежской, а после Кадом стал заштатным городом, подчинявшимся Тамбову.
Кадом — город с уникальной историей, которая достойна обширных исследований. Здесь настоящее непривычно близко соседствует с исторической древностью. Вот, например, имя города, Кадом. Откуда оно произошло, до сих пор достоверно не известно. Может быть, от арабского «ходим» или «кодим», что в переводе означает «стража», — ведь город был восточным форпостом завоеванных славянами земель, а прийти это слово могло от камских булгар, которые в XI—XII вв.еках вели оживленную торговлю с Востоком по Волге, а со славянами — по Оке и Мокше. В средние века Кадом был пограничным городом-заставой: здесь проходила сторожевая черта с укрепленными пунктами и оборонительными сооружениями для отражения нападений татар и ногайцев. Некоторые местные жители были приписаны к военному сословию и стали называться казаками. Потомки казаков и поныне живут в Кадоме. Один из них, отец Михаил, священник Милостиво-Богородицкого монастыря, старается способствовать возрождению русского казачества для службы Богу и Отечеству. В его кадетской школе дети, наряду с изучением закона Божия и других церковных и светских дисциплин, постигают азы военной подготовки, учатся дружбе и взаимопомощи.
Относительно происхождения названия города выдвигалось и другое предположение: его производили от мордовского слова «кадома», «кадонь», что значит «нечто потерянное, оставленное». Оно могло относиться к Старокадомскому городищу, которое вынуждена была покинуть мордва, теснимая славянами. Ведь изначала Кадомская сторона принадлежала мордовским племенам. Когда образовалось Рязанское княжество, мордовские земли вошли в его состав. Непростым было это соседство: летописи повествуют о частых сражениях за обладание землями, которые вели русские княжества с местными мордовскими племенами и с булгарами, о походах русских князей на половцев, не раз переходивших границы Рязанского княжества.
Немало еще версий о происхождении названия «Кадом» выдвигается историками и лингвистами. Но, как бы то ни было, древнее имя города осталось нетронутым на протяжении веков и сегодня заставляет сильнее биться сердце каждого, кто хотя бы раз побывал здесь.
Что прежде всего поражает тех, кто впервые ступает на кадомскую землю? Красота. Величественная и спокойная красота рязанщины. Здесь природа непосредственно и щедро одаривает нас всеми впечатлениями, которых мы ждем, отправляясь в путешествие по родным просторам, прочь от больших заводов, железных дорог и оживленных трасс. Полноводная Мокша, манящая своими дивными излучинами, изумрудное кольцо лесов, заливные луга, живописные холмы древнего города.
Само название реки, Мокша, напоминает о седой древности, когда лесные племена, жившие в этих местах тысячу лет назад, поклонялись божеству плодородия Мокоши. От этой реки неотделима жизнь народа. Когда-то по ней сплавляли лес — хоромный и дровяной, везли на баржах изделия разных промыслов, деготь, мед и хлеб, а еще — по берегам дивной Мокши рос великолепный корабельный лес, который был защищен от бесцельного вырубания указом Петра I. Мокша щедра и сегодня: до сих пор здесь водятся щука, судак, лещ и стерлядь на радость рыбакам, а в конце августа вдоль ее берегов обильно зреет ежевика.
Городские холмы величественны и таинственны. Каждый из них имеет свое название, каждый чем-то знаменит. Так, на Преображенском холме до недавнего времени стояла церковь в честь Преображения Господня. История этого места необычная. В середине XIII века Кадомский край попал под ордынское иго. Вероятно, православие и мусульманство вначале довольно мирно сосуществовали на этой удивительной земле. Бывало, и татары принимали веру Христову. Письменные источники сообщают, что в первой половине XIV века крестился в православную веру владетельный татарский князь Беклемиш Ширинский. В крещении он носил имя Михаил. «В честь своего преображения», как говорится в предании, он построил в Андреевом городке, предположительно находившемся на современном Преображенском холме, деревянную церковь Преображения Господня и крестил там своих людей. В XVIII веке на ее месте был воздвигнут уже белокаменный храм. Внук Михаила Ширинского, Юрий Федорович, стал храбрым воином. Во время Куликовской битвы он сражался со своим полком на стороне князя Димитрия Донского и пал на поле боя.
Именно при князе Димитрии Донском, в XIV веке, Кадом вошел в состав Московского государства, а в середине XV века вместе с городом Мещерский городец (ныне Касимов) был отдан в удел казанскому царевичу Касиму. Благодаря ордынским служилым людям, которым жаловались поместья преимущественно в Кадомском крае, при Иване III образовалось целое Касимовское «царство», которое просуществовало до конца XVII века.
Из-за обширнейших разливов Мокши населению пришлось в XVI веке оставить Старый Кадом и переселиться в Новый, шестью километрами южнее. А в Старом Кадоме в 1652 году был основан Троицкий мужской монастырь. Правда, просуществовал он недолго — до 1764 года — и был упразднен. Но почти одновременно в середине XVII века и в других концах края начали создаваться обители: Николаевский Чернеев монастырь близ Шацка, Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь около Темникова и знаменитый Успенский Саровский монастырь у слияния рек Саровы и Сатис. Царь Алексей Михайлович жаловал монастырям земельные и лесные угодья, однако им приходилось очень трудно, порой они бедствовали. Ведь одной из первоочередных задач монастырей и прибывавшего в край духовенства являлось распространение православной веры и искоренение нечестивых языческих обычаев, что в условиях активного противодействия языческого и мусульманского населения было весьма непросто, а зачастую и опасно. Так, например, 10/23 апреля на рязанщине совершается память священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского († 1656). Он самоотверженно проповедовал в окрестных мордовских деревнях, встречая порой настоящее вооруженное сопротивление местных жителей. В одной из таких миссионерских поездок архиепископ Мисаил был ранен стрелой и через несколько дней скончался. Он обратил в православную веру более четырех с половиной тысяч человек.
Позже правительству пришлось установить денежные и земельные пожалованья за принятие крещения, освобождать новокрещеных от налогов и рекрутчины. Однако многие, получив после крещения льготы, земельные наделы и поместья, отказывались от новообретенной веры и царских милостей и бежали.
Нелегко было искоренять и греховные языческие обычаи. Местные жители рассказывают, о чем поведали им их деды: с XVIII века крещеных, соседствовавших с иноверцами, специальным указом стали переселять в другие села, где жили православные. В этих деревнях строились церкви, крещеным семьям давалась в дом икона. Люди, вставшие на путь Христов, уже не озирались вспять, но устраивали свою жизнь в соответствии с Божиими заповедями. Праведная жизнь оказалась сильнее и убедительнее материальных поощрений. Про кадомчан говорили, что здесь люди мирские жили подстать монахам: в глубокой вере, строго и воздержанно.
Так, из века в век, прорастая из поколения в поколение, укрепилась на кадомской земле православная вера. «Город Кадом — чисто православный город, — писал в 1875 году священник Иван Кобяков. — Все граждане Кадома набожны и усердны к храмам Божиим».
Уникальное место есть недалеко от города, его не минует ни один паломник. Это целебный источник Паника. Название его происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «загонять», «прогонять». Вероятно, в глубокой древности здесь было становище для охотников, куда они приносили свою добычу. В памяти народа Паника с давних пор сохраняется как место, к которому приходили на молитву христианские отшельники, скрывавшиеся в глухих кадомских лесах. Сам источник находился под большим дубом, называвшимся «деревом мучеников», а неподалеку стояла часовня во имя пророка и крестителя Иоанна Предтечи и лежал камень с красноватыми пятнами, имеющими вид разлитой крови, за что именовался «камнем мучеников». Старожилы рассказывают предание прапрадедов: по ночам старцы-отшельники собирались в часовне и совершали всенощное бдение, а по утрам снова уходили на уединенную молитву. Глубокий мрак леса наполнял души людей особым благоговейным чувством, изливавшимся в их молитвах и песнопениях ко Творцу всего сущего. Со временем об источнике стало широко известно, к нему начали стекаться богомольцы из разных краев, и в XIX веке здесь была возведена церковь, в которой духовенство Кадома каждое воскресенье служило литургию. А в дни престольных праздников — 24 июня и 29 августа (Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение честной его главы) при стечении тысяч богомольцев служилось всенощное бдение и устраивались ярмарки.
Сегодня вид места, где находится источник, несколько отличается от описанного в старых книгах — вырублен лес, нет храма, но вода Паники не теряет своей целительной силы в утешение всем, кто с верой в Бога приходит на это благословенную землю.
Поистине, былинная по своим масштабам древняя история края отразилась и на самобытных характерах нынешних кадомчан. «Эта земля дает силу», — говорят они, — а вера завещана нам прадедами". Множество подвижников трудилось здесь, благовествуя о Христе, немало людей пострадали, отстаивая и защищая спасительный Божий дар — православие. И сегодня древний могучий корень дает новые побеги.
С 1997 года в Кадоме восстанавливается Милостиво-Богородицкий женский монастырь. Он ведет свое начало с 1793 года. Тогда несколько девиц из купеческого и мещанского сословия, желавшие жить по-монашески, обратились к игумении рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой найти им руководительницу. Игумения прислала к ним свою послушницу, дочь псаломщика Екатерину Горскую, весьма опытную духовно. Иноческую жизнь в общине она устроила по уставу Саровской пустыни. С самого начала община духовно окормлялась саровскими старцами. По преданию, позже сам преподобный Серафим посетил обитель.
Благодаря единомыслию между инокинями и умелому духовному руководству, община стала развиваться, ей жертвовали землю и строения, и через некоторое время началось строительство обители, которую решили именовать богадельней. В 1857 году было завершено строительство летнего каменного храма в честь иконы Божией Матери «Милостивая», позже возведен второй храм и другие постройки. И только 25 ноября 1868 года высочайшим указом община была переименована в монастырь. Здесь располагались школа и приют для девочек-сирот духовного звания. Перед революцией это была обширная обитель с 365 насельницами. Хотя обитель не отличалась богатством, монашество здесь было крепкое.
После революции 1917 года монастырь был разорен: монахини, священники и дети-сироты выселены, имущество национализировано, многое просто уничтожено. Здание храма превратили в зернохранилище, а затем — в учебный корпус швейного техникума. Обезлюдел и сам Кадом: в ходе коллективизации кулаки и состоятельные жители ссылались в северные и восточные районы страны. Крестьяне, не выдержав голода и репрессий, целыми общинами уезжали во Владимир, в Крым, в Ленинград.
До большевистского переворота в монастыре были почитаемые иконы Божией Матери византийского письма: «Милостивая» («Киккская»), в честь которой называется обитель, и «Цвет неувядаемый», а икона «Достойно есть» и образ великомученика и целителя Пантелеимона были написаны на Афоне специально для обители. В наши дни, когда монастырь, милостью Божией, стал восстанавливаться, произошло неожиданное: в Киккском монастыре на Кипре специально для кадомской обители была вновь написана икона Божией Матери «Милостивая». С великим торжеством икона была встречена на рязанской земле!
Нелегко идут работы по восстановлению и благоустройству обители, но с Божией помощью, трудами добрых людей вновь созидается в Кадоме монастырь, в прежние века бывший центром не только духовной, но и культурной жизни города. В конце 1990-х мало кто верил, что обезображенное здание храма, десятилетия служившее зернохранилищем, можно восстановить и вновь обустроить для совершения богослужений. Ныне служба в обители совершается ежедневно.
Большой вклад в возрождение монастыря внес духовник монастыря архимандрит Афанасий (Культинов) — личность поистине незаурядная. «Кадом — это благословенное место, — говорит батюшка. — Есть предание, что здесь, на кадомской земле, явилась преподобному Серафиму Матерь Божия. Она благословила Кадом и доселе хранит его». Отец Афанасий, среброволосый монах, похожий на былинного старца-исполина, с оптимизмом смотрит на будущее любимого города: «И в наши дни Царица Небесная помогает нам. Обетований о том, что монастырь будет возрастать, много. Нам потребно усердие и терпение. И еще хотелось бы, чтобы благочестие прежних времен сохранялось и сегодня. У нас мало насельниц, скудное содержание. Опыта у нас нет, и мы часто унываем. Но Матерь Божия знает, в какое время что сделать и как сделать. Просто надо положиться на Ее святую волю. Если кадомская обитель возродится, прежде всего, духовно, то возродится и сам Кадом. Матерь Божия явно готовит это место для важных дел. Здесь перекрещиваются дороги, ведущие к разным святым местам: 90 километров до Дивеева, 60 — до Санаксарского монастыря, да и Выша недалеко. Кадом может стать паломническим центром, прекрасным местом для отдыха, где могли бы останавливаться приезжающие к нашим святыням. Надо нам о людях своих заботиться, Россию поднимать».
Россию поднимать — наше общее дело. Отрадно, что сегодня мы, подобно нашим предкам, пришедшим некогда в этот потаенный край из разных концов, городов и весей, уразумели, что основа нашей жизни — православие, и только Богу возможно то, что порою кажется не под силу людям.
__________________________________
[1] До 1926 г. Кадом носил статус города. При послереволюционной ликвидации губерний и проведении нового административного деления Кадом стал центром района, но превратился в село. В этом качестве он был до 1957 г., когда получил статус рабочего поселка городского типа.