Русская линия
Православие.RuДиакон Сергей Герук30.07.2009 

Верный кормчий Церкви
К дню тезоименитства митрополита Киевского и всея Украины Владимира

Когда в июне 1992 года митрополит Владимир (Сабодан), новый предстоятель Украинской Православной Церкви, ступил на бурлящий людьми перрон киевского вокзала, то сказал толпившимся вокруг него журналистам: «Я вернулся на родную землю, чтобы служить Богу и людям».

С того дня прошло более 17 лет. Позади остались многие трудные испытания, выпавшие православным Украины и их предстоятелю. И всегда и во всем митрополит Владимир оставался истинным сыном украинской державы, авторитет которого признан всеми, и верным Церкви.

Когда митрополит Владимир приезжает в Иерусалим или на Афон, в европейские страны или в Америку, его везде встречает паства как любимого архиерея, молитвенника за весь мир. Его именем названа звезда. Ему присвоено звание «Выдающийся человек ХХ века». Его богословские труды высоко оценены ведущими университетами и академиями мира.

Мог ли представить себе это много лет назад мальчик Витя (таково мирское имя владыки), живший в живописном селе Марковцы под Хмельницким, переступая порог сельской церкви, бывать в которой он так любил? И давая обеты служить жизнью Богу, Церкви и людям, думал ли он о том, какое ему предстоит служение?

В одном из своих трудов митрополит Владимир писал: «Свойство Церкви — в ее святости, в ее Главе — Богочеловеке. Он — „лоза истинная“, а мы — „ветви“ Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и мы, если не будем соединены органическим единством жизни с Господом Иисусом Христом, а в Нем — и с Богом Отцом, и Святым Духом. Все христиане призваны к святости и богоуподоблению (см.: Ин. 15: 1−6; Мф. 5: 48)».

Верующие знают, сколь благодатно общение с истинными пастырями Христовыми. Ибо через таинство священства и особо — через архиерейскую хиротонию человеку преподносятся благодатные дары Святого Духа, которые, по евангельскому учению, в ценности своей ни с чем не сравнимы на земле. «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и. все приложится вам (Мф. 6: 33)». И именно благодать, не устает напоминать митрополит Владимир в проповедях, врачует всего человека, свидетельствует о той радости, которая ожидает праведную душу за гробом в блаженной вечности, а благодать подается Церковью через таинства.

Испытав эту радость благодати в детском возрасте, будущий митрополит Киевский и всея Украины понял, что не может променять ее ни на какие утехи бренного мира. Мне вспомнились страницы романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», те, где писатель говорил о причинах, побудивших Алешу Карамазова придти в монастырь: «Вступил. на эту дорогу потому только, что в то время она одна его поразила и представила ему разом весь идеал исхода рвавшейся из мрака к свету души его. Задумавшись серьезно, поразился убеждением, что бессмертие и Бог существуют, то сейчас же, естественно, сказал себе: «Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не принимаю. Сказано: «Раздай все и иди за Мной, если хочешь быть совершенен»». Алеша и сказал себе: «Не могу я отдать вместо «всего» — два рубля, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне». Возможно, сходно размышлял и Виктор Сабодан. И юноша принимает монашеские обеты. Но, как поучают святые отцы, этот шаг не возможен был без благодати Божией и особого призвания.

В богословских школах Одессы, Петербурга (тогда носившего имя лютого богоборца) и Москвы формировались архиерейский ум и сознание, святительская мудрость будущего предстоятеля Украинской Церкви. И глядя на фотографии молодого семинариста, богослова-академиста, а позднее преподавателя и ректора, наконец, архиепископа и митрополита, понимаешь, сколь глубок он был всегда в своих думах, каких вершин богословских касался его пытливый разум. Но главная дума всегда была о Церкви Христовой. И не случайно темой его магистерской диссертации стала «Экклезиология в отечественном богословии», в которой современному миру говорилось о природе Церкви, ее сущности, основных принципах церковного бытия и жизненного значения Церкви для всего человечества. Говорить об этом было особенно важно именно в то время, когда атеистическая держава навязывала обществу бутафорные идеалы «светлого будущего»: «С того дня, когда Иерусалимская горница с находящимися в ней апостолами осветилась огнями сошедшего Духа, таинственно и незримо совершается в жизни Церкви нескончаемая Пятидесятница, и это чудо Божие на земле должно быть ведомо нашей вере через Церковь. Церковь есть величайшее явление во всемирной истории. Церковь — сердце мира, сердце Вселенной, поскольку Господь Церкви — Господь и этого мира».

Промыслительным было избрание в мае 1992 года на историческом Харьковском Соборе предстоятелем Украинской Православной Церкви именно митрополита Владимира (Сабодана), так глубоко понимавшего и чувствующего сущность Церкви. Украинская Церковь в то время переживала величайший кризис, связанный с расколом, с антицерковными действиями бывшего митрополита Филарета. Его тоталитарные методы управления Церковью, репрессивный нажим на духовенство, и особенно — на украинских архиереев, а также личные грубые нравственные нарушения не могли не быть замечены паствой, не вызвать естественного протеста. Филарет стремился к тому же, всячески маскируя свои амбициозные желания, стать Патриархом Московским и всея Руси после кончины Святейшего Пимена (Извекова; † 1990), но Господь судил иначе: на Архиерейском Соборе в Москве на патриарший престол был избран митрополит Алексий (Ридигер; † 2008). Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) также был среди кандидатов на патриарший престол, и ему было отдано значительно больше голосов, чем Филарету, вышедшему из кандидатов после первого тура. Лишь 18 голосов митрополит Владимир уступил будущему патриарху Алексию II.

Опыт и авторитет митрополита Владимира вскоре понадобились для уврачевания церковных нестроений, в которые вверг Филарет Украину. Погромы и захваты православных храмов, нападения на тех, кто и помыслить себя не мог вне лона Русской Православной Церкви, юридический произвол, вооруженный налет на Киево-Печерскую лавру весной 1992 года. Но предстоятелем Украинской Православной Церкви был уже митрополит Владимир, который с первых дней прибытия на Киевскую кафедру повел церковный корабль верной рукой. Милость Божия, заступничество равноапостольного князя Владимира, угодников Киево-Печерских много споспешествовали тому, что Украинская Церковь выстояла. И не только выстояла, но и процвела. Ныне Украинская Православная Церковь занимает ведущее место в мире по количеству приходов, монастырей, духовных школ, священства, епархий. Она пользуется наивысшим доверием граждан Украины. И в этом особая заслуга митрополита Владимира.

В день тезоименитства всеукраинского пастыря желаем ему многая и благая лета!

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31 296.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика