Русская линия | Петр Маслюженко | 21.07.2009 |
10 июля, в день преподобного Сампсония странноприимца, пришедшийся на день сражения под Полтавой, в киевском Российском центре науки и культуры открылась научно-практическая конференция «Полтавская битва. Взгляд из современности. Год 2009» и Внеочередное заседание Всеукраинского Координационного Совета организаций российских соотечественников.
Застрельщиком конференции выступила кафедра истории России Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, которую возглавляет профессор В. М. Духопельников. В сущности, киевская конференция стала своеобразным вторым, но более мощным актом проведенной 21 мая 2009 г. в стенах ХНУ им. Каразина (совместно с Белгородским государственным университетом России при поддержке Русского национально-культурного общества Харьковской области) научно-практической конференции «300 лет Полтавской битвы: взгляд через столетия» В Харькове полтора месяца назад приняли участие представители 5 городов — включая Москву, Белгород, Полтаву, Симферополь.
Киевская, сильно расширенная в представительском смысле, конференция показала общественную актуальность и значимость темы, о чем свидетельствовали как внешние атрибуты: плакаты «Виват, Полтава!» и «Полтава — великий подвиг!», так и яркие, интересные, изобилующие фактами выступления участников форума.
Деятельное участие в конференции, на которую собралось около сотни ученых, писателей, общественных деятелей и журналистов, приняло Посольство России на Украине, представленное на форуме советником-посланником Посольства Российской Федерации в Украине Всеволодом Лоскутовым с коллегами.
От харьковчан в работе форума приняли также депутаты Харьковского областного совета В. Алексеев (с докладом на пленарном заседании — о битве под селом Городее возле Краснокутска), И. Массалов, писатель С. Минаков.
Один из самых известных в наших странах исследователь истории Полтавской битвы москвич В. Артамонов, доктор наук, ведущий сотрудник института истории РАН, не только сделал доклад, но и представил крупноформатный фундаментальный иллюстрированный том «Полтава. К 300-летию Полтавского сражения» (Москва, «Кучково поле», 2009, тираж 2000), в который включены более двух десятков современных исследований о юбилейной теме.
Некоторые авторы сборника активно участвовали в киевской конференции. В частности, своими яркими и содержательными сообщениями отметились полтавские ученые — В. Молтусов, рассказавший о новом подсчете численности русских войск в Полтавской битве, Ю. Погода, совершивший вояж по всем населенным пунктам, связанным с эпизодом Северной войны на территории Малороссии (даже по пути бегства Карла и Мазепы в направлении Турции) и живо поведавший ситуацию в Полтаве и вокруг нее накануне битвы. Да и кому, как не полтавчанам, живущим в историческом месте, было сообщить о самых интересных, новых находках и открытиях, связанных с Полтавской викторией. Председатель Русской общины Полтавской области В. Шестаков, постоянно ведущий полемику с той украинской прессой, которая, исполняя новейший политический заказ, старается всячески извратить исторический смысл юбилейного события, в своем выступлении остался верен своей позиции и как автор представленного В. Артамоновым сборника.
Кстати, пахнущий краской красивый том был вручен всем участникам конференции, так же как и брошюра «Вторжение шведской армии на Гетманщину в 1708 г. Образы и трагедия гетмана Мазепы» (авторы В. А. Артамонов, К. А. Кочегаров, И. В. Курукин, Санкт-Петербург, РАН, институт Российской истории), выпущенная тиражом 780 экз. издательством «Русская симфония» и Обществом памяти игумении Таисии.
Оставив до поры приведенные свидетельства ужасающих картин злодеяний шведских оккупантов на территории Малороссии, приведем цитату о ситуации в Батурине, которую дает В. Артамонов в своей статье, помещенной в упомянутой брошюре. Исследоавтель взял ее, в свою очередь, в Черниговских губернских ведомостях, за 1850 г.: «…жители „непокоренной столицы непокоренного народа“ оставались на стороне православного царя. Нарушить присягу и крестоцелование считалось тяжким грехом даже в глазах сердюков, но поднять бунт против Чечеля они не могли. Однако из верхушки казаков наказной прилуцкий полковник Иван Яремович Нос открыто воспротивился мазепинцам, за что был прикован верхом на пушку. Этот особый вид пытки трудно было вытерпеть более 3 часов».
И коль речь у нас зашла о трагедии Батурина (напомним, что эту крепость разгромил граф А. Меньшиков, учинив над оборонявшимися неадекватную расправу «за измену»), то подчеркнем, что в трагедии Батурина вина лежит и на Мазепе.
Приведем слова известного украинца, кстати, выпускника Киево-Могилянской академии, не пожелавшего перейти в католицизм, епископа Русской церкви Феофана Прокоповича, сказанные в адрес Мазепы три века назад: «[Никто] не радуется крови братней, елико неповинне пролияся, но да вопиет она на главу твою, безсовестный предателю!… Ты, ты, Иудо злочестивый, в первоначальном малороссийском граде не иностранным, но домашним нашим устроил. место погребения».
Потому и актуально прозвучали выступления на конференции двух священников Украинской православной церкви — киевлянина о. Александра и одессита о. Андрея (Новикова). Оба ярко, публицистично расставили акценты на теме снятия анафемы с гетмана Мазепы.
Полемика разгорелась в предъюбилейные дни на различных сайтах, и известны публичные высказывания и подробные комментарии о. Андрея позиции председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна), который заявлял, что «с анафеманствованного гетмана Ивана Мазепы может быть снята анафема, когда вокруг этого вопроса закончатся политические споры». От себя отметим, что позиция арх. Кирилла (Говоруна) почти совпадает с видением темы В. Ющенко, безрезультатно ходатайствовавшего в 2008 г. по этому поводу перед Святейшим Патриархом Алексием во время личной встречи в Москве.
Констатация смещения некоторой части руководства УПЦ к оправдательным суждениям изменнической стороны (а как иначе это можно комментировать?) убеждает нас о том, что среди епископата УПЦ имеют место центробежные тенденции. Повторим, что уже говорилось до нас: священнослужителям УПЦ не следует участвовать в оранжевых политических подтанцовках.
Член Синодальной Богословской комиссии Московского Патриархата клирик Одесской епархии УПЦ МП протоиерей Андрей Новиков на пленарном заседании киевской конференции назвал ясные причины, по которым И. Мазепа был предан анафеме: клятвопреступление (то есть нарушение клятвы-присяги Российскому Государю, данной на Евангелии, с целованием Креста), а также уничтожение православных храмов (которое осуществляли шведские оккупанты на территории Малороссии), поскольку выступая на противной, шведской, то есть протестантско-лютеранской стороне, фактически изменник выступил против своей веры. «Анафеме Мазепа был предан действительно за союз с лютеранином, что является известным фактом, и не понимаю, как его можно отрицать, а также не за передачу храмов лютеранам, а за то, что приведенный Мазепой Карл „места святая осквернил и разорил“, — это также доказанный исторический факт. Кроме того, анафема Мазепе зафиксирована в богослужебном Предании Церкви, которое не может быть признано ошибочным, и подлежать пересмотру», — отметил о. Андрей и снова подчеркнул: «Нарушение клятвы карается канонами святой Церкви, а потому является каноническим преступлением, точно так же, как и нарушение клятвы бывшим Киевским митрополитом Филаретом Денисенко».
Предъявляя публике сборник «Полтава. К 300-летию Полтавского сражения» С. Пантелеев, который проводил 10 июля пленарное заседание конференции, остановился на одной знаковой публикации в этом томе, откомментированной А. Казакевичем. Это церковная «Служба благодарственная о победе над шведами под Полтавой в 1709 г.», которая была составлена страстным врагом протестантизма архимандритом Феофилактом Лопатинским, в его бытность тогда ректором Славяно-греко-латинской академии. Работа архимандрита велась в 1709 г. по личному распоряжению Петра I, который принял участие и в редактировании текста Службы, и даже со временем, после заключения Ништадтского мира, в 1724 г., «возымел желание смягчить антишведскую и противолютеранскую направленность службы».
Это обширное церковно-службное сочинение представим здесь небольшой, но впечатляющей цитатой: «Вси окрестнии народы, хотящии брани, вострепещите, видяще, яко Бог поборствует по нас. Всяк православный да воспоет дивное Божие смотрение, устроившее верным славу, еретиком же студ и пагубу. Препрославлен еси, Гсподи Боже наш, даровавый крепость на враги благословенному царю нашему Петру, якоже Давиду на прегордаго Голиафа, осенил еси над главою его в день брани, препоясал еси немощныя силою свыше, и теми всю дерзость вражию низложил еси, многомилостиве, слава Тебе».
Подарены были участникам конференции и диски с видеофильмом «Комендант Полтавы. Дневник обороны крепости», созданным по благословению Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира и развенчивающим прежние представления о полковнике А. Келине как «отсидевшемся» в осаде.
Полтавский историк Ю. Погода, представлявший собравшимся этот фильм, еще раз обратил внимание собравшихся, что точной датой дня Полтавского сражения следует считать все-таки не 8 июля (27 июня по старому стилю), а 10-е. Потому что во всех подобных случая следует исходить из русских святцев. А из свидетельств, из писем участников событий трехсотлетней давности следует, что сражение произошло в день памяти преподобного Сампсония странноприимца. В сегодняшнее нашем календаре — это 10 июля.
Собрание отметило, что устроители конференции замечательно подгадали дату ее открытия — именно 10-го июля.
Среди участников конференции был замечен академик П. Толочко.
Народный депутат, историк В. Колесниченко в своем выступлении высказал пожелание, чтобы все важные открытия ученых, проливающие свет на события трехвековой давности, были доведены до сведения общественности — через СМИ, чтобы сегодняшним фальсификаторам истории противопоставить правду фактов.
В докладах некоторых выступавших была затронута тема так называемого «шведско-украинского союза». Докладчики расценили это словосочетание, введенное Ющенко и его клевретами в современный политический обиход, как некий нонсенс. Объяснения тут простые: Украины три века назад не существовало — ни как термина, ни как государства, ни как иного субъекта, политического или военного. Кроме того, это были несопоставимые уровни: император Карл II, победитель Европы, «порвавший» накануне Речь Посполитую, олицетворяющий военную мощь Швеции, победившей в 30-летней всеевропейской войне, и некий гетман Мазепа, человек хоть и награбивший со своих несчастных территорий немало добра (а церкви возводивший, кстати, не за свои средства, а за «бюджетные»), но никак не рассматривавшийся как равноправный субъект диалога. Он мог только как шакал Табаки из сказки «Маугли» пресмыкаться перед гегемоном и супостатом.
Примечательно и характеристично, что В. Ющенко с невероятным антиисторическим упорством придает исторически-юбилейный характер и муссирует тему «шведско-украинского союза», от которой политики и историки, скажем, Швеции, отмахиваются как от неприличного жужжания.
В субботу 11-го июля конференция переместилась в Полтаву, где участники посетили памятные места, посвященные Полтавской битве, где возложили венки и цветы; приняли участие в работе круглого стола Полтавской секции конференции, прошедшего в рамках конференции. 12-го, снова в Киеве, в день Петра и Павла, заседания продолжались посекционно.
Несомненен общий вывод конференции: есть великая правота в словах Петра Великого, назвавшего Полтавскую победу Русским Воскресением. Поскольку именно с этой победы Россия оформилась как важный геополитический субъект.
Решительно и логично выглядит предложение Всеукраинского Координационного Совета организаций российских соотечественников о присвоении Полтаве Почетного наименования ГОРОДА РУССКОЙ СЛАВЫ и об учреждении 10 июля Дня Полтавской победы — как праздника русского народа Украины.
В приветственном послании киевской конференции, пришедшем от Председателя Президиума Международного совета российских соотечественников графа П.П. Шереметева (чей прямой предок принимал активнейшее участие в Полтавской кампании), говорится: «Именно победа под Полтавой стала мощным знаменателем, который привел к духовному единению русских и украинцев. Для наших народов это земля, политая потом и кровью наших общих предков в борьбе с агрессорами. Наши народы с честью отстаивали свою правду, свое право мирно жить и творить на земле, на которой зародилась Русь Православная. Именно поэтому нельзя допустить, чтобы нашу общую славу сейчас использовали для того, чтобы разъединить нас, посеять непонимание и рознь, не допустить искажения исторических фактов и отрицания побед русского оружия. Я благодарю вас за то, что вы остаетесь верными отеческим заветам и славным историческим традициям. Именно на вашей земле особенно ярко и осязаемо приходит сознание того, что будущее Украины — в крепком союзе с Россией».
Наш общий сегодняшний путь к низложению «всей вражьей дерзости» только начался. Но вектор — внятен, определен. Останавливаться — нельзя.
http://rusk.ru/st.php?idar=156061
|