Православная газета г. Екатеринбург | 30.01.2006 |
Вскоре преподобный Антоний избрал еще более уединенное место в развалинах старой крепости в Фиваиде, куда раз в год друзья приносили ему запас хлеба. Здесь он провел 20 лет. По прошествии 20 лет ревнители аскезы взломали двери и преподобный вышел к людям, не изменившись лицом, не обнаружив смущения или радости при виде людей — он достиг уже совершенной ясности и покоя. Став старцем, наставником множества иноков, поселившихся в окрестных горах, преподобный поучал их, собирая на беседы.
Преподобный Антоний обладал даром особой рассудительности, и к нему в пустыню приходили монахи и миряне, философы и правители. Преподобный исцелял больных, прогонял бесов, умел посрамить надменных философов и подать им наставление. Он заступался за обиженных, сурово порицая неправедных судей. Дважды он посетил Александрию: первый раз — во время Максимилианова гонения — служил христианам-исповедникам на рудниках и в темницах. Но, не будучи призван Господом к мученичеству, согласно правилам древней Церкви, сам не дерзнул предать себя властям. Во второй раз он пришел по зову святителя Афанасия для борьбы с арианами.
Преподобный дожил до 105 лет, сохранив телесное здоровье и силу. Почувствовав близость кончины, он велел похоронить себя в тайне, и почил с радостным лицом, со словами: «Дышите всегда Христом. Ему верьте». Святые мощи преподобного Антония были обретены в 544 г., через столетие перенесены в Константинополь, откуда в XII веке вывезены крестоносцами во Францию. Ныне они открыты для поклонения в церкви святых Иулиана и Антония в Арле.
Обратим особое внимание на то, как преподобный Антоний умел вразумить и наставить на путь истинный высокомерных, считающих себя мудрецами, философов-язычников, приходивших к нему.
«Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1, 21), — так говорит апостол Павел о чудесном распространении христианства среди древнего языческого мира. Христианское учение, казавшееся языческим мудрецам безумием, восторжествовало над всей их мудростью, и неученые рыбаки-апостолы посрамили самых знаменитых философов языческого мира.
В чем же проявлялась необычайная сила христианского учения? А в том, что человек может почерпнуть в нем такое полное удовлетворение для своей души, что проникается светом истины и выносит этот свет на все пути своей жизни и указывает другим заблуждающимся истинный путь. История христианской церкви показывает нам, что не одни простые и некнижные люди черпали в учении Христовом силу веры и духовного просвещения, но и мудрые знаменитые язычники и иудеи находили полное удовлетворение в истине Христовой, несмотря на то, что она для многих иудеев казалась «соблазном, а для Еллинов безумием» (1 Кор. 1, 24).
Поучительный пример такого обращения к Христу мы можем найти в житии святого Иустина Философа. С юности полюбил он книжное учение и все более и более стремился к приобретению знаний. Для этого он обращался ко многим знаменитым философам, научаясь у них мудрости. Но втайне от них размышлял святой Иустин о Боге, о судьбах человеческих и не мог в языческой философии найти ответы на многие свои сокровенные вопросы.
Однажды, прогуливаясь на берегу моря, он встретил старца, благолепный вид которого внушал доверие, и гордый философ вступил с ним в разговор, который вскоре перешел к главному предмету уединенных размышлений Иустина. Старец сказал ему, что человек своей естественной мудростью не может достигнуть истинного познания Бога. Он поведал философу о христианском учении, и тот, руководствуясь своим внутренним, неудержимым влечением к истине, стал прилежно изучать Священное Писание, в котором и нашел искомое. Впоследствии святой Иустин принял крещение и весь свой ум, прежде бесплодно расточаемый на ложные философские изыскания, все свои знания посвятил на служение вере христианской.
Этот пример должен научать нас тому, что должно покорять вере разум, так часто в наше время гордящийся своими знаниями и отвергающий руководство веры. Будем помнить, что без света истины Христовой никакие знания не удовлетворят души человеческой и не приблизят нас к Богу. Без истинного Боговедения и соединенной с ним жизни по закону Христову, самые блестящие успехи в науках не могут упорядочить даже и нашей земной жизни, а тем более не могут уготовать нам Царство Небесное.