Русская линия
Православие.RuСвященник Андрей Филлипс16.07.2009 

Святой Свитин Винчестерский, чудотворец

«Тебе, о Бог-Творец, Сын Всемогущий и Дух Утешитель, в Троице прославляемый, я молюсь и прошу о милости в моих нуждах… Даруй мне, О Небесный Господь, победу и истинную веру» (из стихотворения «Иудифь» святителя Свитина Винчестерского).

Есть такие святые Божии, которые настолько смиренны, что их величие открывается лишь через много лет после земной жизни. Сильные мира сего не видели этих святых и не слышали их тихого голоса, поэтому выходит так, что их как бы «обошли вниманием». Примером такой кротости и смирения является Пречистая Божия Матерь, о Которой в Евангелии говорится очень мало. Однако спустя века Ее уже почитали как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», а древнеанглийский писатель и аббат Эльфрик Эйншемский († 1020) отмечал, что Она «поднялась и возвысилась над всеми небесными силами». Весь мир каждый день возносит молитвы к Божией Матери.

Еще один пример такого смирения был явлен в 1959 году на греческом острове Митилена, когда людям в сонном видении были открыты жития и местонахождение мощей святых мучеников Рафаила, Николая и Ирины, пострадавших за Христа от турок в 1463 году, то есть почти за 500 лет до этого. Бог открывает нам святых в самое благоприятное время, когда мы больше всего нуждаемся в них. Кто знает, какие еще святые объявятся православному миру; кто знает, какие еще чудеса веры откроются нам в наше назидание? Нам известно лишь, что для вечного Бога «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3: 8). А для нас это имеет особое значение, ибо мы знаем, что только «вчера» английская земля была объединена в «православное содружество народов». И предлагаем рассказ о еще одном святом, ставшем примером кротости, величие которого в Царствии Небесном было явлено Господом лишь через сто с лишним лет после окончания его земной жизни. Это святой Свитин Винчестерский, память которого празднуется 2/15 июля — день преставления и 15/28 июля — день перенесения мощей.

В 793 году закончился золотой век английского христианства VII и VIII столетий: монастырь Линдисфарна был разграблен и разрушен викингами. Начался темный век для английской Церкви и народа. Казалось, будто повсюду каждое живое существо возносило Богу молитву: «От ярости северных людей избави нас, о Господи». Эта мрачная эпоха IX столетия породила сотни мучеников, среди которых были святой Эдмунд — король Восточной Англии, убитый в 869 году, святая игуменья Эбба и все монахини монастыря в Колдингеме, святой игумен Феодор с 79 монахами в монастыре Кроуленд, святой настоятель Хедда и 84 насельника обители Питерборо, святой монах Беокка и с ним 89 братьев в Чертси, а также многие другие мученики в Эли, Торни, Бартни, Рекалвере, Нортгемптоне и в графствах Дорсет и Йоркшир — все они пострадали около 870 года.

В самом начале этого темного века — в 800 году — в одной благородной семье Винчестера родился ребенок, которого назвали Свитин (правильнее — Свитун, но более распространенная форма — Свитин). Благодаря королевской династии государства Уэссекс, которое было тогда «восходящим светилом», Винчестер фактически стал английской столицей, а юго-западная часть Англии, где он расположен, стала главным центром сопротивления язычникам с севера. Мы ничего не знаем о молодых годах святого Свитина. Согласно грамоте 838 года, он был диаконом Винчестерского епископа Хельмстана и служил при королевском доме. Когда усилились набеги на Англию языческих северных народов, 40-летний Свитин был советником короля Этельвульфа Уэссексского по церковным и государственным делам.

30 октября 852 года архиепископ Кентерберийский рукоположил святого в девятнадцатого епископа Винчестера. Его епархия, простиравшаяся от острова Уайт до реки Темза, была самым центром английского сопротивления. Святитель Свитин сам свидетельствовал о жестокой битве, когда датский флот появился в Саутгемптоне, и еще об одной — в 860 году, когда викинги безуспешно пытались взять Винчестер. Мы можем только догадываться, какими горячими были молитвы святителя Свитина, епископа королевской столицы, за своего короля, за родину, епархию и всю вверенную его заботе паству. Но явно обнаружится сила этих молитв, как мы увидим дальше, гораздо позже.

Святитель Свитин был практичным человеком. Он построил, к примеру, первый мост над рекой Итчен у восточных ворот города Винчестера. На этом мосту святой совершил единственное известное нам чудо при жизни своей. Одна бедная старая женщина шла по этому мосту с корзиной яиц в руках, чтобы продать их на рынке, но споткнулась и упала. Свитин, сжалившись над ней, осенил яйца крестным знамением[1], и они опять стали целыми.

Святитель Свитин часто обходил свою епархию, строил и приводил в лучшее состояние церкви. Он никогда не ездил на лошади, а передвигался только пешком, причем обычно делал это ночью, чтобы избегнуть людских насмешек. Его сердцу были дороги уединение и простая жизнь. Мы знаем, что подпись святителя Свитина стояла на нескольких грамотах того периода, сохранившихся до наших дней. Святитель был активным сторонником введения десятины в стране, он сам убеждал короля Этельвульфа пожертвовать одну десятую часть его королевства Церкви.

Святитель Свитин, вероятно, был еще и духовным писателем. Так, в 856 году он написал стихотворение «Иудифь», цитатой из которого начинается данная статья. В этом стихотворении история победы Иудифи над ассирийским военачальником Олоферном (по библейской «Книге Иудифи») как бы символизирует освобождение Уэссекса и всей Англии от северных народов битвами при Окли графства Сюррей и при Сандвиче графства Кент в 851 году. Знаменательно, что супругу Уэссексского короля Этельвульфа тоже звали Юдифь. В этом стихотворении (одном из самых благородных и замечательных из тех, что написаны на старом английском языке) ассирийцами изображаются языческие северные народы, евреями — английская нация, а Иудифью — сама Юдифь, королева свободной Англии.

Не менее важен тот факт, что святитель Свитин был связан с сыном короля принцем Альфредом, которому предстояло стать величайшим из английских королей — Альфредом Великим: ему приписывают книгу «Пословицы Альфреда», его называют Альфред-Законодатель, Альфред Провозвестник правды, Утешитель Англии, Английский пастырь и Возлюбленный Англии. Древнее предание говорит, что святитель Свитин был воспитателем Альфреда и даже сопровождал юного принца в Рим один или два раза, когда папа Лев IV удостоил Альфреда чести римского консула. Влияние святителя на принца имело огромное значение, ибо именно Альфред Великий впоследствии стал освободителем Англии. Его дела таковы: победа в битвах, христианизация датчан, возрождение церковной культуры, переводы с латинского. Смерть Альфреда в 899 году ознаменовала начало нового, серебряного века возрождения английского христианства X столетия[2]. Историк Г. Р. Грин писал: «Это умение вызывать доверие и вселять любовь привело англичан к Церкви и строительству новой Англии».

Святитель Свитин преставился 2 июля 862 года. По своему смирению святой епископ просил, чтобы его похоронили в простой могиле за западной дверью собора, «под ногами прохожих, а дождь пусть капает с карниза». Святитель Свитин лежал погребенным здесь более ста лет, ожидая назначенного Господом срока. Согласно подробному описанию аббата Эльфрика, писавшего немногим позднее 996 года — в 968 году, «в эпоху благоверного короля Эдгара, когда христианство милостью Божией процветало на английской земле», открылась благодать, которую стяжал святитель Свитин. Святитель трижды являлся в видении благочестивому кузнецу и просил, чтобы «досточтимый» епископ Винчестерский Этельвольд открыл его могилу и перенес мощи в церковь: «Передай людям, что как только они откроют мою могилу, то найдут в ней драгоценное сокровище, по сравнению с которым все золото — ничто». Кузнецу также было велено снять одно железное кольцо с могилы Свитина. Когда тот вынимал кольцо, оно двигалось легко, но стоило его вынуть — и его уже нельзя было сдвинуть с места. Последовали и другие чудеса. Одному горбуну явились в сонном видении два ангела в виде молодых людей и велели лечь рядом с могилой Свитина. Утром он проснулся исцелившимся, затем пошел к монахам рассказать, какое чудо сотворил над ним святой. Один утопленник был возвращен к жизни. Еще один человек, который не мог видеть и говорить, получил полное исцеление. Всего произошло восемь чудес. Когда эти чудеса стали известны многим, святой епископ Этельвольд и благоверный король Эдгар решили открыть и перенести мощи святителя Свитина. Это произошло в дождливый день 15 июля 971 года. Епископ Этельвольд сам взял в руки лопату, чтобы открыть могилу и обнаружить «драгоценное сокровище». Мощи святителя Свитина положили в специально подготовленную раку и перенесли в храм «под торжественное пение аббатом и монахами гимнов».

В следующие десять дней 200 человек получили исцеления, а за год — огромное количество народа. На кладбище около храма всегда собиралось много увечных и калек: все исцелялись. Аббат Эльфрик, написавший житие святителя Свитина, подробно сообщает нам о многих чудесах, совершавшихся в течение 25 лет — с того момента, как были обнаружены мощи, до того, как аббат записал повествование о них. О чудесах рассказывали сами исцеленные или же те, кто были свидетелями этого. Так, три слепые женщины с острова Уайт и еще некий немой мальчик получили исцеление. Некая женщина-служанка была спасена от несправедливого наказания, а некий знатный человек избавился от паралича, 25 хромых, слепых и глухих получили исцеление за один день: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат» (Мф. 11: 5). Один слепой дворянин четыре года провел в Риме в надежде, что тамошние святыни помогут ему, наконец возвратился в Англию и обрел «совершенное прозрение», приложившись к мощам святителя Свитина. Другой слепой прокричал: «О Всесильный Господь людей и ангелов, призри на мое несчастье; я не вижу; помилуй меня, Господи, молитвами великого Свитина… О ты, кроткий епископ, через которого совершаются бесчисленные чудеса живым Богом! молю тебя, владыко, ходатайствуй обо мне перед Всемогущим Спасителем; верую, что Он дарует мне через тебя помощь». И он получил исцеление.

Монахам приходилось служить так много благодарственных молебнов, по три-четыре в течение ночи, что они решили прекратить эти службы. Но святитель Свитин явился в ярком свете одному благочестивому человеку и сказал: «Если они перестанут петь службы, то чудеса немедленно прекратятся». Монахи возобновили службы. Так много совершалось чудес, что 22 октября того же года святые мощи переложили в другую раку, на которую ушло серебро, драгоценности и 300 фунтов золота; на ней были изображены сцены страданий, воскресения и вознесения Христа. Крестным ходом с мощами обошли вокруг города — шествие растянулось на три мили, а затем вновь мощи вернулись в собор. Чудеса продолжались: получил исцеление слепой и глухой человек, а через три недели исцеленными были уже 120 человек, страдавших до этого самыми разными недугами. Некий слуга, упавший с лошади, был исцелен, когда его хозяин так о нем помолился: «О святой Свитин, умоли Спасителя, чтобы Он даровал жизнь этому страдальцу-слуге, и до конца дней моих я пребуду вернейшим Христу».

Аббат Эльфрик писал: «Мы не должны молиться святым Божиим как Самому Богу, потому что Он единый Бог и превыше всего. Но мы должны молиться святым, чтобы они ходатайствовали за нас перед Господом-Вседержителем и Он даровал нам Свою помощь».

Один знатный человек с острова Уайт был много лет прикован болезнью к постели. Однажды во сне он увидел, как его взяли и понесли по воздуху двое «святых в лучезарных одеждах». Они принесли его на луг с росшими на нем красивыми цветами, а рядом стояла церковь из сияющего золота и драгоценных камней. Перед алтарем стоял епископ в блистающих облачениях, в которых совершают евхаристию. Епископ призвал больного к покаянию и велел больше «никому не делать зла». Человек спросил у епископа, кто он, и получил ответ: «Я — недавно пришедший. Когда ты прибудешь в Винчестер, узнаешь обо мне». После этого больной проснулся уже исцеленным Самим Богом по молитвам святителя Свитина.

Чудеса совершались и над теми, кто был приговорен к несправедливым наказаниям: они освобождались от пут и от уз.

Аббат Эльфрик так заканчивает житие святителя Свитина: «Невозможно ни письменно, ни устно рассказать обо всех чудесах, явленных святым Свитином силою Божией над пленниками и больными». «Свитин сияет своими чудесами, — писал он. — Вокруг старой церкви (от одного конца до другого вдоль обеих стен) стояли костыли и носилки парализованных больных, которые получили исцеления, но и это была меньшая половина их… Сказать по правде, это было счастливое и чудесное время Англии, когда король Эдгар поддерживал христианскую веру и строил многочисленные монастыри, а его королевство жило в мире».

Чудеса святителя Свитина продолжались столько, сколько люди молились ему. В 1006 году новоизбранный архиепископ Кентерберийский святой Альфедж перенес мощи святителя Свитина из Винчестера в Кентербери. В XI веке святой стал заступником королевы Эммы, которую несправедливо обвинили в измене. Для христиан того времени святитель Свитин был подлинным и вечным угодником Божиим, обладавшим исключительными духовными дарами.

Даже после того как пришли норманны и построили свой новый громадный собор, длиной в 600 футов, освященный в 1093 году, почитание святого Свитина продолжалось. В XIII веке была сделана новая серебряная рака (саксонское золото и драгоценности были, вероятно, разграблено), простоявшая в соборе до 1538 года, когда ее уничтожили. Но святитель Свитин и до сего дня считается покровителем Винчестера.

Святитель Свитин известен, безусловно, всем англичанам благодаря старинной, связанной с ним примете о погоде: «Если на Свитина дождь, то лить ему 40 дней». Со святым Свитином связаны и другие: «Когда на святого Свитина дождь, это святой так освящает свои яблоки» и «До дня Свитина не следует пробовать яблоки на вкус». Первая из них появилась (и совсем несправедливо) потому, видимо, что святой просил похоронить его там, «где дождь будет стекать с карниза», или из-за того, что в день перенесения его мощей — 15 июля 971 года — лил дождь. Вероятнее всего, все они восходят к языческому прошлому, поскольку в других странах тоже существуют подобные, связанные с местными святыми и различными числами июня и июля. Святого Свитина помнят уже на протяжении тысячи лет, пусть даже только благодаря этим приметам; но в древней Англии о нем помнили как о святом Божием и заступнике, творившем чудеса ради спасения несчастных. Святого Свитина горячо любили и почитали, в чем можно убедиться по записям многочисленных чудес, сделанных через несколько лет после перенесения его мощей.

58 древних церквей было освящено во имя святителя Свитина более чем в 20 различных графствах: от Корнуолла до Кента, от Гемпшира до Линкольншира и от Чешира до Йоркшира. Другими словами, почитание святителя Свитина было общенациональным.

Если оглянуться на историю древней Англии, то становится понятным, почему святость Свитина обнаружилась больше чем через сто лет после его кончины: древнее английское христианство начинается с золотого века — VII и VIII столетий. К концу VIII века появляются признаки упадка, предвещающие мрачную эпоху темного IX века и завоевание Англии северными народами. Затем наступил серебряный век — X столетие: расцвет английского монашества, духовное, политическое и культурное возрождение, символом которого стала винчестерская школа украшения рукописей. Но далее, в XI веке, последовал упадок, который не был остановлен никаким великим королем или иерархом, как это было в IX веке. XI век был отмечен успехом северных завоевателей-язычников — сначала датчан, а затем полуязычников-норманнов, родственников датчан, захвативших Англию в 1066 году. Открытие того, какую обильную благодать стяжал святой Свитин, воспитатель Альфреда Великого, Возлюбленного Англии, спасшего эту страну, было предназначено для X века. В XI веке было бы уже слишком поздно: от «новых викингов», то есть норманнов, спасения было ждать неоткуда, ибо Англия больше не была достойной нового Свитина или Альфреда. Мы уверены, что причиной тому было убийство короля и мученика Эдуарда в 978 году — всего через семь лет после обретения мощей святителя Свитина. Прославление этого святого было «расцветом перед концом».

С тех пор прошло более тысячи лет. Сегодня простая мраморная плита на лужайке возле собора показывает на первоначальное место упокоения святителя Свитина под открытым небом, мощи же его, как предполагают, сейчас незаслуженно спрятаны под плитами Винчестерского собора, под тем местом, где когда-то они, почитаемые всеми, пребывали в раке саксонского золота. За тех, кто верит в святого и в то, что для Бога тысяча лет как один день, мы молимся, чтобы в этот день чудеса святого Свитина были снова явлены нам и чтобы по молитвам святых и благодатью Божией мы вступили в новый, бронзовый век английского благочестия и Церкви, который сменит золотой и серебряный века старой Англии. И мы верим, что святитель будет ходатайствовать за нас перед Богом и дарует нам «победу и истинную веру», снова обращаясь к нам пророческими словами своего стихотворения «Иудифь»: «Когда Создатель, Всемилостивый Господь, пошлет сияние света с востока, то несите блестящие шлемы, кольчуги и щиты, закрывающие ваши груди, навстречу вашим врагам, разите их начальников, их обреченных вождей; вашим врагам уготована смерть, а вы сумеете стяжать в битве славу, на которую Вседержитель указует моей рукой… Слава навеки да будет возлюбленному Богу, по Своей милости создавшему ветры и воздух, рай и небо, быстро текущие ручьи и райскую радость».

«Кто имеет уши слышать, да слышит».

Святой отец наш Свитин, моли Бога о нас!

Перевел с английского Дмитрий Лапа

_______________________________

[1] Крестное знамение, совершаемое тремя перстами, было знаком подлинного благочестия среди древних англичан. Вот что говорится в проповеди, произнесенной в Бликлинге в IX веке на третью неделю Великого поста: «Крестное знамение для диавола представляет собой больший ужас, чем меч для человека… Все христиане должны осенять себя крестным знамением Христа семь раз в сутки. В первый раз — рано утром, во второй — в 9 часов, в третий — в полдень, в четвертый — в три часа, в пятый — вечером, в шестой — перед сном, в седьмой — на рассвете».

[2] Альфреда, единственного из английских королей, получившего имя «Великий», многие почитали как святого. Его пословицы содержат немало мудрости: «Знание без мудрости мало значит»; «Для вас бесполезным является всякий день, когда вы не благодарите Бога за свою жизнь»; «Господь Иисус — Господин всей нашей жизни; Он превыше всех благостей».

http://www.pravoslavie.ru/put/31 180.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru