Русская линия | Ирина Чупина, К. Носкова | 13.07.2009 |
— состояния и уровня развития экономики, объема и устойчивости отечественного производства продовольствия и его отдельных, особенно базовых, видов;
— бесперебойного функционирования системы продовольственного снабжения, наличия в необходимых размерах оперативных и стратегических продовольственных запасов;
— наличия относительно высокой и стабильной покупательной способности населения и его отдельных категорий и социальных групп;
— абсолютного и относительного объема импортируемых сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, не оказывающих негативного воздействия на развитие отечественного производства продукции АПК и функционирование ее рынка;
-стабильности импортных продовольственных поставок по их количеству, качеству и ассортименту;
— наличия достаточных валютных ресурсов для оплаты зарубежных закупок продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства.
Сложившаяся модель отечественной экономики, базирующаяся преимущественно на экспорте сырья и топлива и крупномасштабном импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства, неприемлема для развития государства и требует кардинального изменения. Такое положение особенно опасно в современных условиях, когда продовольствие все больше и больше становится одним из основных факторов политического и экономического давления в международных отношениях России с экономически развитыми странами, на которые приходится половина потребляемых в мире продуктов питания. Угроза будет обостряться, если учесть, что 17% населения земли постоянно испытывает голод и ближайшее десятилетие численность данного населения может увеличиться в полтора раза.
Для России, располагающей значительным потенциалом для увеличения продовольствия, решение проблемы продовольственной безопасности сводится в основном к самообеспечению продуктами питания за счет наращивания отечественного агропромышленного производства, то есть к достижению ее продовольственной независимости. Здесь существует ряд внутренних и внешних угроз и отрицательных тенденций. Их можно сформулировать следующим образом:
— возрастающая зависимость сельского хозяйства от почвенно-климатических условий, продолжающееся сокращение и сохраняющаяся деградация производственного потенциала АПК;
— неэффективное регулирование агропродовольственного рынка и его отдельных сегментов, монополизм естественных монополий, производителей материально-технических ресурсов и связанный с ним мало управляемый рост цен на них, предстоящее завершение либерализации рынка всех видов энергоресурсов;
— слабая восприимчивость отечественного сельского хозяйства к достижениям науки и практики и всевозрастающее его отставание от экономически развитых стран;
— значительная деформация межотраслевых экономических отношений, дезинтеграция отдельных отраслей сельского хозяйства, крайне низкая доходность сельскохозяйственного производства, сохранение высокой доли бартерных операций;
— сохраняющаяся высокая доля убыточных сельскохозяйственных предприятий, неуклонное увеличение кредиторской задолженности;
— сокращение почти на одну треть производства жизненно важных продуктов питания, при котором импорт продовольствия стал альтернативой развитию отечественного производства отдельных видов мяса и мясопродуктов, сахара, растительного масла, молокопродуктов;
— усиление экономической и социальной дифференциации регионов и предприятий агропромышленного комплекса страны;
— недостаточные размеры оперативных и стратегических резервов основных видов продовольствия и сырья для их производства, необходимых на случай чрезвычайной продовольственной ситуации;
— углубление имущественного расслоения общества, низкая покупательная способность значительной части населения;
— сохраняющаяся значительная (на 50% - 70%) зависимость от импорта основных видов продовольствия крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов; завоз в страну часто невостребованных в самих государствах-экспортерах некачественных и даже вредных для здоровья человека продуктов питания, их поставки по демпинговым ценам;
— усиление давления на Россию стран — крупных экспортеров продовольствия в целях уменьшения государственной поддержки сельского хозяйства, большей открытости внутреннего агропродовольственного рынка и либерализации внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
— государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, субсидирования экспорта продукции АПК, тарифного регулирования.
Устранение, а особенно предотвращение внутренних и внешних угроз для продовольственной безопасности является одной из наиболее острых проблем страны. Распространенную точку зрения о полной обеспеченности населения страны продовольствием, базирующуюся на наличии в сфере рынка продуктов питания и их доступности, следует рассматривать как своего рода определенный субъективный стереотип, возведенный в последние годы в догму благополучия. Она не только не соответствует научным подходам к удовлетворению потребности населения в полноценном продовольствии, но и создает видимость реального отсутствия продовольственной проблемы в стране, чему способствует и недостаточная проработка теоретических и методологических аспектов национальной продовольственной безопасности, ее оценки на основе использования системы взаимосвязанных критериев и показателей.
Для России важность решения проблемы продовольственной безопасности заключается в придании ей определенного статуса и законодательного обеспечения. В то же время ее широта и сложность не могут не вызвать желания выделить какие-то критические точки, которые бы характеризовали степень остроты и одновременно возможность разрешения продовольственной проблемы. К ним следует отнести уровень потребления основных видов продовольствия и степень импортной продовольственной зависимости. Именно в этих двух показателях концентрируется решение большинства задач обеспечения продовольственной безопасности страны. При этом ее оценка должна учитывать:
— уровни развития и устойчивости агропромышленного производства, масштабы импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, критический порог импорта продовольствия и его отдельных видов;
— степень открытости отечественного агропродовольственного рынка, эффективный механизм противодействия импортной продукции;
— наличие продовольственных запасов и надежной системы снабжения населения продовольствием, особенно крупных городов, промышленных центров, районов Крайнего севера и приравненным к ним территорий;
— соответствие требований продовольственной безопасности законодательству, системе правовых и нормативных актов, направлениям агропродовольственной политики государства, управляемости процессами обеспечения продовольственной безопасности;
— состояние производственного потенциала АПК вообще и отраслей сельского хозяйства в особенности;
— степень экологизации сельского хозяйства, качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
В современных условиях национальные интересы самообеспечения страны отечественным продовольствием должны оцениваться выше временного преимущества «дешевого» импортного продовольствия. Это достаточно убедительно подтверждается многолетним опытом всех традиционно крупных мировых экспортеров продовольствия, сбывающих в Россию из хранящихся долгие годы разного рода запасов. В противном случае дальнейшее обострение обеспечения населения страны продовольствием может стать не только фактором внутренней нестабильности, но и самой значительной угрозой ее существования.
Список литературы:
1. Борисенко А., Усенко Л. Современные условия хозяйствования и обеспечение продовольственной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2004. — N 2.
2. Киселев В. Б. Продовольственная безопасность и вступление России в ВТО // Масложировая промышленность. — 2003. — N 2.
3. Сизенко Е. И. Концепция системы обеспечения безопасности и качества продовольствия в РФ // Пищевая промышленность. — 2003. — N 1.
http://rusk.ru/st.php?idar=155992
|