Из устава реабилитационной обители во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского:
«Грех и греховный образ жизни являются основной причиной развития зависимости человека от наркотиков и добровольного рабства им. Поэтому главным в реабилитации и освобождении от наркотической зависимости является изменение образа жизни с греховного на жизнь духовную с верой в Бога и активное восстановление в себе Образа и развития Подобия Божия.»
Перед дверью скромной кельи в последнем ожидании помощи ждут те, кому уже идти некуда и кому Господь дал, быть может, последний шанс спасения.
К отцу Анатолию на душепопечительский прием необходимо записываться заранее. Но у дверей ждут его и те, кто уже обрел помощь и пришел просить о помощи друзьям или родным, и те, чье положение столь отчаянно, что «по записи» может быть уже поздно, и те, кто в поспедней надежде добирался сюда с краев земли русской и не имеет ни крова, ни пристанища в богатой блюстителями порядка столице…
Ваш корреспондент решил подождать, пока пройдут страждущие, подростки, пожилые и больные, ожидавшие, быть может, очень долго. Истекли час, два, три. Но очередь не уменьшилась.
— Отец Анатолий, знаю, что вы — доктор медицинских наук, профессор, невропатолог. Не спрашиваю сейчас, как вы сами пришли к Богу — думаю, это тема отдельного разговора, — но как вы пришли к организации душепопечительского центра? Ведь, не скрою, вы больше известны как замечательный православный писатель, публицист.
— Как? Об этом чуть позже. Сейчас лучше скажу почему: если Церковь не придет на помощь несчастным и обездоленным людям, то кто же им поможет? Опыт работы нашего центра подтвердил, что успех профилактики наркомании — в обращении человека к Богу, возрождении истинной духовности. Надо запомнить, что наркомания и сопутствующие ей телесные болезни (не говорю уже о душевных) — следствие греха и основанного на нем образа жизни. Вот почему, думаю, организация душепопечительского центра (и центров, забегаю вперед) и естественна, и необходима: если жизнь человека основана на Евангелии, общении с Богом, соблюдении Его закона, то места наркотику нет.
Наш центр появился в 1996 году как центр по реабилитации лиц, пострадавших от оккультизма. Я в то время работал в отделе катехизации патриархии. В мае вышла в свет моя книга «Число зверя», написанная врачом и священником. И вот, к удивлению, уже вскоре пошли все нараставшим потоком пострадавшие от оккультизма. И одним из первых приехал человек из тюменского Ноябрьска. И так появился медицинский кабинет, подобрались православные врачи, получено благословение Патриарха Алексия II. Мы начали работать. Возвращая к жизни и Богу пострадавших от оккультизма, мы естественным ходом событий оказались втянуты в борьбу с наркоманией, в ее профилактику и реабилитацию наркозависимых.
Оказалось, что оккультизм, сатанизм и наркомания не просто явления одного порядка, одного поля ягодки, близнецы-братья — они звенья одной цепочки, взаимообусловленные и подпитывающие друг друга. Две головы дракона, и рубить их надо вместе. Кстати, в сатанинской библии Лавэя дана целая программа обесовления: рок, секс, проституция, наркотики.
Перед нами встал вопрос: что делать? То есть, как я уже сказал, было ясно, что сидеть и ждать, сложа руки, нельзя. Но массового опыта православной реабилитации не было. Традиционные медицинские методы душу (а именно она страдает первой), увы, не лечат. И вот была разработана программа реабилитации, основанная на реабилитации души через восстановление связи с Богом.
Мы убедились, что как растению необходимо солнце для жизни, так и человеческой душе необходима связь с Творцом, Его энергией любви. При ее недостатке обольщение, попадание в зависимость от темных сил — оккультизма, наркомании, разнузданного секса, а то и прямой бесовщины, — практически неизбежно. Мы сделали упор на духовность. Принятие Господа сердцем через православие было положено в основание нашей методики.
Необходимо полное изменение образа жизни. И было замечено, что после первой же искренней исповеди, молебна и причастия у многих уменьшалась, а то и вовсе исчезала болезненная страсть к наркотикам.
— Чудеса! А ломка, а физиология?
Отец Анатолий: Ломка есть ломка. Нужны, конечно, и врачи, и медикаменты. Но могу сослаться на накопленный опыт: даже «сухая» ломка в монастыре, при пастырском попечении и вере проходит значительно легче. А бывают удивительные случаи, когда обходится и без физических мучений. Так, однажды наркоман из Самары, уже отчаявшийся получить помощь от кого-либо, пришел к нам. Отстоял молебен, исповедовался, причастился, испил святой воды. И тут же ему захотелось спать. (А сон, вы, конечно, знаете, большая проблема для наркоманов.) Вернувшись домой, он заснул и проспал мертвым сном более суток, проснувшись практически здоровым человеком!
С мая 1996 года помощь в нашем центре получили свыше 15 000 пострадавших от оккупьтизма и 3000 наркозависимых. При этом, пройдя реабилитацию в наших общинах, излечивается сейчас свыше 85 процентов наркозависимых. (Когда только начинали работать — было 65 процентов.) А где же остальные 15 процентов, спросите вы? Это те, кто отошёл от Церкви. Впрочем, у нас есть общины, где процент излечившихся еще выше. Но об этом пока рано говорить: не хочу вводить в грех соблазна людей, слишком удивительны…
— Чудесны?
— Удивительны, необычны результаты. Знаете, ведь нам сенсации не нужны. И читателям вашей газеты скажу: да, у нас есть организованные почти по монастырскому уставу общины. Они не в Москве, а там, где соблазнов поменьше и воздух почище. Но где — не скажу: мы не можем принять туда всех желающих — просто нет такого количества мест. Отказывать же прибегающим к помощи людям, поверьте, очень тяжело.
Но в числе наших ближайших планов — расширение деятельности: недавно нам передали помещение детского садика в Москве, впереди — ремонтно-строительные работы силами центра и верующих; помощь подобным нашему, работающим по нашим методикам православным душепопечительским центрам в Иркутске, Новокузнецке, Магадане, создание центров в других городах.
Кстати, недавно с просьбой помочь в организации работы душепопечительского центра к нам обратилась Варненская епархия в Болгарии, митрополит Варненский Кирилл: там прочитали книгу о многолетнем опыте нашей работы — «Возвращение в жизнь».
— А что же медицина? Детоксикация, реабилитация? Забугорные многоступенчатые методики?
— Быть может, за границей разработанные там схемы и методы и дают какие-то результаты. У нашей по-прежнему бездуховной медицины успехи куда как более скромные. Пять процентов излечившихся — выдающийся успех, реально их значительно меньше.
Представляется, что тысячелетие с лишком нашей истории доказало, что православные духовные ценности — не выдумка. Кстати, и сейчас мы во многом расхлебываем последствия поставленного в 17-м году «эксперимента» по обезбоживанию. То есть проверили: может ли жить Русь без Бога? Проверили — оказалось, не может. Потом, видимо, условия «эксперимента» чуть изменили, поставив вопрос так: а может ли без православия? Мне кажется, эти эксперименты пора заканчивать.
— Но вы все же не отвергаете медицину, наработанные ею методики?
— Лечения тела? Нет, конечно. Среди 40 с лишним сотрудников наше-го центра 5 наркологов, 3 психолога, терапевты, другие специалисты. Мы только говорим, что без толку гонять беса, если место в душе останется пусто. В точности по Евангелию, он вернется, а то еще и не один.
— Бес это такой вонючий и с рожками?
— Да уж, на самом деле, не слишком симпатичный. Но в нашем сегодняшнем мире бесы — это наши пороки и страсти, а грех — все то, что разрывает связь с Богом, Его силой, лишает Его любви.
— А разве представители других конфессий не могут получить исцеление по вашим методикам? Вы что же, требуете: или в Православие, или…
— Никогда никого мы не заставляли креститься или перекрещиваться. Никогда я не скажу: не будет тебе помощи, потому что не так крест кладешь. Но наша программа основана именно на православных обрядах, не на вере в Бога вообще, а на воцерковлении православном. При этом сошлюсь на опыт использования нашей методики в других приходах нашей Церкви. Огромное значение имеет вера самого священника, его искренность, тот душевный настрой, с которым он совершает молебен. Эта вера обязательно передается и окормляемым, эта вера и есть основа излечения.
Как же я, православный священник, буду служить и молиться, не будучи совершенно убежденным в том, что именно Православие в наибольшей чистоте сохранило и продолжает хранить апостольскую благодать? И как же я, как врачующий духовное уязвление, не кривя душой, скажу: а, молись где хочешь и как хочешь, неважно. Я-то, не в осуждение других конфессий, уверен, что важно, что Православие в наибольшей степени отвечает нашему менталитету, что оно продолжает хранить духовные ценности. Поэтому молиться за неправославных, наверное, можно. Помочь советом, утешением… А вот применить разработанную в нашем центре методику, направить для реабилитации в одну из наших сельских общин, использовать для духовной поддержки соборную силу? Как? Если человек не принимает православие сердцем? А принял — уже не сможет участвовать в других молитвенных собраииях…
Валентин Р. (имена изменены): Прилетел сюда из Магадана. Уже потерял надежду. Дорого? Я — человек не бедный, деньги на самолет есть, но купить свободу от наркоты не могу. Не продается. Будь проклят тот день, когда долю в прибыльной коммерческой операции мне отдали героином — и … поехало. Уже не осталось никого там — ни родных, ни друзей. И вдруг — надежда. Мне одна женщина рассказала про отца Анатолия. Я сказал себе: посмотри на свое прошлое, оглянись назад, сколько ты потратил денег, пытаясь вылечиться, и что? А здесь помогают, и не берут за это ничего. В Бога я верю, хочу верить, и в церковь ходил… Не знаю, почему не помогло. Может быть, не так молился? Или еще что-то нужно… Здесь спасают, надо только верить.
Олег С. (здоровый, краснощекий, очень симпатичный): Нет, я уже, считайте, вылечился, уже года два как слез с «винта». Иногда, правда, вино пью.
Сколько был на игле? Пять лет, все уж, кажется, перепробовал. Деньги были, своя фирма. Крестился. Кстати, крестный мой, который раньше меня и подсадил на «винт», излечился. Он в церкви так молился: «Господи, убери у этого кайфа то, ради чего мне это нравится». И — дал Господь, он вылечился.
Я в церковь тоже ходил, и службы стоял, и молился. А по грехам, видно, нет исцеления. Думал, все, пропал. А тут прочитал книгу «Православные колдуны: кто они?» Зацепило. Узнал адрес центра, попал на прием к батюшке.
А вы бывали здесь на специальном молебне? Это же такое, такая атмосфера… И теплом будто окатывает. Впрочем, не объяснишь. Сейчас пришел к батюшке посоветоваться, помощи просить: у одной моей родственницы проблема с сыном.
Написать обо всем, что со мной случилось для газеты, другим в назидание, что ли? Ну, если батюшка благословит… А вообще-то, повторяю, грехов у меня еще полно. Еще их избывать да избывать. А на молебен вы все же приходите. Словами-то не расскажешь.
Опубликовано в газете «Пока не поздно — Москва», № 3 (15), март 2008 года
ВНИМАНИЕ!
Душепопечительский православный центр святого праведного Иоанна Кронштадтского в настоящее время испытывает тяжёлые финансовые затруднения — нечем платить зарплату сотрудникам, практически отсутствуют средства на оплату аренды снимаемых для богоугодных нужд помещений. По благословению руководителя Центра, игумена Анатолия (Берестова), обращаемся ко всем православных христианам, способным оказать материальное содействие в деятельности нашей обители. Поддержите нашу работу! Мы, как и прежде, принимаем всех страждущих бесплатно. Несмотря ни на какие трудности, будем стараться делать это и впредь.
Сотрудники Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, г. Москва.
Телефон регистратуры: 8 (495) 676 67 63
Реквизиты для материальной помощи
Юридический адрес:
|
109 044, г. Москва, Крутицкое Патриаршее Подворье,
ул. Крутицкая, д. 17, стр. 5
|
Получатель
|
Душепопечительский Православный Центр
Люблинское ОСБ № 7977/0163 г. Москва
|
Расчетный счет
|
40 703 810 438 160 097 280
|
ИНН/КПП
|
7 705 331 389/770501001
|
Банк Получателя
|
Сбербанк России ОАО г. Москва
|
БИК
|
44 525 225
|
Кор. счет
|
30 101 810 400 000 000 000
|
Назначение платежа
|
Пожертвование на уставные цели Центра
|