Русская линия
Русская линия Николай Каклюгин24.07.2009 

Об усилении роли СМИ в профилактике наркомании среди детей и подростков
Текст выступления на семинаре по проблемам профилактики наркомании, проводимом Благотворительным Фондом профилактики и реабилитации больных наркоманией «Нарком», 30 июня 2009 года. Тема семинара: «Детство и наркотики»

В соответствии с законом г. Москвы N6 от 28 февраля 2007 г. «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве», утверждённым Московской городской Думой, на органы государственной власти города Москвы возложено формирование и размещение городского социального заказа в сфере проведения антинаркотической пропаганды и агитации. Редакции средств массовой информации, учредителями и соучредителями которых являются органы государственной власти города Москвы, обязаны регулярно размещать на правах социальной рекламы материалы антинаркотической направленности в установленных действующим законодательством пределах годового объема распространяемой ими рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле — и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания). Кроме того, предусмотрен регулярный выпуск непериодических изданий пропагандистского содержания (книг, брошюр, буклетов) и размещение наружной антинаркотической рекламы.


В принципе, многое сделано в этом направлении за эти годы, однако, как показывает статистика, ситуация в московской молодёжной среде с уровнем злоупотребления наркотическими средствами и психотропными препаратами, остаётся достаточно сложной.


Нередко через антинаркотические СМИ изготовители социальной рекламы пытаются доказать, что употреблять наркотики — это плохо. Вместо того чтобы объяснять людям, что не употреблять — это хорошо. Пока мы окончательно не поймем разницу между этими двумя подходами — так и будем вызывать смех у подрастающего поколения москвичей.
Грамотная и правильная антинаркотическая работа со СМИ часто отстает в этом процессе, не вызывает особый интерес у молодых людей, поскольку сделана некачествено. Это делает пропагандистский компонент антинаркотической профилактики сухим, скучным и нередко вызывает отторжение у детей, подростков и молодежи. Антинаркотическая профилактика и профилактика ВИЧ-инфекций должна сопровождаться во всех образовательных учреждениях, где ведется эта работа, методически точно выверенным, информационно насыщенным и ярким визуальным рядом, который может бить точно в цель, формируя антинаркотические установки на малоосознаваемом уровне. Представителям СМИ и всем субъектам профилактики наркомании нужно объединить свои усилия и направить их на поиск новых форм, методов и средств подачи материалов, затрагивающих тему наркоагрессии, чтобы данные репортажи и статьи не казались занудными нравоучениями, а были бы захватывающими, живыми и увлекательными.


Определенным вкладом в эту работу является организация размещения качественных антинаркотических материалов в сети Интернет. На сегодняшний день такие материалы широко представлены на таких сайтах как antipav.nm.ru, otrok.ru, narkotiki.ru. На этих интернет-ресурсах кроме размещения информационных антинаркотических материалов осуществляется консультативная помощь по различным аспектам антинаркотической профилактики, что представляется очень важным, в том числе и при решении проблем дистанционного образования. Но об этих архивах антинаркотической социальной рекламы, к сожалению, знают немногие молодые москвичи.


Отдельного внимания заслуживает банк антинаркотической социальной рекламы antipropaganda.ru, который создан и функционирует при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Это уникальный сайт, информацию о котором, как и о вышеназванных, необходимо распространять в молодёжной среде через печатные и электронные молодёжные и студенческие издания г. Москвы, через лидеров молодёжных объединений.


Необходимо понять, что в обобщении опыта антинаркотической профилактической и реабилитационной работы ключевой проблемой является взаимодействие образовательных структур всех уровней со средствами массовой информации. Сегодня уже сложился некий стеретоип, в соответствии с которым вопросы профилактики освещаются во многих общероссийских и региональных СМИ. Сегодня такие журналы, как «Нарконет», «Наркостоп», «ОБЖ», «Наркология», специализированная федеральная газета «Пока не поздно», издаваемая фондом «Нарком», которая является общественной и политической трибуной защитников нравственного и физического здоровья россиян, «Учительская газета», «Вузовские вести», «Студенчество». Диалоги о воспитании" публикуют информацию о наркологических проблемах и различных аспектах профилактики. Однако, если речь идет об активной антинаркотической профилактической политике, существенным становится формирование позитивного антинаркогенного общественного сознания. Важным и необходимым элементом такого сознания является противодействие на уровне федеральных и региональных СМИ различным проявлениям пронаркотической молодежной субкультуры.


Следует отметить, что главная цель информационного обеспечения деятельности в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности — недопущение распространения и разъяснения знаний, взглядов и аморальных и неэтичных принципов, направленных на разрушение и развращения личности, ухудшение психического здоровья, формирование в обществе, среди молодежи наркотического образа жизни и позитивного (нейтрального) отношения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.


Безусловно, рост числа молодых людей, страдающих наркотической зависимостью, связан, в том числе, и с недостаточной пропагандой здорового образа жизни в молодежной среде через средства массовой информации. Именно на этом моменте и нужно делать акцент сегодня.


Существует три основных причины, почему тема наркоагрессии скупо и неохотно освещается представителями СМИ, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Во-первых, это наличие в весьма ограниченном количестве корреспондентов, умеющих профессионально освещать тему наркоугрозы.


Чаще всего представители СМИ специализируются на какой-то одной определенной теме: политика, культура, спорт, криминал, молодежные новости, медицина и т. д. Криминальных журналистов интересуют крупные изъятия или задержание наркодилеров, сопровождающиеся погоней и стрельбой; спортивным журналистам интересен ход состязаний и результаты игр, а о том, что данные мероприятия направлены в первую очередь на профилактику наркопреступности и приобщение молодежи в занятия спортом, об этом журналисты почему-то забывают или, если, упоминают, то как-то вскользь.


Профессиональный журналист, специализирующий на данной тематике, прежде чем представить материал на суд потребителя, пропустить его через себя, должен подумать, а как данная ситуация могла бы отразиться лично на нем, на его близких, родных и знакомых, мысленно все это пережить, а уже после — дать оценку и сделать соответствующие выводы, которые позже прочтут или увидят люди.


Вторая причина сложившейся ситуации заключается в нежелании некоторых руководителей масс-медиа загромождать эфир (тираж) освещением мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.


Конечно, профилактика наркомании эта не такой популярный в народе материал, как, к примеру, увеличение тарифов ЖКХ или захват заложников, но ни кто не будет спорить с тем, что профилактические материалы также необходимы населению, так как с их помощью корреспонденты могут дать людям необходимые знания о вреде наркотиков и способствовать формированию у зрителя (читателя) установки на здоровый образ жизни и неприятие наркотических средств.


И, наконец, последняя причина заключается в небольших гонорарах, которые выплачиваются корреспондентам за подобного рода публикации и репортажи.

В связи со всем вышеизложенным следует изложить пути усиления роли СМИ в профилактике наркомании среди молодёжи:

-продолжать повышение качества осуществления государственного заказа на разработку, тиражирование, трансляцию и распространение прямой социальной антинаркотической рекламы, рассчитанной на различные возрастные группы;
-в рамках осуществления государственного заказа при участии ведущих специалистов-наркологов г. Москвы и представителей традиционных религиозных конфессий разрабатывать и размещать научно обоснованные рекомендации по составлению просветительских программ по профилактике наркомании и предупреждению наркопреступности для средств массовой информации на городском уровне;
-организовать систематический анализ эффективности соответствующих программ и выступлений на уровне города;
-создать при администрации г. Москвы межведомственный экспертный совет по оценке публикуемых на страницах городских печатных изданий и электронных СМИ материалов по профилактике наркомании, включив в его состав специалистов соответствующих государственных служб и ведущих научных центров г. Москвы, а также представителей традиционных религиозных конфессий;
-регулярно проводить обучающие семинары для журналистов, освещающих наркотическую ситуацию в г. Москве и ведущих работу по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни при участии ведущих специалистов-наркологов, сотрудников заинтересованных государственных служб и ведомств (Департамент образования г. Москвы, Департамент здравоохранения г. Москвы, Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве, Управление внутренних дел по г. Москве, Московский научно-практический центр наркологии и пр.)
-осуществлять мониторинг общественного мнения о формах, содержании, методах и результатах профилактической деятельности и ее влияния на наркоситуацию в г. Москве.

В целях формирования антинаркотического общественного мнения обеспечить:

-на городском телевидении, в других средствах массовой информации с учетом актуальных потребностей гражданского общества повышать эффективность информационно-пропагандистского обеспечения реализации государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, активную социальную рекламу и пропаганду здорового образа жизни;
-при участии созданного при администрации г. Москвы межведомственного экспертного совета активно пресекать любые форм пропаганды наркопотребления, не допускать любых проявлений маркетинга и рекламы наркотиков как потребительского товара, формирующих установки на наркоповедение, а также использующих современные психотерапевтические и лингвистические приемы, способы, технологии, формирующие наркотическую субкультуру, негативные ценностные установки, образ жизни, личностные ориентиры;
-ужесточить контроль за соблюдением запрета на проведение в средствах массовой информации обсуждения вопросов легализации потребления наркотиков среди широких масс населения;
-усилить работу, направленную на формирование государственными институтами в сотрудничестве со средствами массовой информации общественного мнения, правосознания, -повышение уровня осведомленности среди родителей, всего населения об опасностях, связанных с потреблением наркотиков;
-подключить к работе по профилактике наркомании и формированию у молодых москвичей навыков здорового образа жизни представителей традиционных религиозных конфессий;
-в рамках национального проекта в сфере образования, включающего в себя компьютеризацию каждой школы, активизировать деятельность, способствующую формированию позитивного информационного пространства всех учебных заведений системы образования г. Москвы и доступ к информационным ресурсам, дистанционному обучению педагогов, родителей и учеников основам безопасной жизнедеятельности, специфике антинаркотического воспитания и поведения, пропаганде здорового образа жизни.

В заключении необходимо отметить, что широкомасштабные программы, которые включают кампании в средствах массовой информации и изменения законодательства относительно психоактивных веществ (такие как ограничение доступа к алкоголю, табаку или другим наркотикам), являются более эффективными, когда сопровождаются систематизированной профилактической работой с лицами из группы риска в школе и семьях.


Эффективные профилактические программы являются эффективными и по затратам. Каждые рубль, истраченных на профилактику употребления наркотиков, может сберечь для региона 4−5 рублей, которые позже пришлось бы затратить на лечение наркоманов.


Благодарю за внимание!

Каклюгин Николай Владимирович — врач-психиатр, аспирант ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского» Росздрава, методист по работе с общественностью в рамках профилактики аддиктивного поведения ГОУ «Дворец пионеров и школьников имени А.П.Гайдара» Департамента образования г. Москвы.

http://rusk.ru/st.php?idar=156095

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Сергей Влад.    24.07.2009 12:28
Уже устал я писать о лицемерии этой самой "профилактики". Кому не доводилось в метро, спускаясь по экскалаторам, шагая по переходам наблюдать на одних плакатах рекламу наркотиков (сигарет) и выпивки, а на других вялые слоганы, типа "Скажи нет курению" и т.п. (на фоне аппетитных бутылочек и сигареток). Деньги и Выгода правят в России, так что никаких изменений ждать не приходится в этой сфере…

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика