Радонеж | Сергей Белозерский | 14.07.2009 |
То, что супруга президента — верующая, православная женщина, которая относится к Православной вере с глубокой серьезностью, не может не радовать. Нередко люди с недоверием смотрят на представителей власти в Церкви; в их обращении усматривают какую-то фальшь, какие-то скрытые мотивы. Слава Богу, Светлана Медведева всем своим поведением показывает искренность своей веры.
Несомненно, доброй инициативой является и сам праздник; некоторые полагают его «нашим ответом дню Святого Валентина», и это отчасти верно — Валентинов день пришел к нам уже в крайне коммерционализированном виде, а связанные с ним «ценности» имели мало общего с подлинной любовью и верностью.
Однако день любви и верности был встречен в прессе и некоторым ворчанием — некоторые авторы даже принялись ернически переиначивать житие святых. Можно было бы не обратить на это внимание — но обратить внимание стоит, это определенный симптом. Люди не верят, что на свете бывает любовь и верность; в чистоте и доверии видят какой-то обман и подвох, эгоистичные цели, попытки ловко устроиться и на чужом горбу в рай въехать. Мы живем в болезненно циничном обществе; возможно, это сохраняющийся до сих пор результат коммунистического правления — когда разговоры о «принципиальности» и «нравственности» прикрывали глубокое разочарование в официальной идеологии и цинизм.
Возможно поэтому любой разговор о моральных ценностях воспринимается как что-то официозное и фальшивое. Однако ценности семьи, веры, Родины нужны не только для жизни общества — каждый отдельный человек, отвергая их, обрекает себя на тяжкую духовную инвалидность. Что может быть горестнее судьбы человека, который не способен на веру и верность, на преданность своим идеалам? Это духовное увечье, намного более горькое, чем физическое, и особенно страшное оттого, что человек бывает даже не в состоянии его осознать.
Многие социальные проблемы — и неспособность их преодолеть — коренятся именно в этом духе цинизма. Одна из этих проблем — алкоголизм, принявший в нашей стране масштабы национального бедствия. Русский Народный Собор уже направлял в адрес государственной власти предложения по борьбе с этим страшным злом. Недавнее выступление президента Дмитрия Медведева в ходе видеоконференции с участниками молодежного форума «Селигер 2009», было посвящено этой проблеме. Президент сказал, что российские власти готовят ряд серьезных решений по борьбе с алкоголизацией населения. При этом он заметил, что против «дурацких запретов» на алкоголь и собирается подходить к проблеме комплексно. Речь идет о разработке программ, включающих в себя нормальный досуг, достаточные доходы, которые «позволят людям отдыхать по-человечески, а не просто идти в магазин, покупать бутылку и сидеть тупо на кухне, смотреть красными глазами в телевизор».
Может показаться, что проблему решить просто — взять да и запретить торговлю спиртным. Однако алкоголь — очень коварный яд, и, как показывает история, «сухой закон» не решает проблемы. Наиболее известный опыт такого рода был предпринят в США.
С 1 июля 1919 г. продажа спиртных напитков была полностью запрещена на всей территории США. В течении трех лет отмечалось явно положительное влияние этой меры на здоровье населения и производительность труда, но затем огромный размах приобрело подпольное производство и ввоз спиртного.
Алкоголь сравнительно дешев и прост в производстве, и наладить подпольную винокурню не составляло труда. Прибыли спиртной мафии к концу 20-тых годов составили астрономические (особенно в то время) два миллиарда долларов в год. Правительству, несмотря на огромные расходы на борьбу с мафией, удавалось перехватывать не более 5% нелегального алкоголя. В итоге сухой закон был отменен в 1933 году.
Немного успешнее выглядела антиалкогольная кампания в восьмидесятые годы в СССР. Сухого закона не вводили, но были приняты жесткие меры против распития спиртного в парках и скверах, люди, задержанные в пьяном виде, сталкивались с серьезными неприятностями, а от членов партии требовали в добровольно-принудительном порядке вступать в общества трезвости.
Велась и настойчивая пропаганда трезвого образа жизни. Хотя самогоноварение выросло настолько, что возникли серьезные проблемы с сахаром и даже дешевые конфеты моментально сносились с прилавков, общее количество потребляемого алкоголя несколько сократилось, что привело к улучшению здоровья населения. В 1985—1987 отмечался рост средней продолжительности жизни, рост рождаемости и сокращение смертности. Статистика также отмечает заметное сокращение преступности и самоубийств.
Надо отметить, однако, что Советский Союз был однопартийным государством с плановой экономикой, где власти располагали гораздо большими возможностями для осуществления своей воли. У современных властей возможности гораздо меньше — в наше время невозможно влиять на людей, угрозами «испортить характеристику» или «исключить из партии».
Поэтому борьба с алкоголизмом будет делом непростым, требующим не просто политической воли, но и мудрости. И здесь нельзя не вспомнить тот пример, который подает Писание: просить мудрости у Того, кто только и может ее дать, то есть Бога. Как молился Соломон: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» (3Цар.3:9). И всем нам надо молиться о том, чтобы Бог дал мудрость нашим властям — воля бороться со страшной бедой у них есть, путь же Бог укажет и действенный путь, как это сделать.
Однако корни алкоголизма — как и корни других социальных зол — невозможно вырвать одними только усилиями государственной власти. Цинизм невозможно исцелить указом; его можно исцелить только верой.