Русская линия
Фонд стратегической культуры Александр Акимов13.07.2009 

Рост производства как условие лидерства России на мировом рынке зерна

В начале июня в Санкт-Петербурге по инициативе Президента России Дмитрия Медведева прошел первый Всемирный зерновой форум. Поддержанный Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и руководителями государств «большой восьмерки» он должен стать местом для диалога по вопросам мировой продовольственной безопасности и сельскохозяйственного развития.

Наиболее значимыми признаны следующие направления работы форума:

1. Устойчивое развитие мирового производства зерна.

Необходимо обеспечить реальный доступ на рынок зерна для новых игроков-стран, начинающих развивать зерновое производство, преодолеть дисбаланс платежеспособного спроса и объемов предложения на рынке продовольствия в условиях глобального экономического кризиса.

2. Либерализация торговли зерном.

Требуется актуализация принципов регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией, а также согласование подходов по гармонизации объемов государственной поддержки производства и экспорта зерна. Необходимо устранение излишних барьеров в мировой торговле зерном и создание возможности расширения предложения на мировом рынке.

3. Совершенствование механизмов оказания продовольственной помощи.

Провозглашается приверженность модернизации деятельности международных продовольственных и сельскохозяйственных институтов в целях оперативного реагирования на колебания мировых цен на зерно.

4. Разработка подходов к обеспечению стабильности мирового рынка зерна.

Из заявления председателя оргкомитета форума первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова следует, что правительство намерено сосредоточить усилия на повышении степени координации мировой торговли зерном, разработке мер, адекватных новым рискам и глобальным вызовам, формировании механизмов стабилизации зернового рынка1.

Со всеми этими положениями можно только согласиться, но вопрос в том, что конкретно следует предпринять России, чтобы решать задачи развития производства и экспорта зерна. Сельское хозяйство — это ведь целый комплекс отраслей. Даже если рассматривать только зерновое хозяйство, то обозначаются как минимум три направления экономической политики и регулирования в этой сфере, которые будут существенно различаться по целям и методам проведения.

Первое — развитие зернового хозяйства с целью удовлетворения внутреннего спроса на продовольственное зерно и создание кормовой базы для животноводства. Это направление имеет целью импортозамещение по мясу, создание кормовой базы в первую очередь для птицеводства и свиноводства, а также социальную направленность, так как она позволяет создать резерв для государственного регулирования цен в той части продовольственного рынка, который важен для малоимущих граждан. Государство здесь выступает регулятором внутреннего рынка, его задача сделать агробизнес рентабельным при сбыте на российском рынке.

Второе — развитие современного экспортного сектора в зерновом хозяйстве. Основными покупателями на этом рынке являются страны Азии и Африки, в которых увеличение численности населения и рост его покупательной способности в ходе экономического развития приводят к тому, что местное сельское хозяйство не может покрыть возросшую потребность. В числе этих стран — Китай, Индия, Саудовская Аравия, другие нефтеэкспортеры в арабском мире, а также ряд менее богатых, но вполне платежеспособных стран. Здесь важной задачей является стимулирование создания транспортной и складской инфраструктуры, которая необходима для устойчивого экспорта. Важной задачей является организация поддержки российских экспортеров на государственном уровне, обеспечение их правовой защиты.

Напомним в связи с этим, что в начале 2009 г. в России была создана «Объединенная зерновая компания», в которую вошли фирмы, обеспечивающие складирование зерна и экспортные операции. Во время встречи на санкт-петербургском форуме Президента Д. Медведева и председателя Зернового союза России А. Злочевского обсуждался вопрос о господдержке экспортеров зерна. Злочевский изложил позицию экспортеров, которая состоит в том, что меры поддержки государства не должны ограничиваться только мерами таможенно-тарифной политики, а призваны обеспечивать продвижение продукции и в странах-импортерах путем устранения квот в этих странах2.

С сожалением приходится констатировать, что тема развития продовольственных рынков не была подхвачена на встрече стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), которая состоялась вскоре после зернового форума, хотя очевидно, что для этой аудитории продовольственная проблематика очень важна.

Наконец, продовольственная помощь — третье направление экономической политики правительства РФ. Она может и выражаться просто в бескорыстной помощи нуждающимся бедным странам, а может и укреплять международное влияние России. Здесь важны механизмы участия в международных организациях, взаимодействие с неправительственными организациями, сотрудничество с международными донорами, договоренности с правительствами стран, которым оказывается помощь. Зерно выступает эффективным инструментом в международной политике.

Есть, однако, ключевая задача, которая должна быть решена во всех трех случаях. Это — устойчивый и желательно быстрый рост производства. Без него второе и третье направление вступают в противоречие с интересами потребителей в России. Скажем, экспорт газа в огромных объемах «Газпромом» не вызывает социального напряжения, поскольку газ по умеренной цене есть почти в каждой городской квартире и во многих местах на селе. Экспортеры зерна смогут стать вторым «Газпромом» лишь тогда, когда в стране будет в изобилии дешевое продовольствие. Но избыток зерна не является у нас постоянным явлением. Создание экспортной инфраструктуры может оказаться пустой тратой денег, если не будет устойчивого высокого уровня урожаев.

Кроме того, возникает противоречие между потребностями экспортеров и необходимостью обеспечивать внутренний спрос как на продовольственное зерно, так и на кормовое. В условиях кризиса и увеличившейся безработицы, девальвации рубля и резкого роста цен на продовольствие вполне плодотворная идея зернового экспорта из России не вызовет массовой поддержки в обществе. Рост производства зерна — несколько другое направление политики, которое могло бы стать популярным.

Прошедший год был очень удачным для российского земледелия. В 2008 г. собран рекордный урожай зерновых, и этот факт значительно повлиял на рост отраслевых показателей. Как заявила на форуме министр сельского хозяйства Е. Скрынник, по итогам последних двух лет Россия вошла в тройку крупнейших экспортеров ячменя и пшеницы в мире, а ее доля на рынке достигла 14%. В текущем году российские экспортеры планируют поставить на мировой рынок более 20 млн тонн зерна. По словам Е. Скрынник, при введении в оборот дополнительных земель и росте урожайности Россия сможет повысить валовой сбор зерна до 135 млн тонн в год, на что необходимо 10−15 лет. Это позволит не только полностью удовлетворить растущие внутренние потребности, но и обеспечить стабильный экспорт 40−50 млн тонн в страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Южной Европы и Африки3.

Успех 2008 г. не должен закрывать нам глаза на то, что рекордный для России урожай зерновых примерно равен урожаю 1985 г. (106,6 млн т) и ниже урожая в Российской Федерации 1986 г. (118 млн т) и среднегодового значения за 1976−1980 гг. (113,9 млн т). Правда, в отличие от советского периода, высокий сбор зерновых обеспечен за счет роста урожайности, а не посевных площадей. В перечисленные годы урожайность не поднималась выше 17,5 ц с га, а в 2008 г. она была на 1/3 больше этого уровня.

Именно рост урожайности дал пророст урожая (около 2/3), увеличение пахотных земель имело меньшее значение, но оно является существенной составляющей резервов увеличения производства в перспективе, поскольку в РФ в 1990-е годы площадь пахотных земель сильно сократилась.

Государством принят ряд мер по стимулированию развития сельского хозяйства. Принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 гг.4 Она преследует три основных цели:

— устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения,

— повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства,

— сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

По замыслу программа является комплексной, охватывая социальные, производственные и экологические проблемы села. Программа достаточно затратна, она вырабатывалась в период обилия дешевых денег. Но уже в первый год ее действия произошли чрезвычайные события, которые радикально изменили условия хозяйствования. Для тех сельхозпроизводителей, кто решил активно наращивать производство и взял кредиты, сложилась тяжелая ситуация, так как в конце года пришлось осуществлять платежи по кредитам, а финансовые показатели хозяйств даже при хорошем урожае оказались плачевными из-за падения цен.

Государство не может не вмешиваться в ситуацию в агропромышленном комплексе и продовольственном снабжении. Но такое вмешательство должно быть сбалансированным. Отказываясь от закупок и создания существенных натуральных резервов сельскохозяйственной продукции, государство ведет себя очень рыночно в сфере сельскохозяйственного производства, но очень не рыночно давит на переработчиков сырья и торговые сети.

Представляется, что предсказуемость сбыта по объемам и ценам является для производителей более важным фактором, чем дележ по справедливости с торговыми сетями и переработчиками сырья. Ведь они обеспечивают сбыт конечному потребителю. Государству же приходится больше уповать на справедливость и административные меры, поскольку закупки с его стороны мизерны по сравнению с объемами урожая. Оно планирует закупить лишь 6−8% урожая зерновых текущего года. Этого мало для влияния на рынок.

Если государство будет обладать существенными ресурсами зерна, овощей, животноводческой продукции, оно сможет гарантировать стабильность продовольственного рынка, влиять в желательную сторону на баланс экономически, а не административными методами, приказывая не повышать цены для конечных потребителей или же держать цены стабильными для производителей в случае высокого урожая и затоваривания рынка.

От того, что на форуме в Петербурге обсудили важные и острые проблемы российского сельского хозяйства и мирового продовольственного обеспечения, продовольствия больше не стало. Но уже хорошо, что проблемы были сформулированы, после чего можно выстраивать и политику.

________________________

1 http://www.mcx.ru//Всемирный зерновой форум

2 http://www.grain-forum.com/rus/content/news/index.php?news=2113

3 http://www.grain-forum.com/rus/content/news/index.php?news=2116

4 http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/145.htm

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2299


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика