Русский дом | Александр Крутов | 29.07.2009 |
Каждому человеку при Крещении Богом даётся Ангел Хранитель. Он невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни, если человек сохраняет в себе любовь к Богу и страх перед Ним. И, наконец, после смерти отводит душу окончившего земную жизнь в вечность.
Предание рассказывает, что Андрей, Христа ради юродивый, когда хоронили одного человека, увидел среди его родственников некоего юношу, который шёл и плакал.
— Я не видел, чтобы по родному человеку здесь, на земле, кто-нибудь так плакал. Кто он тебе? — спросил блаженный.
— Да я — его Ангел Хранитель, — ответил юноша. — Сколько раз ему говорил: «Ну, не делай так! Не ходи туда!..» А он меня не слушал. И вот теперь я плачу…
Каждому человеку при Крещении Богом даётся Ангел Хранитель. Он невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни, если человек сохраняет в себе любовь к Богу и страх перед Ним. И, наконец, после смерти отводит душу окончившего земную жизнь в вечность.
Всю нашу жизнь Ангел Хранитель ждёт, чтобы подопечный преобразился, то есть изменился, отринул от себя греховные страсти и привычки, прилепился только к тому, что истинно, добро, чисто, справедливо, что составляет только добродетель и похвалу.
Но преображение человека душевного в человека духовного чаще всего не случается. Тяжкий труд самоисправления и самоусовершенствования мы охотно заменяем освящением воды в Крещение, куличей и яиц на Пасху, яблочек в Преображение. Но всё это, хотя нужно и необходимо, — второстепенно, а цель жизни христианина заключается именно в стяжании Духа Святого.
— Да, это очень тяжело, — говорил епископ Василий (Родзянко), — но мы должны к этому стремиться. Да, мы живём в злом мiре, нас окружает зло, неправда, лицемерие, ложь, но это не значит, что мы должны жить по законам этого мiра. Более того, это не значит, что мы, ограждая себя от волн житейского моря, должны замыкаться в храме, где чувствуем благодать Божию через таинства Церкви. Наша христианская задача — преображая свои безсмертные души, преобразить мiр. И для этого не нужно даже занимать никаких важных постов в государстве, не нужно быть значимым человеком.
Вспомните преподобного Серафима Саровского. Простой монах, живущий в лесу, через созерцание Фаворского света, через духовный подвиг преобразил свою душу, и десятки тысяч людей со всей России приезжали к нему, чтобы получить от него хотя бы искорку Фаворского света. «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя», — любил говорить преподобный Серафим своим ученикам.
На пути к Богу личное спасение тесно связано со спасением других людей. Авва Дорофей наглядно показывал это, прибегая к образу круга, в центре которого стоит Бог. Чем ближе мы приближаемся к центру, тем ближе мы к друг другу.
Преображение мiра начинается, прежде всего, с личного преображения. Об этом говорил уже апостол Павел. Обращаясь к римлянам, он писал: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). Как объясняют святые отцы, этим он хотел сказать, что наша личная связь с Богом преображает наше отношение к падшему мiру, в котором царит грех и жажда удовольствий. Путём личного преображения мы можем осуществить наше священное призвание — привести себя и нашим примером ближних от вырождения к славе, как пишет об этом Павел в своем Послании к Филиппийцам: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3, 20—21).
И «если идеал Запада — прогресс, то русский народный идеал — преображение, — отмечал священномученик Илларион (Троицкий). — Для русской души нет счастья и радости во грехе; она страдает от греха, потому что стремит¬ся к преображению, а грех мешает не прогрессу, но преображению. Весёлые песни земли, восторженные гимны прогрессу не могут заменить для русской души прекрасных звуков небес; знает и понимает она, что небесная песня не слагается из грохота машин и треска орудий и что ноты этой песни не в чертежах и сметах инженеров».
Вот уже тысячу лет не шумные, яркие торговые столицы определяют судьбу России, а монашеские обители, где человек оказывается один на один с Богом, в которых ежедневно, ежеминутно идёт работа по раскрытию в человеке Божественного о нём Замысла, молитва за всех и вся.
И разве не промыслительно, что монастырь на Соловках освящён в честь праздника Преображения Господня, что и главный собор «северного Афона» — Валаама — также Спасо-Преображенский, и знаменитый храм на острове Кижи освящён в честь Преображения.
Очень точно подметил исследователь Сергей Морозов: «Евангельский образ Преображения Господня был путеводным для русского народа в его историческом движении на Север. По своей глубинной сущности это движение было религиозным исканием „нового неба и новой земли“, изображённых в апокалиптических пророчествах Иоанна Богослова».
Ради этого и созидался в XV веке на северном «острове спасения» Спасо-Преображенский монастырь. Сейчас, в веке XXI, перед человеком стоят те же задачи и цели — не утонуть в «море житейском», спастись, созидая в своей душе остров Преображения.
Ведь Преображение не просто открывает Божество, скрытое в человеческой природе Христа, но и призывает человека стать «причастником Божеского естества» (2 Пет.1,4), как сказал об этом апостол Петр, который был свидетелем Преображения, и как говорили вслед за ним многие Отцы Церкви. Ириней Лионский, например, выразил это так: «Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы (человек), соединившись со Словом Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим».
Симеон Новый Богослов всё содержание жизни христианина рассматривал как поступательное Преображение.
И сегодня давайте скажем: «Господи, мы недостойны, мы грешные, мы даже не имеем права именоваться христианами, но мы надеемся на Твое милосердие и Ты, Господи, просвети нас светом Твоим Фаворским до конца наших дней. Аминь».