Интерфакс-Религия | Митр. Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) | 24.07.2009 |
Президент России Дмитрий Медведев на встрече с лидерами традиционных религий страны, которая прошла на днях, принял историческое решение поддержать идею преподавания в школах предметов по основам религиозной культуры и светской этики.
Глава государства предложил для начала провести в 18 российских регионах эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. При этом он подчеркнул, что преподавать все эти предметы должны только светские педагоги.
В свою очередь министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко рассказал, что внутри нового учебного курса будет три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); история основных мировых религий; основы светской этики. Школьники смогут сами выбрать, по какому из трех модулей будут проходить обучение. Обучение в рамках этих модулей будет обязательным.
Решения о развитии в школе религиозного образования (православной его части) в интервью «Интерфакс-Религия» прокомментировал председатель Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий, который 9 июля был включен в состав Совета Минобрнауки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам.
— Ваше Преосвященство! В долгой дискуссии по вопросу преподавания в школе основ религий, похоже, поставлена точка. Как Вы прокомментируйте решения, принятые на встрече президента с религиозными лидерами?
— Да, мы надеемся, что это именно так. Уже более 15 лет постепенно расширяется преподавание в школах курсов православной культуры, других религий, и сейчас на самом высоком уровне приняты решения, открывающие перспективы для свободного развития этой практики. В конечном итоге, это в интересах всех народов России, всех мировоззренческих групп нашей страны, государства в целом. Духовно-нравственный кризис затронул всех и сознается одной из угроз национальной безопасности.
В словах президента прозвучала решимость оказать содействие повсеместному введению изучения религиозной культуры в школе, начиная с 2012 года. Поскольку упразднены региональный и школьный компоненты Учебного плана, это потребует найти место для изучения религий, в том числе предмета «Православная культура» в том Учебном плане, который предлагается разработчиками нового государственного стандарта общего образования.
— Вы недавно пришли к руководству синодальным Отделом религиозного образования и катехизации. Какие задачи сейчас являются наиболее актуальными?
— Таких задач много, в том числе развитие негосударственной православной школы, системы катехизации в воскресных школах при храмах, координация работы в сфере образования между епархиями. Одной из таких актуальных задач является и обсуждаемая тема — преподавание в государственных и муниципальных школах учебного предмета «Православная культура», имея в виду под этим названием различные учебные курсы, программы по православной культуре («ОПК» и тому подобное).
За прошедший период было много сделано в регионах. Разные курсы по православной культуре изучают уже более полумиллиона школьников, преподают их тысячи педагогов. В этой связи для нас важнейшей задачей является то, чтобы при введении нового стандарта общего образования были созданы более благоприятные условия для развития этой практики.
Много сделано для решения данной задачи в наших отношениях с министерством образования и науки, особенно в последнее время, в первую очередь благодаря тому, что преподавание «ОПК» востребовано людьми, гражданами, семьями.
Напомню, что в рамках государственно-церковного диалога и сотрудничества были подготовлены определенные документы по этой теме. Прежде всего, Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» в 2002 году и Примерное соглашение о сотрудничестве епархии и органа управления образованием в регионе в 2007 году. С опорой на эти материалы подготовлено большое количество прекрасных пособий по «ОПК», во многих регионах заключены или обновлены соглашения епархий с управлениями образования, ведется подготовка учителей православной культуры. С учетом этих материалов была подготовлена и соответствующая церковная концепция преподавания «Православной культуры», основные параметры которой отражают достигнутые сейчас договоренности. Учебный предмет «Православная культура» должен преподаваться в основной (инвариантной) части школьной программы как полноценный урок по всем годам обучения, по выбору семьи или самого школьника с определенного возраста. Наряду с этим для желающих — аналогичные предметы по другим религиям, религиоведение и нерелигиозная этика — для части наших сограждан, семей, не имеющих религиозной самоидентификации. Так что мы имеем уже определенный базис, основу понимания и содержания нашей учебной дисциплины, а также условий организации ее преподавания в школе, согласования вопросов между школой, церковными учреждениями, родителями школьников, педагогами.
Сейчас, с учетом результатов прошедшего совещания на высшем уровне, мы будем расширять эту работу. В перспективе в Отделе религиозного образования и катехизации должно появиться подразделение по вопросам преподавания «Православной культуры» в государственной и муниципальной школе. Ведь там множество вопросов — и учебное обеспечение, и кадры учителей, и взаимодействие между епархиями. А пока при Отделе уже создана и начинает работу церковно-научная Комиссия по вопросам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в российской школе. К работе в ней будут привлекаться ведущие светские и церковные специалисты, профессионально и практически занимающиеся преподаванием православной культуры, представители регионов, педагогической и родительской общественности.
— В комментариях по итогам состоявшегося совещания говорится о предмете «Духовно-нравственное воспитание"…
— В действительности речь идет не о предмете, а о группе учебных предметов. В предложениях Церкви, которые были подготовлены еще два года назад, эта группа предметов по религиям и нерелигиозной этике называется «Духовно-нравственная культура». Насчет нового прозвучавшего названия, посмотрим. Думаю, это не принципиальный момент — как будут называться эти предметы в Учебном плане. В европейских странах чаще используются названия типа «Религия и этика». Думаю, это более точно. Но, конечно, все это предметы, направленные на духовно-нравственное воспитание ребенка — с учетом мировоззренческих и культурных особенностей его семьи.
У нас существует и должно развиваться общее гражданское воспитание школьников — воспитание их как граждан единой России. Наряду с таким воспитанием школа должна давать возможность приобщать детей к духовно-нравственным традициям, принятым в семьях школьников. Оба эти направления воспитания — и общее гражданское, и духовно-нравственное воспитание — могут проводиться в школе непротиворечиво, подкрепляя одно другое.
Нам всем нужно, чтобы дети воспитывались в школе порядочными, нравственными, ответственными, уважали бы культурные особенности российских народов и религий. Но достичь этого нельзя, изучая только право или общие гражданские обязанности, без обращения к духовным ценностям и традиционной морали. Поэтому необходимо создать условия для приобщения школьников к духовно-нравственным традициям, принятым в их семьях у народов России — башкир, бурят, евреев, русских, татар… И как сказал в одном из своих выступлений Святейший патриарх Кирилл, «мы обеспокоены нравственным климатом в школах, формирующих личность человека, его представления о добре и зле. Именно это является предметом нашей заботы, а не лоббирование какого-то отдельного предмета школьной программы, как часто пытаются представить».
— Относительно последовательности введения этих предметов. Говорится о весне 2010 года, о двух учебных четвертях в четвертом и пятом классах. Не могли бы Вы пояснить также ситуацию с учебниками и пособиями — их надо будет писать заново или могут использоваться те, что уже применяются в школах?
— В порядке эксперимента вполне возможно ввести изучение православной культуры и с четвертого класса, но только там, где еще нет опыта преподавания этого предмета. Там, где подобный опыт уже имеется, мы должны развивать достигнутые успехи. Святейший патриарх Кирилл в своем выступлении на совещании с президентом указал, что в тех регионах, где уже большой путь пройден, не должно быть движения назад. Необходимо сочетать новые подходы с тем, что мы уже имеем, и двигаться вперед.
Итоги многолетнего преподавания «ОПК» свидетельствуют о том, что нужно снижать, а не повышать планку проведения занятий с учащимися, начинать их с дошкольного возраста. Сейчас этот предмет преподается с первого класса, в отдельных регионах — с детского сада. В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования в течение всей жизни человека, ведь значение религии в том и состоит, чтобы воспитать нравственную личность, способную в любой момент своей жизни дать достойный ответ перед своим Отечеством и лицом Божиим.
Поэтому наша цель состоит не только в том, чтобы восполнить пробелы в знаниях по основам православного вероучения, но раскрыть его суть, передать внутренний смысл, обращенный к уму и сердцу человека. По словам одного из православных святых XX века, мы должны «так воспитать душу, чтобы она сама могла стать пред Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро…»
Есть дошкольные учреждения, где дети приобщаются также к исламу, иудаизму. В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования — от детского сада до вуза, и те регионы, школы, которые уже приобрели такой опыт, развивают его, должны послужить опорой для решения этой задачи.
Недавно как официальный представитель Русской православной церкви я был включен в состав Совета по федеральным государственным стандартам министерства образования и науки, за что хочу выразить благодарность его председателю, заместителю министра Исааку Калине и министру Андрею Фурсенко. Мы подготовили соответствующие конкретные предложения по доработке проекта нового стандарта общего образования в начальной школе, которые передали его разработчикам на заседании Совета, состоявшемся 16 июля.
Согласно этим предложениям, в стандарт необходимо включить вариант Учебного плана, содержащий эту самую группу предметов по религии и этике по выбору семьи школьника, в том числе предмет «Православная культура». Это позволит избежать многих проблем и свободно продолжать преподавание «ОПК» там, где оно уже ведется, а если вводить такое преподавание, то в тех школах, где для этого созданы все необходимые условия. Согласитесь, что в конкретной школе лучше всего знают, готовы ли они к такому преподаванию, каков в действительности образовательный запрос на такие курсы.
— Вы сказали, что преподавание православной культуры уже ведется в школах в разных классах и Ваши предложения по начальной школе заключаются в преподавании с первого класса. В выступлении министра образования говорилось, что предполагается начать — в плане эксперимента — с четвертого класса. Как Вы можете это прокомментировать?
— Потребность людей, семей в таком образовании очень велика, и поэтому хотелось бы отметить, что «экспериментировать» мы предполагаем не над самой идеей преподавания религиозной культуры. За прошедшие годы она себя уже вполне оправдала. Предметом эксперимента могут быть формы и методы преподавания, модели подготовки учителя, организации взаимодействия участников образовательного процесса, содержание отдельных учебников и пособий.
На указанном заседании Совета по стандартам мы получили заверения, что наши предложения должны быть учтены. Так что мы надеемся на конструктивную работу и с министерством, и с разработчиками нового стандарта, чтобы мы вместе сделали все необходимое для реализации достигнутых на встрече президента с религиозными лидерами договоренностей. При этом мы открыты к сотрудничеству и с другими религиозными организациями. Кому-то может быть полезной наша консультация, помощь, обмен опытом, а у кого-то мы сами с удовольствием будем учиться. Например, в государственных еврейских школах давно налажено духовно-нравственное воспитание учащихся на основе иудаизма, преподаются соответствующие учебные дисциплины, и мы заинтересованы в том, чтобы лучше узнать этот опыт, что-то из него заимствовать.
Что касается учебников и пособий, то, конечно, надо делать новые учебники и пособия по «ОПК», но и уже их есть немало. Для начальной школы имеется уже несколько учебных комплектов по всем годам обучения, они давно апробированы и широко используются. Так что тут нет никакой необходимости начинать все «с чистого листа». Возможно, есть какие-то вопросы, претензии к используемым учебникам, пособиям. Если есть — будем смотреть, обсуждать. Вероятно, потребуется еще раз провести их церковную экспертизу, для чего при Отделе религиозного образования и катехизации ведется работа по созданию соответствующей экспертной структуры.
Президент в своем выступлении указал, что перечень регионов, который был, вероятно, дан в материале министерства, может обсуждаться, изменяться. На наш взгляд на первом этапе должны участвовать именно те регионы, в которых имеется наибольший опыт по преподаванию в школах православной культуры. При этом очевидно, что будут и регионы, где ведется преподавание ислама, буддизма. Это тоже будет предметом нашего внимания, в том смысле, чтобы обеспечить добровольность, вариативность и возможность изучения православной культуры желающими семьям, детям и в таких регионах.
Процедуру педагогической экспертизы учебников и пособий по «ОПК» будем также обсуждать с Минобрнауки, Российской академией образования. Должна быть выстроена единая и разумная система федеральной экспертизы учебников по всем предметам этой группы учебных дисциплин. Думаю, что педагогическая экспертиза учебников по конфессиональным курсам должна проводиться в Российской академии образования, а конфессиональная — в соответствующих религиозных организациях. Все эти вопросы надо будет обсуждать и приходить к согласованным решениям.
Чтобы в ближайшие годы достичь оптимального уровня обеспечения преподавания «Православной культуры» качественными учебниками и пособиями, решить ряд других задач, возможно, потребуется подготовить государственно-церковную программу развития православного образования в светской школе. Подобная программа по развитию исламского образования реализуется уже не первый год и показала свою эффективность.
http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=interview&id=227