Русская линия
Одна Родина Евгений Коляда27.07.2009 

О предстоящей поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви в епархии Украинской Православной Церкви

Лето нынешнего года в Украине, как и прошлогоднее, достаточно насыщено событиями религиозной жизни. Одно из центральных — предстоящий визит в Украину Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

О желании «прежде всего, молиться у киевских святынь и быть там, где начиналась Святая Русь», Патриарх Кирилл заявил в первые же дни после патриаршей интронизации, а во время недавнего посещения Валаамского монастыря сказал: «Это будет пастырский визит, он никак не будет связан с политической турбулентностью на Украине. Я очень надеюсь в первую очередь помолиться вместе с благочестивым украинским народом, прикоснуться к древним святыням нашей Церкви».

Подготовка визита практически завершена. На состоявшейся в конце июня пресс-конференции в агентстве УНИАН представителями Украинской Православной Церкви была подробно изложена его программа. С 27 июля по 5 августа важнейшими пунктами пребывания Патриарха Московского и всея Руси в Украине будут Киев, Донецк, Крым и Почаев. Святейший проведёт торжественные богослужения во всех трёх лаврах Украины — Киево-Печерской, Святогорской и Почаевской, а также в Херсонесе, на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. На Западе Украины Патриарха Кирилла будут принимать Ровенщина и Волынь.

Комментируя сроки визита Святейшего, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ протоиерей Георгий Коваленко обратил внимание на их символичность, поскольку «начинается он, фактически, в канун Дня святого равноапостольного князя Владимира, который церковью отмечается 28 июля, а государством в прошлом году был признан государственным праздником — Днем Крещения Киевской Руси. В Святогорске Патриарх будет в день памяти Святогорской иконы Божией матери — местной святыни, в Почаеве — в день Почаевской Божией матери, 5 августа, как раз в день 450-летия принесения в Украину этой святыни. В Херсонесе Патриарх проведёт богослужение в день пророка Божия Ильи».

Он также подчеркнул, что визит будет проходить в неполитическом, негосударственном формате: «Это будет сугубо церковный, первосвятительский пастырский визит». Председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ архимандрит Кирилл (Говорун) в свою очередь сообщил, что цель визита Патриарха — «встретиться с паствой и помолиться вместе с ней».

Намечена встреча Патриарха с Президентом Украины, в ходе которой предполагается затронуть вопросы, связанные «сегодня с жизнью и деятельностью Украинской Православной Церкви и обеспечением прав и свобод, которые зафиксированных в Конституции. Поскольку есть много вопросов и проблем, особенно на местах, когда нарушаются права и свободы тех православных верующих, которые относятся к УПЦ». Предполагается также рассмотреть вопрос «путей преодоления раскола, который сегодня существует в Украине, потому что Президент неоднократно поднимал и поднимает эти вопросы».

На цель визита обратил внимание Глава ОВЦС Московского патриархата владыка Иларион: «Визит Патриарха Московского и всея Руси — прежде всего визит пастырский, это слово мира и солидарности. Он поедет на Украину как пастыреначальник и отец для православных верующих. Эта поездка не будет носить политический характер и будет направлена не на принятие каких-то решений, но, прежде всего, на поддержку верующих». По его словам, сегодня тема православия на Украине очень политизирована, ее пытаются использовать и в предвыборной кампании, «однако судьба Церкви не может решаться исходя из политической конъюнктуры». При этом вопросы, связанные с раскольниками, не могут урегулироваться, во-первых, при помощи политиков, во-вторых, требуют времени и не решаются «одним росчерком пера» — любое поспешное решение может породить лишь новый раскол вместо желаемой консолидации.

***

К визиту Предстоятеля РПЦ готовится не только УПЦ и её паства, но и светская власть в Украине. Запланированная изначально в программе визита на 27 июля встреча с украинским президентом В. Ющенко была дополнена двумя мероприятиями: «возложением венков к памятнику Славы» и «возложением венков к Памятнику жертвам Голодомора».

К встрече «готовят» и саму светскую власть. Например, полномочный представитель Предстоятеля УПЦ в Верховной Раде архиепископ Львовский и Галицкий Августин обратился 11 июля к Верховной Раде, объяснив это тремя обстоятельствами: «далеко не всем народным избранникам и политикам по душе визит в Украину Предстоятеля Русской Православной Церкви»; «недружественное расположение к Московскому Патриархату» со стороны ряда депутатов; «экстраполяция сложных политических отношений, которые сложились между Украиной и Россией, на церковную жизнь».

В связи с этим архиепископ Августин отметил: «Для меня неприемлема такая позиция, но я готов с пониманием отнестись к ней из-за одного условия: это должно остаться именно политической позицией, но не трансформироваться в провокации, политическое хамство или другие оскорбительные формы поведения». Просто поражают своей открытостью, например, такие строки обращения:

— «Я не призываю всех вас, без исключения, вдруг полюбить Патриарха Кирилла! Я только прошу вас и ваши политические силы отнестись к визиту Патриарха Московского и всея Руси, исходя не из собственных политических симпатий и антипатий или своего субъективного понимания церковной ситуации в Украине, а из одного лишь стремления — не позорить Украину и её народ»;

— «Прошу вас, уважаемые панове народные депутаты Украины, призвать всех, кто вас поддерживает, кто разделяет ваши политические взгляды, кто принадлежит к вашим партиям и блокам, не допускать провокаций, воздержаться от проявления экстремизма и нетерпимости. Давайте продемонстрируем, что Украина является цивилизованной страной, которая населена гостеприимным народом».

Такие заявления в высшем законодательном органе власти государства безосновательно не делаются.

Более «тонкие» аспекты сложности визита прокомментировал ранее, 3 июля, протоиерей Георгий Коваленко: «В Украине будет пребывать глава самой значительной Православной Церкви мира — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Через Русскую Православную Церковь каноническую связь со всем православным миром осуществляет крупнейшая религиозная организация Украины — Украинская Православная Церковь. Именно УПЦ будет радостно приветствовать в Украине Святейшего Патриарха Кирилла». Представляется, что это было сказано для того, чтобы подготовить читателя к следующему пассажу: «Патриарх едет к Матери. Не только в том смысле, что Киев — матерь городов русских. Киевская купель, безусловно, — матерь всего Русского Православия, колыбель Русской Православной Церкви, первоиерархом которой является Святейший Патриарх Кирилл. И Патриарх это признает».

Безусловно, есть большая разница между Церковью Святой Руси, древнейшей и исконной частью которой является Киев, и тем, что предлагается в столь утончённой форме: Киевская купель — матерь-церковь для Русской Православной Церкви, с учётом того, что кафедра киевского митрополита во главе с митрополитами-греками переместилась сначала во Владимир, а затем и в Москву, задолго до появления новой (и не одной) киевской митрополии на территории Великого княжества Литовского. С учётом того, что между ними нет апостольской преемственности, а «Киевского Патриархата» не существовало никогда.

Не было бы таких сравнений, если бы не текст «Обращения Священного Синода Украинской Православной церкви по случаю визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину», размещенного на сайте УПЦ на украинском и английском языках. Вот его текст.

«Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, боголюбивое монашество, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, все верные чада Украинской Православной Церкви!

С 27 июля по 5 августа в пределах Украинской Православной Церкви по приглашению её Священного Синода с архипастырским визитом будет находиться новоизбранный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Во время визита в Украину Его Святость посетит значимые святыни нашей земли: Киево-Печерскую, Почаевскую, Святогорскую Лавры, место крещения святого равноапостольного князя Владимира — Херсонес и другие храмы и монастыри нашей Церкви, а также примет участие в праздничных мероприятиях по случаю 450-летия принесения на Волынь Почаевской чудотворной иконы Божией Матери и 350-летия обретения нетленных мощей преподобного Иова Почаевского.

Святейший патриарх Кирилл прибывает к купели крещения Руси — города Киева, откуда не только «пошла земля руська», как свидетельствует преподобный Нестор Летописец, но и на место, где находятся духовные корни Русской Православной Церкви. Именно здесь после Владимирового Крещения была основана Киевская митрополия, которая и поныне совершает своё спасительное служение на землях Украины.

Визит Патриарха Кирилла является радостным событием, поскольку даёт нам возможность молитвенного и евхаристичного единства с Его Святостью вокруг Чаши Христовой. Мы надеемся, что Патриарший визит прибавит сил Украинской Православной Церкви во главе с её Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в совершении спасительной миссии среди народа Украины, будет содействовать утверждению церковного единства и преодолению разделений (розділень) в украинском Православии.

Призываем всех поднести свои молитвы к всемилостливому Богу, чтобы стихли страсти, которые в последнее время нагнетаются вокруг визита со стороны недоброжелателей. Встретим Его Святость как Архипастыря, который благовещает мир (Iс. 52.7)".

Анализ заявлений, комментариев событий религиозной жизни, текст Обращения показывают, что в Киеве стараются не вести речь о «каноническом единстве Русской Православной Церкви», составной частью которой является УПЦ. Главу РПЦ не называют Предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а тем более — Архипастырем для православных Украины. Подчёркивается «преемственность» современной Киевской митрополии и периода Киевской Руси, что выглядит как отказ от восприятия РПЦ в качестве матери-церкви. Вместо «раскола» предлагается понятие «разделение в украинском Православии», что обусловливает вероятность врачевания раскола в рамках «украинской национальной церкви», а не в соответствии с православной экклесиологией и нормами канонического права. Такое впечатление, что в УПЦ подготовили документ на языке «киевского патриархата».

Можно сравнить. Например, статья 5 Устава «киевского патриархата» гласит: «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата берёт своё начало от крещения Руси-Украины и есть правопреемница Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата».

Или, к примеру, 6 июля в день празднования Рождества Иоанна Предтечи и святых Иова и Феодосия Манявских, Михаил Денисенко, находясь в Кресто-Воздвиженском Манявском мужском монастыре, в частности, сказал: «Наша Православная церковь сегодня разделена (розділена). Это большая проблема не только для большой православной украинской Церкви. А это, прежде всего, большая проблема перед нашим государством. Потому что государство, в котором духовные основы разрушены (я имею в виду разделённую православную Церковь), такое государство долго существовать не может. Сегодня задача и государства, и Церкви — создание единой православной Церкви — поместной, независимой как от Москвы, так и от Константинополя».

Между прочим, сказано это было в последний день визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Стамбул в резиденции Константинопольского Патриарха Варфоломея I, итоги которого были оценены очень высоко.

Так, архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) отмечал, что поездка Патриарха Кирилла в Стамбул могла бы носить чисто протокольный характер. Как принято в православном мире, новоизбранный предстоятель поместной Церкви совершает такие визиты, начиная с «первого по чести», занимающего первое место в Диптихе, Константинопольского патриархата. Однако результаты поездки вышли далеко за пределы протокольного мероприятия. Несмотря на то, что, по словам владыки Илариона, конкретных решений не было принято, самым значимым является то, что Патриарх Кирилл предложил Патриарху Варфоломею «новый формат взаимоотношений», хотя «серьёзные разногласия» и острые вопросы в отношениях Церквей остались (проблема церковного раскола на Украине, «куда Константинопольский патриархат пытался вмешаться»; и «серьезные расхождения по теме диаспоры, автокефалии и автономии»). Было решено отныне обсуждать эти разногласия «в открытом диалоге, без победителей и побежденных, с учетом позиций обеих сторон». «Итоги визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Константинополь превзошли наши самые смелые позитивные ожидания», — заявил архиепископ.

Он также подчеркнул, что главным результатом визита является установление «новой тональности» общения Московского и Константинопольского патриархатов: «Визит Патриарха Кирилла означает переход от периода конфронтации к периоду сотрудничества, основанному на взаимном уважении и взаимопомощи». От себя добавим: о том, насколько заявленный формат общения будет соответствовать действительности, покажут отзывы Константинопольского патриархата на посещение Московским Патриархом епархий УПЦ.

Несмотря на скудную информацию в СМИ о степени обсуждения в Стамбуле «украинского церковного вопроса», в «киевском патриархате» уверены, что «его тень стоит за всеми договоренностями, которые состоялись, и которые будут происходить». По мнению главы информационно-издательского отдела Зори, «в руках константинопольской церковной дипломатии украинский рычаг является очень серьезным рычагом влияния на Московский Патриархат .. И потому во всех вопросах .. используют «украинский вопрос». Правда, он признал, что пользы для Украинской Православной Церкви, когда она выходит объектом отношений между двумя православными центрами, «нет никакой, потому что в такой дипломатической борьбе мы выглядим скорее как разменная карта, чем как игрок. Но в этом вина не дипломатических центров, которые ведут между собой эту дипломатическую игру, а в первую очередь вина, по-видимому, наша, украинская».

За расколом и борьбой в православном мире Украины не замечают, не уделяют должного внимания религиозной практике других религиозных обществ. Хотя их влияние усиливается.

В начале июля на Западе Украины проходили знаковые мероприятия, организованные католиками. Во Львове состоялся 37-й Съезд генеральных секретарей католических Епископских конференций из 36-ти стран Европы. Украина на съезде была представлена секретарем Синода епископов УГКЦ епископом Богданом Дзюрахом и секретарем Конференции римо-католических епископов Украины епископом Марьяном Бучеком. «Главная цель встречи в Украине — лучше узнать Украинскую греко-католическую и Римо-католическую Церкви, их отношения с другими Церквами, присутствующими в Украине, и государственной властью», — отмечал священник Павел Дроздяк.

Нельзя не заметить активности униатов — УГКЦ. Важным событием в её жизни можно считать архиерейскую хиротонию, проведённую 18 июня Верховным Архиепископом Киево-Галицким Любомиром (Гузаром) в киевском Патриаршем соборе Воскресения Христова. Её приурочили к 60-й годовщине «самоликвидации» униатской церкви в Закарпатье. С 26 по 28 июня этой же дате и 20-летию выхода из подполья Мукачевской греко-католической епархии были приурочены мероприятия в Ужгороде. В международной научной конференции «Преследуемая церковь» приняли участие не только украинские, но и венгерские, чешские, итальянские, американские учёные.

Глава УГКЦ Любомир (Гузар) в начале июля дал несколько интервью, в частности газете «Левый берег» и веб-порталу «Религия в Украине». Отмечая позиции возглавляемой им церкви по основным проблемам жизни государства, православия в Украине, униатский архиепископ сказал, что «с Божьей помощью церковь двигается, идет неплохо» по пути учреждения «патриархата» для УГКЦ, а позицию Рима он осветил словами понтификов: «…і Іван Павло ІІ, і Бенедикт ХVI — сказали виразно: прийде час, коли це прагнення стане дійсністю».

Подчёркивая, что паства УГКЦ с культурной точки зрения принадлежит к православным, а с конфессиональной — к католикам, архиепископ Любомир отметил: «Мы радуемся за наших братьев, членов УПЦ МП, что их проведывает их глава, но меня лично или нашу церковь такой визит мало касается. Если кто-то хочет пойти, послушать его, помолиться с ним, у меня нет для наших верующих никаких предостережений». При этом он высказал своё отношение к понятию «каноническая территория», в частности, на примере РПЦ: «Говорить, что Украина — это каноническая территория Московского патриархата, нет оснований. Разве есть документ о приватизации? Кто его дал, когда? Когда-то больше прав им будто бы давали царь, московское государство, коммунистическое правительство, а сегодня кто? Это условное разделение с хорошим прошлым, но нельзя утверждать, что Правобережная или Левобережная Украина могут принадлежать кому-то одному».

Активность униатов поддерживается местными властями. 20 мая местные власти г. Коломыя в Ивано-Франковской области приняли решение о реставрации Свято-Благовещенского храма с последующей передачей его УГКЦ. На Коломыю и район осталось всего два православных храма. «Такие действия местных органов власти на поддержку только одной конфессии противоречит нормам Конституции и законодательства Украины», — убеждён епископ Ивано-Франковский и Коломийский Пантелеймон (Луговой).

4 июня на сессии Тернопольской областной рады было принято обращение к украинскому президенту с просьбой инициировать на общегосударственном уровне процесс установления исторической правды по отношению к УГКЦ и о признании за ней статуса «репрессированной». Тернополь, следовательно, пошёл по пути Львова и Ивано-Франковска, их поддержки.

Вопрос о статусе «репрессированной церкви» тесно увязан с вопросом возвращения греко-католикам недвижимости. Как на днях заметил архиепископ Любомир, данный статус — «это определённое моральное признание вины государства перед Церквой. Но Церковь имеет также определённое имущество, здания, которые у неё насильно забрали. Нам бы было легче жить и работать, если бы мы имели необходимые материальные средства». Реакция на имущественные претензии УКГЦ проявляется сейчас в большей мере в «киевском патриархате», отдельные клирики которого недвусмысленно намекают на возможность «встречного иска» по возврату того имущества и культовых зданий, которые «попали» в руки униатов после Брестской унии 1596 года.

Заметим, что по линии УГКЦ неоднократно предлагались пути преодоления раскола в Украине. Ещё в июне 2001 года Любомир (Гузар) предлагал название для украинской церкви: ЕПУНЦ — «Единая Православная Украинская Национальная Церковь». Она предназначена, по его словам, «для украинцев» с византийской традицией, но с подчинением Риму. С термином «униатство», считает Любомир, можно поступить по-современному, назвать союз Рима и ЕПУНЦ «сопричастием», чтобы не напоминать, как представляется, об историческом прошлом униатов.

Отметим, как ставит греко-католический епископ вопрос о визите Предстоятеля Русской Православной Церкви в Украину: «Он приезжает к верующим, которые ему поручены, и это очень естественно. Украинская православная церковь под руководством блаженнейшего митрополита Владимира радуется его приезду. Они с ним тесно связаны. Он — предстоятель, патриарх, и это радостный момент для верующих этой церкви. Но мы должны спросить себя: он приезжает посетить Украину или проведать своих верующих?»

Есть ли ответ на вопросы такого рода? Пока прямой ответ на них не пытается дать никто.

Так сколько же может продолжаться в Украине самоуничтожение Православия под флагом «суверенизации государства», в русле попыток создания «единой» даже не национальной, а националистической церкви?

***

Хочется закончить словами Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в его интервью газете «Известия» 15 июля: «Духовное единство русских, украинцев и белорусов обусловлено тысячелетним единством Русской Православной Церкви. Она является их духовной матерью. Она сформировала нашу восточнославянскую идентичность, наш менталитет, нашу цивилизацию. Это живое древо с едиными корнями. Духовное единство наших народов — это не миф, а реальность, которая не нуждается в обосновании. Сохранив ее, мы сохраним историческую перспективу самобытности восточного славянства в стремительно унифицирующемся мире».

http://www.odnarodyna.ru/topics/1/227.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика