Православие и современность | Татьяна Шокина | 17.07.2009 |
У каждого крестоходца свои причины, по которым он присоединяется к крестному ходу. Между собой участники этих причин не обсуждают. Надо, важно, хочу, мне здесь хорошо, нравится — и без деталей. Я попробовала поспрашивать братьев и сестер (во время пути мы так друг друга называем), почему решили идти, в чем причина участия в таком, как кажется со стороны, физически тяжелом и долгом испытании. Настороженно смотрели на меня мои собеседники. Кто-то категорически отказывался отвечать на вопросы на эту тему, кто-то все же поделился сокровенным — под мое честное слово, что не буду называть имен. Таких было немного — всего человек десять. В сравнении с общим числом постоянных участников, которые шли от начала и до конца или хотя бы по нескольку дней, это очень мало. Но, может быть, хоть некоторые мои наблюдения помогут кому-то отбросить сомнения и встать в колонну, каждый год идущую из Саратова в Вавилов Дол.
Большинство людей идет из-за скорбей. Так сложилась жизнь, что со всех сторон у человека — скорби и трудности. Это может быть и здоровье, и проблемы с родственниками, и потеря работы, и тоска, и многое другое. И тут узнает человек о крестном ходе, и появляется в сердце чувство: это именно то, что поможет, научит терпению, укрепит силы — и тогда я смогу нести свой крест дальше. А когда думаешь о том, какой крест, какие страдания пришлось вынести тем, кому посвящен наш крестный ход — новомученикам и исповедникам Российским, на свои «беды» смотришь совсем по-другому.
С какой бы скорбью ни отправился человек в крестный ход, во время пути его ждет радость. Радость — несмотря на мозоли, на боль в мышцах, непривычных к подобным физическим нагрузкам, на жару, на холод и дождь, на промозглый ветер. Но такая радость свойственна только тем, кто настроен не на саможаление и нытье — а на надежду на Господа и на милость Божию к любому грешнику. И все же каждого крестоходца хоть раз за время пути посещала мысль: «Зачем я здесь? Зачем мне это?» и т. д. Гнать такие мысли скорей! Они не от Бога.
Есть в крестном ходе человек, и он ходит уже далеко не первый год, для которого этот крестный ход является покаянным. Его прадед в свое время принимал участие в гонениях на Русскую Православную Церковь. Предков не выбирают. Новомученики и исповедники Российские, сонм которых венчают святые царственные страстотерпцы, — рядом с Господом, их души в раю. Но ведь кто-то должен молиться и об упокоении душ тех, кто в советские времена был гонителем веры, а не ее исповедником? Последний российский император молился о врагах своих — ибо не ведали они, что творили.
У тех, кто идет в крестный ход не в первый раз, я спрашивала о том, как в сравнении с прошлыми годами проходит нынешний крестный ход. Вот интересное наблюдение: если ты идешь первый раз — тебе легко, тебя Господь несет и благодатью покрывает. Второй раз — самый тяжелый: возможно, будут уныние и тоска. Надо смириться и перетерпеть. В следующие крестные ходы этих трудностей, как правило, уже не бывает.
Кто-то решился пойти, чтобы узнать, что же это такое — крестный ход. И не жалеет о том, что пошел. Говорит: «Именно в крестном ходе я понял, что значит жизнь истинная, а что — суета». Это я слышала от многих крестоходцев. Душа человека по своей природе христианка, ее тянет к своему Создателю, а в крестном ходе появляется максимальная возможность быть ближе к Богу через ежедневное принятие Святых Христовых Таин, через постоянную молитву.
Здесь мало разговоров. Здесь ценится молчание, от которого молитва идет лучше. Именно в крестном ходе Господь дает человеку возможность глубже понять заповеди Божии, приобрести ценный опыт духовной жизни — в обычной жизни такой опыт нарабатывается годами. Крестный ход создает условия для того, чтобы в молитве не отвлекаться мыслями о делах (ведь дела, заботы и хлопоты остались дома, и с каждым шагом, с каждым километром они все дальше и дальше), не отвлекаться на мечтания. И слова молитвы из молитвослова — это уже и твои слова. Счастлив тот, кто почувствовал это!
Немало таких, кто для того, чтобы пойти в крестный ход, берет отпуск. Знаю по прошлому году: выходит такой человек на работу, и слышит: «Сразу видно — из отпуска: посвежел, отдохнул!». И это несмотря на серьезную физическую нагрузку, на дискомфорт походного быта. Потому что — душе хорошо. Рядом — духовно близкие люди. В одном из прошлых крестных ходов молодой человек увидел родную душу в девушке из своего же села, с которой был знаком и раньше. Теперь они — муж и жена. И каждый год вместе идут в этот крестный ход, и благодарят Господа за то, что нашли друг друга, и испрашивают помощи для своей семьи — этой малой Церкви. Они — не единственные супруги среди крестоходцев. Все больше людей идут в крестный ход именно всей семьей, с детьми, причем не только подростками — в нашей колонне были и восьми-, и шестилетние.
Ежедневно приступать к Святой Чаше очень страшно, а значит, надо тренировать свою волю и чувства во внимательной жизни, стараясь как можно меньше согрешать. Совсем не грешить мы не можем. Так уж устроено в жизни, что сначала «ослаби», потом «остави», а потом «прости» — мы просим у Господа нашу страсть сначала ослабить, и только потом она будет оставлена. И уж где-где, как не в крестном ходе тренировать сердце и душу в любви к Богу и ближнему. Раздражаться — но с каждым днем все меньше и меньше, осуждать — но не так сильно, как раньше. А еще отвечать друг другу так, как будто говоришь с самим Господом. Ведь человек — это образ и подобие Божие, так неужели я посмею грубить, не помогу в трудную минуту, не поддержу словом, если вижу, что человек устал, упал духом?
Удивительные люди идут рядом. Вот бабушка. Очень пожилая, самый пожилой крестоходец. «Я в вере воспитана, всю жизнь в храме, как же мне не идти?» — смиренно сказала она. Я с большим трепетом слушала ее, боясь лишнее слово сказать, чтобы не обидеть, не допустить бестактность неуместным вопросом. Даже подумать больно, через какие десятилетия пронесла она свою веру. Но за все в своей жизни — только «Слава Богу!». Как далеко нам до ее смирения, ее силы любви и доверия Господу!
В этом году в крестный ход от начала и до конца пошел клирик саратовского храма во имя преподобного Серафима Саровского священник Владимир Жилкин. Благодаря постоянному присутствию батюшки всем крестоходцам было очень хорошо и легко идти. «Нас всех батюшка „на себе несет!“» — говорили они. Я спросила отца Владимира — чувствует ли он, что «несет всех на себе»? Он в ответ только улыбнулся и сказал, что несет всех — молитва. И что он счастлив, что Господь сподобил его участвовать в таком деле.
Обычно крестный ход разбивают на два этапа: от Саратова до Балаково, и от Балаково до Вавилова Дола. В этом году на первый этап в крестный ход вышло больше участников, чем в прошлом. И уже с первого дня сложилась группа тех, кто готов был кашеварить во время стоянок, помогать в перевозке вещей, воды, следить за режимом и дисциплиной. За десять дней, что крестный ход шел от Саратова до Балаково, крестоходцы стали одной большой семьей. Вместе читали утренние и вечерние молитвы, правило ко Причастию. В Балаково в эту семью добавились еще около ста человек.
Очень радостно ощущать заботу духовенства и прихожан храмов, которые принимают крестный ход. Какими теплыми словами напутствовал нас отец Александр Ткачев, настоятель Христорождественского храма города Вольска; как щедро окропил святой водой во время водосвятного молебна в Свято-Троицком храме благочинный Вольского округа протоиерей Алексий Земцов. Как трогательны усилия тех, кто старался повкуснее и посытнее накормить нас в храмовых трапезных! А еще, пока мы шли, часто прямо на шоссе останавливались машины, и едущие в них люди делились с нами взятой в дорогу снедью.
И еще можно долго рассказывать про крестный ход, про удивительных людей. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому всем читателям газеты «Православная вера» и посетителям сайта «Православие и современность», которые еще не участвовали в нашем крестном ходе, советую обязательно в него сходить. Ангела-Хранителя!
В день памяти святых царственных страстотерпцев, крестоходцы завершат свой путь. В Вавиловом Доле Ивантеевского района, где в 1929 году были арестованы и расстреляны нашедшие пристанище изгнанные из разрушенных храмов и монастырей священники и монахи, будут совершены Божественная литургия и водосвятный молебен.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6909&Itemid=4