Русская линия
Радонеж Сергей Худиев20.07.2009 

Швейцарская Нараяма

Внимание мировой прессы в последние несколько дней привлекло самоубийство пожилых британских супругов, которое они совершили в швейцарской клинике «Дигнитас», предлагающей услуги по так называемой «эвтаназии» — умерщвлению тяжело больных людей с их согласия. Как сообщают газеты, 85-летний дирижер и его 74 летняя супруга выпили «немного прозрачной жидкости», легли на кровати, взявшись за руки, через две минуты погрузились в сон, а еще через десять минут оказались мертвы.

За всем этим — как сообщается, «со слезами на глазах» наблюдали их дети; как заметил их сын (надо думать, рыдая) «это очень цивилизованный способ окончить свою жизнь, и я не понимаю, почему законы Британии не допускают этого». В самом деле, везти престарелых родителей в Швейцарию, чтобы там поднести им «немного прозрачной жидкости» довольно утомительно.

Клиника «Дигнитас» довольно дорогое заведение; за умерщвление одного человека надо заплатить $ 6,570; однако сама эта практика вызывает воспоминания об обычае, существовавшем в некоторых очень бедных местностях. Вспоминается, как несколько лет назад на наших экранах шел японский фильм «Легенда о Нараяме». События фильма развиваются в позапрошлом веке в бедной японской деревушке, балансирующей на грани голодной смерти. Жители деревни выбрасывают новорожденных младенцев в поле, а стариков отправляют на гору Нараяма — чтобы они умерли от холода. Зрители ужасались жестоким обычаям, но вину жителей деревни отчасти смягчала их нищета. Теперь же мы видим, как во всех развитых странах, куда как далеких от голода (как и у нас, в России), множество детей убиваются абортами, а обычай убивать бесполезных стариков, хотя и не введен повсеместно, уже широко пропагандируется как последнее слово свободы и прогресса. Уже не нищий крестьянин на своем горбу тащит престарелую мать в горы, но прекрасно обеспеченный европейский горожанин везет ее в швейцарскую клинику.

Мне могут возразить — речь идет не о том, чтобы убивать стариков, но о том, чтобы обеспечить им — только и исключительно с их согласия и по их решительному желанию — безболезненную смерть. Этот довод — ложь. И нам следует объяснить, почему. Британские супруги объяснили свое желание умереть тем, что они устали бороться с проблемами со здоровьем. Но это едва ли можно счесть основной причиной. Бывает, что молодые, полные сил, физически здоровые и привлекательные люди в самом цвету юности совершают самоубийства; бывает, что люди, находящиеся в ужасающем физическом состоянии, живут осмысленной и плодотворной жизнью (наиболее известный пример — Стивен Хокинг). Кстати, уникальные научные достижения Хокинга связывают с тем, что у него развилось пространственное воображение после того, как он не смог уже держать в руках ручки.

То есть помимо физического здоровья, люди для того, чтобы выжить, нуждаются в чем-то еще — в сознании того, что их жизнь осмысленна, нужна и принята их ближними. Можно убить человека, лишив его куска хлеба; и можно убить его, лишив человеческой солидарности. Человек, которого подталкивают к «цивилизованному выходу» жертва убийства, а не только самоубийства. Более того, многие сторонники эвтаназии — такие, например, как британский философ баронесса Уорнок, и не скрывают, что речь идет вовсе не об избавлении стариков от страданий, а об избавлении общества от стариков. По словам баронессы, которые приводит, в частности, газета The Telegraph, старики, страдающие ослаблением мыслительных способностей (деменцией) просто обязаны совершить самоубийство — независимо от того, страдают они или нет, так как на них впустую уходят ресурсы их близких и государственного здравоохранения.

Археологи, производившие раскопки захоронений 1-го века в Палестине, обнаружили две важные особенности жизни современников Господа Иисуса. Во-первых, люди в то время жили очень трудно, их кости сохранили на себе следы периодического недоедания, даже голода. Во-вторых, люди с тяжкими увечьями, которые делали их явно нетрудоспособными, доживали до глубокой старости — то есть соплеменники кормили их из своих скудных запасов.

Вообще говоря, по наблюдениям археологов, производивших раскопки в разных странах и исследовавших захоронения разных эпох, самых примитивных людей от самых продвинутых животных отличали две вещи — во первых, они хоронили умерших с явными изъявлениями веры в посмертное существование, во вторых — они заботились о покалеченных соплеменниках. Бывают культуры, в которых один (или оба) этих признака человечности отсутствуют; причем готовность заботливо проводить стариков на гору Нараяма, похоже, не зависит от уровня достатка — это может быть и умирающая с голоду японская деревня позапрошлого века, и процветающая Британия, где за нараямизацию стариков готовы выложить по $ 6,570 за каждого.

Комментаторы твердых атеистических убеждений обычно пишут об этом событии «ах, как замечательно, нам пора окончательно избавиться от религиозных предрассудков, осуждающих самоубийство, моя жизнь — мой выбор». Беда в том, что это не только выбор самого человека. Это выбор окружающих — поддерживать ли, материально и эмоционально, страдающего человека куском хлеба и добрым словом, или нет.

Когда старикам и калекам с готовностью предлагают «цивилизованный выход», дети готовы поднести родителям стакан «с небольшим количеством прозрачной жидкости», это не признак прогресса, это признак тяжкой деградации. Это отказ даже не от религии — это отказ от человеческой солидарности.

Просто так получается, что последним бастионом этой человеческой солидарности оказывается религия. Путь от безбожия к бесчеловечности оказывается недолгим.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3096


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru