Православие.Ru | Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) | 15.07.2009 |
Когда я вошел в тернопольский кафедральный собор во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий совершал проскомидию в нижнем подвальном алтаре храма. Как мне объяснил дежурный послушник епархиального управления, владыка, если не в отъезде, ежедневно приезжает к 7:30 для молитв, до Херувимской вынимает частички о здравии и упокоении своих многочисленных чад и собратьев по служению. Благословляя служащее духовенство на малый и великий входы, он продолжал молиться у жертвенника до начала евхаристического канона. А затем до конца будничной службы оставался там же, читая молитвы. И лишь после окончания литургии вышел из алтаря и стал благословлять паству. Многие женщины пришли с цветами, и он, держа букеты в левой руке, благословляя, беседовал с каждым прихожанином, уделяя некоторым по несколько минут. Очевидно, люди обращались к своему пастырю и за советами. С особенной любовью он благословлял детей, кладя руку на голову и давая прикладываться к кипарисовой панагии. Так прошло минут тридцать.
Потом владыка покинул собор, пересек соборную площадь и вошел в епархиальное управление, где его ждали десятки людей — духовенство, монашествующие, миряне. О беседе владыки со мной заранее было условлено, и архипастырь попросил меня подождать, пока он отпустит посетителей. Я наблюдал в приемной, как выходили люди из кабинета — со светящимися лицами, радостно улыбаясь. Так прошло еще несколько часов. Владыка Сергий после каждого посетителя сам выходил в приемную и, глядя на присутствующих, некоторым делал исключение, принимая их вне очереди. Трудно сказать, чем он руководствовался, но явно не личным знакомством. Его легкая сухопарая фигура в подряснике, светлое живое лицо, внимательный мягкий взгляд карих глаз, участливая речь, непременная улыбка, мгновенная реакция на слова, обращенные к нему, вызывали желание побыть с ним подольше. Ни секретаря, ни дежурного послушника при этом не было, люди шли из храма и с улицы, как к себе домой, — к своему отцу-архиерею. Когда поток посетителей иссяк, владыка Сергий, выйдя из кабинета, предложил сходить в собор и посмотреть эскизы подкупольного мозаичного Спаса.
В смутные 1990-е
Помнится, как в начале 1990-х годов раскольники-националисты с ненавистью принялись нападать на каноническую Церковь, особенно в Западной Украине, и на Тернопольщине в частности. Владыка Сергий (Генсицкий), воспитанник Почаевской лавры, а перед этим — Московской духовной школы, был одним из трех архиереев, которые не поддержали Филаретовского требования автокефалии для Украинской Церкви. За что жестоко поплатились: владыки Алипий, Онуфрий и Сергий были смещены со своих кафедр. Однако опальные архиереи неожиданно для Филарета и националистов обрели мощную поддержку православной общественности, монашествующих и мирян. Был создан Комитет по защите Православия в Украине, который возглавил ныне покойный протоиерей Михаил Бойко. Комитет инициировал житомирское собрание духовенства и мирян, а затем и исторический Харьковский Собор, сместивший Филарета и избравший Предстоятелем УПЦ митрополита Владимира (Сабодана).
Но ярость врагов Церкви лишь усугубилась. Юридический произвол, погромы и захваты православных храмов при поддержке чиновников самого высокого ранга, разбойничье нападение на Киево-Печерскую лавру весной 1992 года. Кафедральной собор в Тернополе также был захвачен. Владыка Сергий с прихожанами закрылся тогда в архиерейском доме, из которого его пытались выдворить «свідомі незалежники». Власть пока сохранила за общиной УПЦ крошечный епархиальный домик, где круглосуточно шли службы, возносилась молитва. Но и это здание вскоре было отобрано. Милостью Божией православные Тернополя неожиданно получили земельный участок на ул. Коновальца, 1, практически в центре города, где вскоре был вырыт котлован и возведены стены нижнего подвального храма. Поставили престол, прямо на бетонные стены повесили несколько икон, и в сыром, с земляным полом, помещении стали совершаться службы Божии.
Благословение Святой Земли
Вскоре владыка Сергий с группой паломников отправился в Иерусалим. Он молился, не зная, в чью честь освятить строящийся собор. И тут пришла к владыке насельница Нагорной обители и сказала: «Владыка, вот деньги, собранные нами для вашего храма». Это было первое пожертвование. «Как зовут вас, сестра?» — «Вера», — ответила монахиня. «Да, Вера, именно Вера! — воскликнул владыка. — Вера, Надежда, Любовь и Мудрость Божия София». Так дано было имя храму.
Тернопольский кафедральный собор выстроен в древнерусском стиле. Как белая златоверхая свеча, он взметнулся к небу, украсив древний западноукраинский град, став новым духовным оплотом Православия этой многострадальной земли.
Мы поднялись на хоры. Молодые художники-мозаисты из Украины, России и Беларуси брали у владыки благословение. Меня поразило величие храма. Мозаичный из белого, кофейного, малахитового мрамора пол, беломраморный иконостас, мозаичные изображения Тайной вечери и Оранты с поднятыми руками под куполом за престолом, как в Софии Киевской и Константинопольской. Только мозаика горела золотом и яркими цветами, и тона у ликов были мягче и нежнее. Я зачарованно смотрел на эту красоту.
— Откуда такое чудо? — спросил удивленно.
— Мы ведь не думали класть мозаику, но вот появились добровольные жертвовали из одной компании, причем они не хотели называть ни себя, ни имени фирмы, и все это приобрели и оплатили. И я понял, что это Матерь Божия послала их, и понял, что храм должен быть именно таким. Я просто отдался в руки Божии, ничего не прибавляя от себя, а лишь благословляя. — пояснил владыка Сергий.
Мы смотрели сверху на эскиз мозаики Спаса Пантократора. Она должна украсить главный купол изнутри, и владыка все советовался с нами, как лучше, не велика ли десница Господня по размерам. И здесь я удивился духовному такту и внутренней культуре этого иерарха.
Когда мы вернулись в епархиальное управление, там владыку ожидала огромная группа паломников из Смоленска, где владыка Сергий рукополагался в диаконы и был секретарем епархии у правящего архиерея. Поддерживающий многолетнюю связь со смолянами, владыка и нынче окормляет многих из них. Прошло два часа приема. Потом было фотографирование на улице у берез, и я отметил, гладя на часы, что и обед давно миновал, и начал волноваться, удастся ли мне вообще поговорить с архиепископом сегодня, ведь вечером я предполагал быть уже в Почаеве. Наконец владыка сказал:
— Братья и сестры, прошу меня простить. Киевский журналист ждет интервью со мною с раннего утра.
В кабинете
Мы начали беседу. Я спросил о значении предстоящего визита Патриарха Кирилла в Украину и о значении прошлогоднего последнего приезда почившего Святейшего Алексия ІІ.
— Я думаю, что такие высокие визиты Святейших Патриархов имеют огромное значение для духовной жизни Украинской Православной Церкви. Это судьбоносные визиты, — отметил архиепископ Сергий. — Патриарх Алексий, хотя и врачи запрещали, хотя политическая ситуация в Украине летом прошлого года была накалена до предела, приехал в Киев и своим визитом подтвердил, что Бог поругаем не бывает. Тысячи и тысячи людей на Владимирской горке и у памятника князю Владимиру, где совершалась Божественная литургия в присутствии первых лиц государства, возглашали: «Алексий — наш патриарх!». Также и на следующий день в Киево-Печерской лавре огромная площадь перед Успенским собором была заполнена людьми, которые прославляли любимого патриарха. И он своим благословением и молитвенным единением с епископатом, клиром, монашествующими и особенно с народом, под покровительством Царицы Небесной и угодников Киево-Печерских, способствовал одержать великую победу над нависшим новым расколом. Мы получили благодаря этому визиту особое благословение на полноценную жизнь Церкви, ее единство. Можно сказать, что прошлогодний визит Патриарха в том, как он проявился, свидетельствовал о Промысле Божием об Украине. Господь устроил так, что визит был духовно радостным, пасхальным. И мы поняли, что Господь с нами, и Святейший с нами. Это почувствовали все. И даже раскольники смирились. Никто не сумел устроить никакой провокации, как в 1990 году на Софиевской площади во время первого визита Святейшего, когда руховцы учинили погром и милиция избивала беззащитных монахинь и мирян.
Прошлогодний визит Патриарха Алексия упредил возможность нового вселенского раскола. Ибо политики делали все, чтобы втянуть Церковь на Украине в новую масштабную и уже международную авантюру. Приезд Патриарха Алексия на Украину был выражением его величайшей мудрости, направленной на сохранение канонического статуса нашей Церкви, нашего канонического устройства, ее единства и полноценности. Чтобы Церковь жила полнотой спасения в единстве Вселенского Православия. Конечно, мы вскоре ждали Патриарха Алексия с новым визитом, но. Господь судил иначе.
Сейчас, в ожидании визита Патриарха Кирилла, паства Православной Украины готовится к новому духовному празднику.
— Владыка, президент Ющенко, в силу своего непонимания, духовной ограниченности, всячески навязывает Церкви всевозможные проекты объединения с раскольникам. Чем чреваты подобные политические игры?
— Такие действия людей власти могут вызывать лишь глубокое сожаление. Сожаление потому, что, во-первых, они много берут на себя. Будучи облечены властью, они забывают о главном: что они призваны не властвовать, но лишь служить, смиренно, как учил нас этому Господь. Власть — это служение, а не злоупотребление своим положением. Каждый человек имеет свой талант от Бога. Естественно, когда облеченный властью человек вторгается в область, совершенно чуждую для него, забывая при этом, что он лишь простой человек, а не сверхчеловек, то он наносит урон и этой области, и себе лично. Что мы скажем? Мы можем лишь сказать: простите, но позвольте нам наш вопрос церковный решать самостоятельно. Грешники мы или праведники — мы все ответим перед судом Божиим. Но если мы имеем на себе бремя служения Церкви, так позвольте нам нести его самостоятельно. Поэтому, если власть желает добра народу и Церкви, она должна предоставить дела церковные решать тем, кому поручено это от Бога. У нас в Украине это поручено митрополиту Владимиру — возглавлять Церковь, управлять Священным Синодом, а еще и каждому архиерею, и каждому священнику на приходе в простом селе, в глубинке дана такая власть от Бога. Но, простите, не чиновникам, какой бы пост они ни занимали.
И еще такой момент: неплохо было бы учиться истории. Нашей новейшей истории. Оглядываться на недалекое прошлое и делать выводы, чтобы увидеть, какие горькие плоды принесло вмешательство власти в жизнь Церкви и страны в целом. Не видеть этого в нынешнее время в нашей Украине — глубоко ошибочно и опасно.
Власть очень многое может сделать для Церкви. Если Господь дал человеку власть, доверил ему выстраивать отношения между Церковью и государством, то не нужно ложного стыда, чтобы спросить совета у людей, облеченных духовным саном, которые положили свою жизнь на алтарь Господний. Ведь и Ющенко, и Кравчук, и Кучма всегда считали за честь бывать у митрополита Владимира, выражая при этом огромное ему уважение. И что же? В кабинете одни слова, в жизни — совсем иное. Нужно так властвовать, чтобы не накликать на себя праведный суд Божий. Нужно творить добро для Церкви, для народа, и Господь тогда воздаст за это добро добром, долгоденствием и процветанием страны. Об этом свидетельствует история, время, сама жизнь.
— Митрополит Владимир, говоря об автокефалии, не раз подчеркивал, что этот вопрос нынче несвоевременен и приведет к новым трагическим разделениям. И все же время от времени пишутся какие-то воззвания; особенно горячо поднимался этот вопрос группой молодого киевского духовенства во время Оранжевой революции. А насколько подобные инициативы соответствуют природе Церкви?
— Если посмотреть на историю Церкви, то мы увидим, что такое искусственное разделение приносило только скорбь, боль и смуту. И до ныне это существует. Господь пришел нас всех исцелить, объединить. Если мы разделяемся, то уже противопоставляем себя друг другу. Если мы разделяемся по национальному признаку, то упраздняем заповеди Господни, слова апостола Павла о том, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, но все во Христе Иисусе. Потому что если мы здесь не мирны друг с другом, как мы будем любить Бога? Как мы будем ему служить? Что мы ответим, когда станем пред Ним на суде? Что мы ходили на Майдан и ненавидели наших братьев по вере? Отделяясь друг от друга, мы удаляемся от Бога в гордыне и самолюбии. А как по-святоотечески? Чем мы ближе к Богу, тем мы ближе друг ко другу. Чем мы дальше от Бога, тем мы дальше друг от друга. И если мы видим, что мы становимся друг другу неприятны, это нас должно настораживать, ибо обособление, какие бы мотивы у него ни были, всегда бедственно. Последний визит Святейшего Патриарха Алексия явил нам силу единства, и замолкли всякие пафосные речи, свернулись всякие недобрые дела. Люди поняли, что это единение и спасло нас. И сегодня мы не должны ставить себе каких-то сиюминутных внецерковных целей, мы должны думать о жизни Церкви. Мы не должны подчиняться политическим настроениям. Мы, люди духовные, должны испрашивать благословение у Господа. Мы должны осознавать свою ответственность пред Богом за себя и за Церковь. И мы не должны реформировать Церковь, приспосабливая ее к нынешним политическим условиям. Нужно держаться жизни Церкви, того сокровища, которое нам дано в ее соборности и неразделимости. Как сказано в Символе веры: «Верую во единую, соборную и апостольскую Церковь».
***
Покидая епархиальное управление, я оглянулся на величественный белый собор, на горящие от заходящего солнца золотые купола с восьмиконечными крестами. И неся в душе впечатления от общения с православным иерархом, я подумал о наших вере, надежде и любви и матери их Софии — Мудрости Божией. И возблагодарил Господа.
Сергей Герук
(Киев-Тернополь-Киев)