Русская линия
Седмицa.Ru27.07.2009 

Собор Архангела Гавриила

По материалам статьи из т. 10 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г.

Гавриил — муж Божий или сила Божия], один из архангелов, составляющих 8-й чин ангельских сил (см. статьи Ангелология, Архангел).

Арх. Гавриил. Мозаика Сант-Аполлинаре ин- Классе в Равенне. Ок. 549 г.

Согласно Евангелию от Луки, Г. возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, свящ. Захарии (Лк 1. 11−20), и о рождении Спасителя — Пресв. Богородице (Лк 1. 26−38). Г., как и арх. Михаил (Откр 12. 7), назван в НЗ по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1. 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Г. выражение «ангел Господень» (Лк 1. 11; Мф 1. 20 слл.; 2. 13; ср.: Лк 2. 9; Деян 5. 19; 8. 26; 12. 7), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями (ср.: Быт 16. 7−14; 21. 17−18; Исх 3; Суд 6. 11−24; 13. 2−23; Иер 1. 4−10; см. ст. Ангел Господень).

В ВЗ Г. упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9. 20−27).

Бо?льшая часть сведений о Г. содержится в апокрифической лит-ре. В ангелологии эфиоп. версии Еноха книги Г.- один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами» (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция — молитва за живущих на земле: он «пpосит и молится за живyщих на земле и yмоляет во имя Господа дyхов» (Там же. 40; ср.: Тов 12. 15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «…и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Г. в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, к-рые соединились с женами и породили исполинов (Там же. 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, к-рые прельстили людей (Там же. 54).

В свитке «Война сынов света против сынов тьмы» из рукописей Мёртвого м. Г.- одно из 4 имен (вместе с Михаилом, Сариилом и Рафаилом), написанных на щитах «сынов света» (1QM IX 15, 16).

В Таргуме на книгу псалмов Г. именуется «великим Сиона», согласно Таргуму на книги Паралипоменон, Г.- тот ангел, к-рого Господь послал по молитве царя Езекии и прор. Исаии уничтожить военачальников ассир. войска, осаждавшего Иерусалим (2 Пар 32. 21).

Э. П. Б.

Почитание

В визант. традиции существовал общий культ архангелов Г. и Михаила, при этом Михаил пользовался особым почитанием.

Одним из главных центров почитания Г. являлся Назарет, в к-ром над источником был построен храм в его честь. Согласно Протоевангелию Иакова, на этом месте произошло первое явление Г. Пресв. Деве во время Благовещения (Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1996. Vol. 2. P. 140−144). В К-поле известны церкви, освященные во имя архангела: в Адде, в Халлах (или Халдах) и в мон-ре Хрисоваланту, а также придел в базилике Неа-Экклесия Большого дворца, построенной Василием I Македонянином (Janin. Eglises et monasteres. P. 66).

Однако в средневизант. период преобладала традиция освящения храмов во имя обоих архангелов: церкви Таксиархов (Чиноначальников; ???) в Кастории (IX в.), Фессалонике (2-я пол. XIV в.) и др., мон-ри Архангелов на Охридском оз. (X в.), в Прилепе (XI-XII вв.), Леснове (1341) и др., а также в честь Бесплотных сил (???) в Фессалонике (Ротонда, нач. IV в.) и в Афинах (XI-XII вв.).

Помимо совместного празднования архангелов и Собора Бесплотных сил (8 нояб.) в к-польских рукописях с IX в. под 26 марта, т. е. на следующий день после праздника Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта), появляется особый праздник Собора арх. Гавриила (древнейшая датированная рукопись — написанное в Студийском мон-ре Евангелие 891 г. (БАН. РАИК. N 74. Л. 204)). Впосл. с распространением Иерусалимского устава было установлено еще одно празднование Собора арх. Гавриила — 13 июля, устойчиво отмечаемое только в поздних редакциях Иерусалимского устава, до этого его появление в литургических месяцесловах было эпизодическим (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267). Помимо этих празднований, получивших общецерковное значение, известен также местный праздник — Собор арх. Гавриила в Адине (11 июня). Установление праздника связано с явлением Г. афонскому иноку в местности Адин, недалеко от Кареи, близ мон-ря Пантократор, во время правления Николая II Хрисоверга, патриарха К-польского. Однажды незнакомый монах попросился на ночлег в келью некоего благочестивого инока. Наутро оба они встали на молитву перед иконой Божией Матери «Милостивая». Инок по обыкновению славил Богородицу словами: «Честнейшую херувим…», но незнакомец начал это песнопение со слов: «Достойно есть яко воистину…». Инок попросил его записать начало молитвы и, т. к. в келье не оказалось ни чернил, ни пергамена, по просьбе незнакомца поставил перед ним каменную плиту. Тот стал писать на ней пальцем, как на вощеной дощечке, и, закончив, исчез. Согласно источникам, этот камень был позже отправлен в К-поль, а икона, к-рая стала называться «Достойно есть», хранится в афонском мон-ре Протат. Песнопение «Достойно есть» состоит из 2 частей: «Честнейшую херувим» — ирмоса трипеснца Великой пятницы, составленного Космой Маюмским († 787), и «Достойно есть» — припева более позднего времени. Из греч. синаксаря невозможно установить, что появилось раньше — праздник в честь Богородичной иконы или в честь собора арх. Гавриила, неизвестно также, об афонской или к-польской местности Адда идет речь в повествовании (Вышний покров над Афоном. М., 19 029, 1997р. С. 13−23; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 219−220).

Текстов, посвященных отдельно Г., в визант. лит-ре 2: энкомий и рассказ о чуде Г. мон. Луки Адиалипта (XII в.) (BHG, N 2158−2159). Г. также посвящено небольшое приложение к тексту о чудесах арх. Михаила Пантолеона Диакона (IX в.) (BHG, N 1287). Обычно Г. фигурирует в агиографических источниках совместно с арх. Михаилом (BHG, N 1290y — 1294c). Подробнее об источниках см. в ст. Михаил, арх. Кроме того, Г. упомянут в текстах, посвященных ангелам (BHG, 123z — 129q).

Память Г. в календаре сиро-маронитской церкви помещена под 26 марта. В копт. календаре его память значится под 30 дек. и 30 марта.

В католич. и в греч. правосл. Церквах память Г. отмечалась 26 марта. Во мн. храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось еще 18 марта. Однако в 1921 г. папа римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память Г. отмечается в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом — 29 сент. Лат. лит. традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных Г. Он упомянут в «Списках Медиоланских святых» (Goffredo da Bussero. Liber Notitiae sanctorum Mediolani. Mil., 1917. P. 138−139) (BHL, N 9035 p). Г. вместе с арх. Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм. В католич. традиции Г. считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п.

В исламе образ Г. воспринят из иудейской и христ. традиций. В Коране Джабраил (или Джибрил) считается ангелом, наиболее приближенным к Аллаху, главным среди 4 ангелов (Микал, Исраил, Исрафил), покровителем прор. Мухаммада (2. 97 (91) — 98 (92); 66. 4). Послекораническое предание называет Г. духом-посредником, передавшим Коран Мухаммаду. По др. версии, первые откровения пророку передавал др. ангел, а Г. стал являться ему уже после фатры (перерыва в откровениях).

Источники: ActaSS. Mart. T. 3. P. 607−611.

Литература: DACL. Vol. 6. Col. 10−29; BiblSS. Vol. 5. Col. 1326−1336; Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 64−65.

О. Н. Афиногенова, О. В. Лосева

Почитание в Древней Руси

Г., по всей видимости, первоначально считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи в ст. 1037 г. сделана вставка о построении Ярославом Мудрым на Золотых воротах ц. в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и архангела Г.» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 139). Об этой же церкви митр. Иларион пишет: «Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: „Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!“, къ граду же: „Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!“» (БЛДР. Т. 1. С. 50).

Почитание Г. достаточно поздно выделилось из культа Благовещения Пресв. Богородицы. Так, еще в кон. XII в. Новгородский архиеп. Гавриил строит церковь не во имя своего небесного патрона, а в честь Благовещения Пресв. Богородицы (ГИМ. Син. N 330. Л. 281 об.). Древнейший зафиксированный в письменных источниках храм, освященный во имя Г., был построен в 1413 г. в Новгороде, на Хревкове ул. (ПСРЛ. М., 2000p. Т. 3. С. 404). Придел во имя Г. имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 30-х гг. XVI в. ц. во имя Г. как небесного покровителя вел. кн. Василия III была возведена в Кирилловом Белозерском мон-ре (Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 38, 153, 189, 378). K 1551 г. относится 1-е упоминание о ц. во имя арх. Гавриила на Чистых прудах (построенная в 1704—1707 на этом месте одноименная церковь получила название Меншикова башня).

Мн. рус. князья носили в крещении имя Г.: Ярополк Изяславич († 1086), Всеволод Мстиславич († 1138), Ярослав Мстиславич († 1198), Ярополк Ярославич († после 1214), Святослав Всеволодович († 1253), Василий III Иоаннович († 1533).

Гимнография

В древней (до X в.) иерусалимской богослужебной традиции память архангелов Михаила и Г. совершалась 14 нояб. Согласно иерусалимскому Лекционарию V—VII вв., сохранившемуся в груз. переводе (Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 62; [Pars. 2.] P. 51), 14 нояб. пели тропарь 4-го гласа «Множество архангелов», прокимен 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа из Пс 103. В иерусалимском Тропологии (гимнографическом приложении к Лекционарию) на память архангелов приводится полное гимнографическое последование (Метревели. Иадгари. С. 321−327). Эта традиция сохранилась в Александрийской Церкви, где память архангелов Михаила и Г. может совершаться 12, 13 или 14 нояб.

8 нояб., 26 марта и 13 июля стали в к-польской традиции основными днями почитания Г. Акцент в богослужении 8 нояб. делается на прославлении арх. Михаила (см. подробнее ст. Михаил, арх.), но в гимнографическом последовании этого дня, к-рое фиксируется уже в студийских литургических памятниках, нек-рые песнопения посвящены Г.- стихиры, канон (отдельные тропари).

26 марта происходит отдание праздника Благовещения; согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, поются последования праздника и Г. В рус. Типиконах с XVI в. этот день отмечается знаком «3 точки в полукруге», что соответствует малому празднику месяцеслова (см. ст. Знаки праздников месяцеслова).

13 июля, согласно иерусалимским Типиконам, соединяются последования Г. и Стефана Савваита или прп. Иосифа Солунского. В рус. Типиконах с XVI в. отмечается знаком «3 точки в полукруге» как малый праздник месяцеслова.

Совр. последование 26 марта, помещенное в богослужебных книгах, содержит следующие посвященные Г. песнопения: тропарь 4-го гласа (в греч. Минее отсутствует): «Небесных воинств Архистратиже», кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Взбранной» (в греч. Минее отсутствует): «Пресветлыя, и честныя, и вседетельныя», канон 4-го гласа, творение Иосифа, с акростихом: (Гавриила, как превеликого, хвалю. Иосиф), ирмос: (Отверзу уста моя), нач.: (Яко света суща); цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах». По рукописям известен не вошедший в печатные издания канон 4-го гласа с акростихом: (Радостями тебя, глашатая благодати, почитаю) и именем Георгий в богородичнах, ирмос: (Моря чермную пучину), нач.: (Благодатей, превосходящих ум, бездна) (180−181).

В совр. последовании 8 нояб. 1-й канон на утрене посвящен в основном архангелам Михаилу и Г., творение Иоанна Монаха, 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих, указанный в рус. Минее, в каноне отсутствует), ирмос: (Песнь возслем), нач.: (Вси воспоим вернии); 2-я группа стихир на «Господи, воззвах». По рукописям известны и др. каноны на 8 нояб., посвященные архангелам Михаилу и Г.: 2-го гласа, творение Иоанна Евхаитского, акростих: (Ты мне ум воспевать дай множество Твоих помышлений, Боже), ирмос: (Приидите людие), нач.: (Сила Отца и всемогущее уверение Бога); 4-го гласа, акростих: (С Гавриилом меня, Михаил, сохраняя, защити. Георгия), ирмос: (Отверзу уста моя), нач.: (Вострубил слышимое архистратиг сегодня); плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с алфавитным акростихом (богородичны в акростих не включены), ирмос:

(Яко по суху пешешествовав), нач.: (Начальников высших полков) (. 82−83; AHG. T. 3. P. 208−219, 242−251).

Совр. последование 13 июля включает тропарь 4-го гласа: (Небесных воинств Архистратиже); кондаки (в греч. Минее 4-го гласа на подобен «Вознесыйся»: (Бесплотных служителей первенствующий…); в рус. Минее 2 кондака 2-го гласа: «Не небесех зря Божию Славу» и на подобен «Твердыя»: Архистратиже Божий, служителю Божественныя Славы); канон 4-го гласа — тот же, что и 26 марта.

По греч. рукописям известен канон Г. на 13 июля, не вошедший в печатные издания, 4-го гласа с акростихом: (Молениями меня огради, Христе, Твоих ангелов) и именем Георгий в богородичнах, ирмос: (Моря чермнаго пучину), нач.: (Светочам невещественных чинов хороводитель света) (244).

А. А. Лукашевич

Иконография

Г. изображается в виде юноши, с крыльями и нимбом. Исключения составляют самые ранние изображения в катакомбной живописи, где Г. представлен в тунике и паллиуме, без крыльев и нимба (катакомбы Присциллы в Риме, сер. III в.). Изображения крылатых ангелов восходят к V в. Уже в раннехрист. искусстве появились изображения ангелов в хитоне и гиматии, а в VII в.- в лоратном облачении (см. ст. Ангелология). Пышную прическу Г. поддерживает лента, приподнятые концы к-рой, тороки или «слухи», символизируют готовность ангелов внимать воле Божией. В зависимости от сюжета в руках у Г. могут быть сфера, жезл, ветвь или свиток.

Значительная часть изображений Г., как правило, связана с его функцией благовестника. Его образ включен в композиции: 1. «Благовещение Пресв. Богородице» — Г. изображен в хитоне и гиматии, с жезлом в левой руке; 2. «Рождество Христово» — Г. извещает пастырей о рождении Христа (Лк 2. 8−12) (в композиции на бронзовых вратах 1076 к-польской работы в ц. арх. Михаила в Монте-Сант-Анджело на п-ове Гаргано); в сонме небесных сил (на иконе «Рождество Христово», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); 3. «Благовестие арх. Гавриила Захарии о рождении Иоанна Предтечи» — сюжет основан на тексте НЗ (Лк 1. 11−20) (фрески собора Св. Софии в Киеве, 30−40-е гг. XI в.; пластина врат в ц. арх. Михаила в Монте-Сант-Анджело); встречается в рус. житийных иконах св. Иоанна Предтечи XVI—XVII вв. («Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием», ок. 1687, КГОИАМЗ); 4. «Смертное Благовещение Богоматери» — в основе апокрифический текст об Успении Пресв. Богородицы, композиция присутствует на иконах в составе сцен земной жизни Богородицы, как правило, окружающих чтимый образ Божией Матери (икона Божией матери «Одигитрия» типа Тихвинской со сценами жития, XV в., НГОМЗ, — Г. протягивает Богоматери ветвь, принесенную из рая; икона «Успение Богоматери со сценами жития Иоакима, Анны и Богоматери», 3-я четв. XVI в., ГТГ).

Известны изображения Г. вместе с арх. Михаилом в свите Небесного Царя в разных иконографических вариантах: фигуры архангелов по сторонам Христа (сидящего на троне или стоящего, напр. на мозаике из апсиды ц. Сан-Микеле ин Аффричиско в Равенне, ок. 545−546; в конхе апсиды диаконника собора в Торчелло, 1-я пол. XII в.); в послеиконоборческое время в декорации купола в составе небесного воинства, окружающего Христа Пантократора (мозаики собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.; несохранившиеся фрески собора Св. Софии в Новгороде, 1108; мозаики ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле, ок. 1315, и др.).

Изображения Г. вместе с арх. Михаилом присутствуют в изводах, где силы небесные сослужат Христу. напр., на сударе «Служба свт. Василия Великого» (нач. XV в., ГММК) по сторонам престола святителю предстоят архангелы в диаконских ризах с покровенными руками. летящие полуфигуры архангелов представлены на воздухе с изображением Евхаристии в среднике и сцен жития праведных Иоакима, Анны и Богородицы (сшит по заказу «Огрофены Константиновой» для собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (1410−1413, ГИМ)). В поствизант. искусстве образ Г. вместе с арх. Михаилом присутствует на плащаницах (на шитой плащанице из мон-ря Дохиар на Афоне, 1613−1614, архангелы держат рипиды в обеих руках). С Афона происходит живописная плащаница XVIII в., на к-рой Г. представлен у ног Спасителя, а арх. Михаил — у изголовья (скит св. Анны).

Изображение Г. является обязательным в составе 5-фигурного Деисуса (как отдельной композиции, так и ряда икон в составе чина иконостаса). Напр., в ряде визант. памятников представлен поясной тип Деисуса: Высоцкий чин (ГТГ), иконы Хиландарского мон-ря (3-я четв. XIV в.); в древнерус. искусстве с развитием высокого иконостаса распространение получили ростовые изображения: иконы из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля (80-е гг. XIV в.), Успенского собора Владимира (см. ст. Васильевский чин), Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497, КБМЗ), изображение на окладе Владимирской иконы Божией Матери XV в. (СПГИАХМЗ) и др.

Образ Г. в составе композиции «Христос Еммануил с архангелами», символически представляющей образ евхаристической жертвы, присутствует в монументальном искусстве (мозаики ц. Сан-Микеле ин Аффричиско в Равенне, ок. 545−546, фрески ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1295), так и в иконописи (икона 80−90-х гг. XII в., ГТГ). На повторениях этой иконографии в кон. XVI—XVII вв. оглавные образы Младенца и архангелов часто писали на отдельных досках (икона XVII в. из собр. П. Д. Корина (ГТГ, отдел П. Д. Корина)).

С VI в. известны ростовые изображения Г. вместе с арх. Михаилом в свите Богоматери: мозаика базилики св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543−553 гг.; мозаика в конхе апсиды ц. Панагии Ангелоктисты в Кити на Кипре, 2-я пол.- кон. VI в., сохранилось мозаичное изображение Г. на юж. склоне вимы, около Богоматери с Младенцем на престоле в конхе апсиды собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. IX в., на иконах XI и XII вв., напр. из Византийского музея в Веррии, на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае и на др.

Полуфигуры архангелов Г. и Михаила, в медальонах, включались в разные по иконографии изображения Богоматери: на троне (икона XIII в., ГМИИ), «Умиление» (2-сторонняя новгородская каменная иконка XIV в., ГТГ), наиболее часто — «Одигитрия» (напр., «Богоматерь Психосострия» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид), «Богоматерь Одигитрия с праздниками» (2-я пол. XIV в., Визант. музей, Афины) и др.). Изображения архангелов могут отличаться деталями. Так, в медальонах на иконе «Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта)» (нач. XIII в., ГТГ) на архангелах белые омофоры, украшенные золотыми крестами, в руках — сферы. С покровенными руками изображены архангелы в медальонах иконы «Богоматерь Епискепсис» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид). Полуфигурное изображение Г. в медальоне рядом с Богоматерью известно на рус. иконах, связанных с почитанием рус. преподобных, напр. икона «Богоматерь с Младенцем на престоле и предстоящим прп. Сергием Радонежским» из Махрищского мон-ря (нач. XV в., ГИМ), где изображен Г., молитвенно обращенный к Богоматери и Младенцу, очевидно, связана с посвящением Благовещению мон-ря, основанного учеником прп. Сергия — прп. Стефаном Махрищским.

Изображение Г. (помимо изображения Благовещения на царских вратах) встречается на алтарных боковых дверях. о развитии этой иконографии до XV в. неизвестно. По мнению Г. В. Попова, к ранним примерам изображения архангелов на боковых дверях могут быть отнесены иконы тверского происхождения XV в. из ГТГ. Эта традиция была продолжена в синодальный период (иконы XIX в. в ц. свт. Николая в Кузнецах, Москва, — Г. изображен на сев. двери) и в наст. время (врата в храме Спаса Преображения на Песках в Москве).

В монументальной живописи полуфигуры Г. и арх. Михаила иногда располагались в боковых апсидах, напр. на мозаике Неа-Мони на Хиосе (1042−1056), на фресках ц. Георгия в Ст. Ладоге (60-е гг. XII в.). Г. изображается около входа в храм. В ц. ап. Андрея на Треске (Македония), 1388−1389 гг., Г. представлен справа от входа, в правой руке — жезл, в левой — сфера с образом Христа Еммануила, однако чаще в руках архангела — стило и свиток (в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295 — справа от сев. входа в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского мон-ря, 1689 — в юж. галерее с правой стороны портала). В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота указано, что на свитке должна быть надпись: «Держа в руке трость скорописца, отмечаю приношения входящих; усердных храню, а неусердных наказую скоро» (Ерминия ДФ. С. 227).

Ряд изображений Г. связан с имп. иконографией в визант. искусстве — его изображали в сценах коронования: имп. Василия I Македонянина Г. венчает в присутствии прор. Илии (миниатюра из Слов Григория Богослова — Paris. gr. 510, 880−883 гг.), имп. Льва VI венчает Богоматерь в присутствии Г. (пластина из слоновой кости, X в., Музей Боде. Берлин).

Изображения архангелов, являющихся одним из чинов ангельских сил, входят в иконографию мн. сюжетов: Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе» (напр., сер. XIV в., Визант. музей, Веррия, — архангелы в руках держат мечи и щиты) и др. Известны примеры включения небесных сил в состав теофанических видений, напр. прор. Иезекииля (в искусстве Египта (фрески в мон-ре Бауит, VI в.), Каппадокии (ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.)).

Изображение Г. присутствует в композиции «Собор архангелов» (на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на ростовской иконе, ок. 1272 или 1276 (?), из великоустюжского Михаило-Архангельского мон-ря (ГРМ); на фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317−1318), а также на схожих по композиции изображениях «Собор арх. Михаила» и «Собор арх. Гавриила» (икона сер. XVI в. из придела во имя арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля).

В сюжетах поклонения Кресту и Этимасии Г. держит в руках орудия Страстей, напр. на иконе 60-х гг. XII в. «Спас Нерукотворный» с композицией «Поклонение Кресту» на обороте (ГТГ) — трость. Архангелы Михаил и Г. с орудиями страстей встречаются в монументальной живописи. Так, в ряде кипрских храмов XVI в. (ц. св. Архангелов и ц. св. Созомена в Галате) на зап. стене над композициями Страстного цикла (Несение креста, Распятие, Снятие с креста) изображены полуфигуры архангелов Михаила и Г., а над ними образ Христа Еммануила.

В качестве уникальных примеров изображения Г. на иконах следует отметить образ «Арх. Гавриил» из мон-ря Дечаны (1350), где он изображен в лоратном облачении, со сферой и жезлом в руках; на местной иконе из московской ц. во имя арх. Гавриила (т. н. Меншикова башня) на подворье кн. А. Д. Меншикова (XIX в.) Г.- на облаках со сферой в правой, высоко поднятой руке и цветущей ветвью в левой. К числу редких относится икона письма Рафаила Дмитриевича «Архангелы Михаил и Гавриил, с деяниями» (1723, Худож. галерея, Сараево) в среднике в рост, в воинском облачении, со свитками в руках представлены архангелы, в клеймах — деяния арх. Михаила.

Архангелы Михаил и Г. на псковской иконе «Святые Параскева, Варвара и Ульяна» (XIV в., ГТГ) изображены с покровенными руками по сторонам небесного сегмента с образом Христа Еммануила.

В поствизант. живописи с деяниями Г. связывались нек-рые сюжеты явлений ангелов, не имевших в Свящ. Писании имен. Так, в ряде памятников явление ангела Пахомию стали надписывать как явление Г. (напр., фреска 1630 в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере)).

Литература: Вздорнов Г. И. ВВ. 1971. Т. 32 (57). С. 157−183; LCI. Bd. 1. Sp. 674−682; Bd. 2. Sp. 76−77; Габелић С. Циклус арханђела у византиjскоj уметности. Београд, 1991; она же. Поствизантиjски циклус арханђела на примерима из Мораче, Кучевишта, Сараjева и Трнова // Поствизантиjска уметност на Балкану. Нови Сад, 2003. Т. 1. С. 35−47; Gabelich S. Cycles of the Archangels in Byzantine and Postbyzantine art: 11th to 18th cent. Belgrade, 2004; Афины, 1995. ?. 86. … 65; Бенчев И. Иконы ангелов: образы небесных посланников. М., 2005. С. 96−99, 118, 148.

Е. М. Саенкова

http://www.sedmitza.ru/text/744 794.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru