Православие.Ru | Юрий Данилец | 21.07.2009 |
В 1903 году в Великие Лучки из Америки вернулись уезжавшие туда на заработки Георгий Рубиш и Иван Газий. Они привезли с собой книгу священника Алексия Товта «Где искать правду?», которая была направлена против унии[1]. Труд отца Алексия Товта имел большое значение для расширения православного движения. 10 июля 1903 года греко-католический епископ Юлий Фирцак направил папскому капеллану Василию Гаджеге письмо, в котором просил изучить книгу «Где искать правду?» и подготовить близкую к содержанию прокламацию, направленную против Православия[2]. Спустя некоторое время была издана небольшая брошюра, под названием «Бери-читай!», без данных об авторе, тираже и годе издания. Книжица была написана народным языком в виде вопросов и ответов и разделялась на 16 параграфов. В ней анализировались причины православного движения среди русинов, давались советы верующим-униатам, как бороться с «этой опасной болезнью и победить ее».
В письме от 19 декабря 1903 года к униатскому епископу мукачевский окружной начальник Ласло Горват писал, что в Великих Лучках сельский советник Андрей Попадинец обнаружил тайное собрание крестьян в доме Георгия Рубиша. Сельский советник сообщал, что разговаривал с Георгием Рубишем, и тот заявил, что хочет вырвать народ из нынешнего религиозного состояния и наставить его в «русской религии». У названного в письме крестьянина был проведен обыск и изъято следующее: портрет российской царской семьи, житие святого Василия Великого в московском издании, четыре книги, изданные в Сергиевском монастыре в России, периодические издания из Черновцов и России, книга Алексия Товта «Где искать правду?», 12 обрядовых книг киевского издательства, заявление о вступлении в Православную Церковь, подписанное 54 жителями Великих Лучек, образцы заявлений о выходе из унии, рукопись на русским языке[3]. 28 декабря 1903 года епископ Юлий Фирцак просил мукачевского окружного начальника Ласло Горвата подавить в зародыше православное движение в Великих Лучках[4].
19 января 1904 года 60 человек явились к сельскому священнику Михаилу Бачинскому и заявили о переходе в Православие. Бережский жупан об этом эпизоде так сообщал главе правительства Венгрии: «Это движение исключительно религиозное и основано на том, что греко-католическое священство берет высокую плату от верующих за требы, поэтому против них так сильно настроилось бедное население, которое легко поймалось на удочку православной пропаганды, которая обещала, что когда люди перейдут в Православие, их освободят от лишних обязанностей относительно содержания пароха"[5].
Через некоторое время жупан писал премьеру Венгрии: «Греко-католическим священникам от дома платится коблина и рабочие дни, а затем штола и разные оплаты. Они такие большие и такие неоднозначные, что являют собой для народа непосильное бремя. В русинских селах говорят, что одни похороны загонят в долги, а после двух остаешься без скота, а третьи заберут и землю. Высшие церковные круги в эти дела не хотят вникать. Священники богослужение отправляют несоответственно, парохию часто бросают на целые недели, обряды своевольно ради собственной выгоды сокращают"[6]. В том же источнике дана следующая характеристика лучанского священника Михаила Бачинского: «Это алчный человек, который выискивает только пользу; его презирают верующие, и он не имеет на них влияния. Он заботится только о собственной выгоде"[7].
Секретарь бережского жупана Орест Сабов в 1903 году назвал следующие причины православного движения в регионе: 1) конгруа[8], коблина, неустроенность штолы, 2) греко-католические священники выделились в отдельную касту, которая не знает, как подойти ни к народу, ни к обществу, живет и действует без цели и назначения; большинство учеников идет учиться на священника без призвания и без чувства долга; свою должность почти каждый священник часто считает средством для пропитания, с помощью которого можно хорошо и с выгодой для себя жить; религиозность народа и обряды использует только для того, чтобы иметь с этого материальную выгоду и обеспечить себе хорошие доходы, 3) пропаганда панславизма и прочее.
Чтобы исправить ситуацию и прекратить православное движение, Орест Сабов предлагал не только упорядочить конгруа, коблину и тому подобное, но и установить над священником и народом постоянный надзор и руководство[9].
18 марта 1904 года бережский жупан в письме епископу Юлию Фирцаку сообщает о переписке жителей Великих Лучек с Димитрием Пебе, прежним священником Мукачевской епархии. Димитрий Пебе, служивший преподавателем теологии в России, призывал крестьян к переходу в Православие, обещал прислать священника и помочь в материальном отношении[10].
Позицию венгерского Министерства культов и народного образования относительно православного движения в Северо-Восточной Венгрии, и в частности в Великих Лучках, четко характеризует письмо Мукачевскому епископу от 16 июня 1904 года: «Я верю, что вы имели возможность убедиться в том, что власть вообще относится к греко-католической Церкви доброжелательно, и особенно по тому, какой силой она борется против схизматического движения, которое за последнее время распространяется в Верхней Венгрии и которое подвергает в первую очередь опасности мир Католической Церкви"[11].
Из Министерства культов и народного образования сообщали также о результатах расследования по делу православного движения в Великих Лучках: «Что касается книг, конфискованных у Георгия Рубиша, то они по содержанию не являются антигосударственными, но как такие, которые выступают против католицизма, запрещены на территории епархии. В ходе следствия из допросов выяснилось, что они из завещания и их заказал из Киева греко-католический учитель для лучанской церкви. Выяснилось и то, что эти книги, запрещенные в епархии, находятся не только в Великих Лучках, но и в мукачевской, биксадской и Мария-Повчанской церквях, которые принадлежат греко-католическим монахам"[12]. Работник министерства рекомендовал епископу ликвидировать эти книги и наказать греко-католического учителя.
Православное движение из Великих Лучек распространилось на село Горонда, где в конце 1903 года тоже появилось православное движение. Здесь оно также носило социальную окраску. 20 марта 1904 года мукачевский окружной начальник просил губернатора помочь ему в борьбе против православных этого села[13]. Жители села 13 марта 1904 года написали анонимное письмо на имя греко-католического епископа, где выступили против униатского священника Ивана Уйгели. Крестьяне обвиняли пароха в финансовых злоупотреблениях, вымогательстве и прочем. Епископ приказал расследовать факты, о которых говорилось в письме, лучанскому священнику Михаилу Бачинскому. Он впоследствии сообщал епископу, что главная причина недовольства крестьян — перевод учителя-кантора Мигаля Шелестеи в Велятино, и потому родной брат учителя, Георгий Шелестеи, начал борьбу против священника[14]. Главные инициаторы движения заявили, что в случае неудовлетворения их требований о переводе священника и возвращении учителя, они присоединятся к православной общине Великих Лучек. Кроме Георгия Шелестеи, инициаторами православного движения были Иван Мучичка и Василий Линтур. Михаил Бачинский, защищая священника Ивана Уйгели, писал: «Он в том, в чем его обвиняют, совсем невиновен, его верующие не могут иметь причину быть недовольными, потому что их священник трезвый человек, свои обязанности всегда и все выполняет, своих верующих чутко окормляет. Несмотря на это, ненависть к нему такая большая, что за краткое время вряд ли примирятся. Пожалуйста, переведите его на лучшие бенефиции"[15].
Расследованием причин православного движения в Горонде занимался и бережский жупан. 17 мая 1904 года в письме к Мукачевскому униатскому епископу он называл главные причины перехода в Православие: недовольство крестьян вызвало участие священника в невыгодный сделке с покупкой земельного владения для сельской общины, небрежное отношение к работе в школе, пренебрежительное отношение к народу[16]. Дело в том, что на границе сел Великая Бигань и Косино при содействии священника у землевладельца Дерчени был куплен участок размером в 900 гольдов за 280 000 крон. В жалобах крестьяне убеждали епископа, что Дерчени во время приезда в Горонду постоянно останавливался у священника, и это доказывает личную заинтересованность священника в данной сделке[17].
Невзирая на давление со стороны священника, окружного и жупанатского управлений, православные верующие Великих Лучек подали заявление Министру культов и народного образования, в котором просили принять к сведению, что они из греко-католической Церкви перешли в Сербскую Православную Церковь и создали в селе отдельную парафию. Вместе с этим они просили дать разрешение на объявление конкурса с тем, чтобы можно было выбрать священника[18].
В письме к вице-губернатору лучанский греко-католический священник Михаил Бачинский категорически выступал против просьбы православных крестьян. Он мотивировал свое мнение следующими аргументами: «1) Закон N 53 от 1868 года устанавливает, что о своем желании перейти в другую религию нужно заявить в присутствии двух свидетелей перед священником своей церкви. Через 14 дней после первого заявления и не позже чем через 30 дней также в присутствии двух свидетелей опять должно перед священником парафии заявить, что остаешься при желании перехода. От священника, перед которым было высказано желание перехода, или от присутствующих свидетелей получается свидетельство, которое передается священнику того вероисповедания, в которое есть желание перейти. После этого любая Церковь может принять в свои ряды верующего, а священник, который принял нового верующего, обязан сообщить о приеме тому священнику, к приходу которого верующий до этого времени принадлежал"[19].
Далее Михаил Бачинский утверждал, что показания заявителей о том, что в Великих Лучках в 1903 году перешло в Православие на законных основаниях 111 человек, являются безосновательными. Он убеждал, что 11 февраля 1904 года к нему приходили только шестеро человек: Иван Шостак, Степан Волошин, Петр Фенчак, Андрей Балог, Петр Панльо, Георгий Балко. Повторно эти верующие к нему не приходили. Относительно заявления, посланного в Министерство, он писал, что оно было подписано десятью крестьянами, из которых только лишь трое окончательно покинули унию. Священник предлагал привлечь к ответственности других семерых крестьян, которые исполняли требы по греко-католическому обряду[20].
Из письма видно, что священник давал православному движению политическую окраску: «Предполагаю, что они не будут удовлетворены сербским священником, а со временем будут желать иметь православного русского священника. А в этой возможности лежит зародыш великой опасности. В этом можно не сомневаться: если руководство новой церкви придаст большое значение ранее посеянному семени, отмене церковных налогов, то обеспечит симпатию и будущее антигосударственным национальным тенденциям"[21].
Выполняя просьбу священника Михаила Бачинского, вице-губернатор Иштван Гулачи 9 сентября 1905 года отослал министру культов и народного образования письмо под грифом «конфиденциально». В письме вице-губернатор сообщал, что мукачевский греко-католический епископ и священник из Великих Лучек просили не обнародовать заявителям все содержание заявления об образовании православной парафии, мотивируя свою просьбу тем, что оно будет способствовать антигосударственным выступлениям[22]. Иштван Гулачи утверждал, что православное движение является порождением иностранной агитации и финансируется из неизвестного источника: «Народом руководит не религиозное убеждение, а неудовлетворение государственными и общественными порядками, и исправление своей обиды он ожидает от царя. Я осуждаю это движение не со стороны свободы совести и вероисповедания, которые я беспрекословно и без ограничений уважаю, а осуждаю как антигосударственное движение и так хочу с ним справиться. Несомненно, что открытая православная церковь явится рассадником великорусской идеи и великорусских стремлений"[23].
Следствием данного письма стало то, что Министерство культов и народного образования отказало крестьянам Великих Лучек в признании православного прихода. Православные были вынуждены в случае необходимости в церковных требах обращаться к священникам в Будапеште, Мишкольце, Сегеде[24]. Премьер-министр Венгрии нашел выход из ситуации в том, что принудил графа Шенборна продать крестьянам часть неурожайных земель[25]. Этот шаг несколько замедлил развитие православного движения в Великих Лучках.
Однако в 1906 году жители Великих Лучек официально вышли из греко-католической Церкви, создав общину и присоединившись к Сербской Православной Церкви. Это изменение вероисповедания и церковной юрисдикции было проведено согласно действующему законодательству, о чем свидетельствует документ, выданный государственным королевским публичным нотарем в Мукачеве Юлием Надем от 2 мая 1906 года за N 155/1906[26]. Согласно этому документу, православные жители Великих Лучек были присоединены к православному приходу в г. Егер (Венгрия; юрисдикция СПЦ)[27].
_________________________________
[1] Василий (Пронин), архимандрит. История Православной Церкви в Закарпатье. Киев, 2005. С. 442.
[2] Государственный архив Закарпатской области (далее — ГАЗО). Ф. 151. Оп. 2. Д. 947. Л. 25.
[3] ГАЗО. Ф. 151. Оп. 2. Д. 907. Л. 1−2.
[4] Там же. Л. 4.
[5] Пап С., священник. История Закарпатья: В 3-х т. Ивано-Франковск, 2003. Т. 3. С. 543.
[6] Там же.
[7] Там же. С. 544.
[8] Конгруа — священническое жалованье.
[9] Пап С., священник. История Закарпатья. С. 544.
[10] ГАЗО. Ф. 151. Оп. 2. Д. 1334. Л. 8.
[11] Там же. Л. 11.
[12] Там же. Л. 11 об.
[13] ГАЗО. Ф. 151. Оп. 2. Д. 1335. Л. 3.
[14] Там же. Л. 2.
[15] Там же. Л. 2 об.
[16] Там же. Л. 11−11 об.
[17] Там же. Л. 14−15 об.
[18] ГАЗО. Ф. 151. Оп. 2. Д. 1708. Л. 4.
[19] Там же.
[20] Там же. Л. 4 об.
[21] Там же. Л. 5.
[22] Там же. Л. 7.
[23] Там же. Л. 7 об.
[24] Семедий И., священник. Православие в Великих Лучках // Церковный календарь на 1943 год. Мукачево, 1942. С. 74.
[25] Пап С., священник. История Закарпатья. С. 544.
[26] О юридическом положении нашей Православной Церкви в Подкарпатской Руси // Православный карпаторусский вестник. 1936. Март-апрель. С. 3.
[27] История Православной Христианской Церкви, для карпаторусских учеников народной и гражданской школы. Ужгород, 1936. С. 41.