Фонд стратегической культуры | Ольга Четверикова | 15.04.2009 |
Часть 1
В преддверии планируемых в разных точках планеты конфликтов создаётся система тотального политического, военного, правового и электронного контроля за населением со стороны наднационального центра, опирающегося на масштабный частный карательный аппарат. Система эта использует принцип «сетевого» управления, которое позволяет встроить в любое общество параллельные структуры власти, подчиняющиеся внешним центрам принятия решений и легализуемые с помощью доктрины первенства международного права над правом национальным. Оболочка остаётся государственно-национальной, а реальная власть — транснациональной. Жак Аттали называет это «глобальным правовым государством».
Управляющий центр «глобального правового государства» находится на территории США, а его основы начали закладываться ещё в 90-е годы, но после событий 11 сентября «борьба против терроризма» привела к качественно новым явлениям. С принятием «Патриотического акта 2001 года» стало возможно не только установление контроля спецслужб над населением Америки и подозреваемыми иностранцами, но ещё и ускорился процесс передачи государственной сферы деятельности в руки частных транснациональных корпоративных структур.
В частные руки переходят разведывательная деятельность, военное дело, пенитенциарная система, контроль за информацией и др. Осуществляется это путём так называемого аутсорсинга — относительно нового явления в бизнесе, представляющего собой передачу определённых функций частным фирмам, которые выступают в роли подрядчика, и привлечение внешних по отношению к организации лиц для решения внутренних задач.
В 2007 г. американское правительство раскрыло, что 70% его секретного разведывательного бюджета тратится на частные контракты, происходит «трансформация разведывательной бюрократии времен холодной войны в нечто новое, где доминируют уже интересы подрядчика"1. Для американского общества (включая Конгресс) их деятельность остаётся закрытой, благодаря чему они начинают сосредоточивать в своих руках всё более важные функции.
Бывшие сотрудники ЦРУ утверждают, что около 60% его работников — это контрактники. Они анализируют большую часть информации, пишут отчёты для людей, принимающих решения в госструктурах, обеспечивают работу коммуникаций между различными спецслужбами, помогают зарубежной резидентуре, занимаются анализом перехвата данных. В итоге Агентство национальной безопасности США всё больше подпадает в зависимость от частных компаний, обладающих секретной информацией, и не удивительно, что оно лоббирует в Конгрессе законопроект, который должен гарантировать иммунитет тем корпорациям, которые сотрудничают с АНБ последние пять лет.
То же происходит с частными военными компаниями (ЧВК), которые берут на себя всё больше функций армии и полиции2. В значительных размерах это началось в 90-е годы на территории бывшей Югославии, но особенно широко контрактантов стали использовать в Афганистане, Ираке и в других зонах конфликтов, в частности, для выполнения самых грязных «акций», как это было во время войны в Южной Осетии, где действовало до 3 тысяч наёмников. В настоящее время ЧВК представляют собой настоящие армии численностью до 70 тысяч человек каждая и действуют более чем в 60 странах, а их ежегодный доход достигает 180 миллиардов долларов (по данным Брукингского института США). В Ираке, например, при 160-тысячном воинском контингенте США действуют около 200 тысяч сотрудников американских ЧВК.
Так же интенсивно расширяется в США система частных тюрем. Развитие «тюремного индустриального комплекса», в котором внедряются рабский труд и потогонная система, переживает настоящий бум, а инвесторы его находятся на Уолл-стрит. Использование труда заключённых частными корпорациями легализовано уже в 37 штатах Америки, и в этом участвуют такие крупнейшие компании, как IBM, Boeing, Motorola, Microsoft, Texas Instrument, Intel, Pierre Cardin, и др. В 2008 г. численность заключённых частных тюрем в США составляла около 100 тысяч человек и продолжает быстро расти так же, как растёт общее число заключённых в стране (в основном негров и испаноговорящих), составляющее сейчас 2,2 млн. человек — 25% всех заключённых мира.
При Буше началась приватизация службы перевозки и задержания мигрантов в концентрационных лагерях в целях их депортации, в частности этим занимается филиал возглавлявшейся Диком Чейни скандально известной фирмы Halliburton Kellog Brown and Root.
Наибольший успех в последние годы был достигнут в сфере установления электронного контроля над личностью, осуществляемого под «контртеррористической» завесой: в настоящее время ФБР создаёт самую крупную в мире базу данных биометрических показателей (отпечатки пальцев, радужной оболочки глаз, форма лица, наличие и расположение шрамов, манера говорить и двигаться и т. д.), насчитывающую уже 55 млн. отпечатков пальцев. Последние новшества: введение системы сканирования тела в аэропортах США, отслеживание литературы, читаемой пассажирами во время полёта и др. Новые возможности для сбора подробной информации о частной жизни граждан предоставляют принятые летом 2008 г. Директива СНБ N 59 — «Биометрия для идентификации и наблюдения в целях улучшения национальной безопасности» и секретный «Закон о готовности страны к терроризму» 3.
Оценивая политику американских властей, бывший конгрессмен и кандидат в президенты США 2008 г. Рон Пол заявил, что Америка постепенно превращается в фашистское государство: «Мы идем к фашизму не гитлеровского типа, а к более мягкому, выражающемуся в потере гражданских свобод, когда всем заправляют корпорации и… правительство лежит в одной постели с большим бизнесом». Напомним, что Рон Пол — один из немногих американских деятелей, выступающих за закрытие ФРС как тайной неконституционной организации.
С приходом к власти Обамы полицейский порядок в Америке продолжает ужесточаться по двум линиям — укрепления режима внутренней безопасности и милитаризации гражданских институтов. Характерно, что, осудив покушения на индивидуальные свободы, допущенные администрацией Буша, Обама поставил под полный контроль сотрудников своей администрации, обязав их заполнить анкету, включающую 63 вопроса, которые касаются подробнейших деталей их частной жизни. В январе президентом США были приняты указы, делающие возможным продолжение незаконной практики похищения людей, их тайное содержание в местах заключения и перемещение в страны, в которых применяются пытки. Тогда же был внесён на рассмотрение в качестве законопроекта «Акт об учреждении национальных центров неотложной помощи», предусматривающий создание 6 таких центров на территории военных баз, расположенных в США, для оказания помощи лицам и их семьям, перемещённым в силу чрезвычайной ситуации или бедствия, и подпадающим, таким образом, под военную юрисдикцию4. Аналитики связывают этот законопроект с возможными потрясениями и считают его свидетельством подготовки администрации США к военному конфликту, который может быть развязан в результате готовящейся провокации.
Американская система полицейского контроля активно внедряется в других странах, в первую очередь в Европе — через установление на её территории гегемонии американского права путём заключения различных соглашений. Важную роль здесь сыграли скрытые от общественности переговоры Европа — США о создании общего «пространства контроля над населением», которые велись весной 2008 г., когда Европарламент принял резолюцию, утверждающую создание к 2015 г. единого трансатлантического рынка с устранением каких-либо барьеров на пути торговли и инвестиций5. Результатом переговоров стал закрытый доклад, разработанный экспертами шести стран-участниц и содержащий проект создания к 2014 г. «пространства сотрудничества» в области «свободы, безопасности и правосудия».
Речь в докладе идёт о такой реорганизации системы правосудия и внутренних дел стран-членов ЕС, при которой она будет подстроена под американскую. Это касается, например, не только возможности передачи персональных данных и сотрудничества полицейских служб (что уже широко осуществляется), но и выдачи на неопределённый срок выходцев из стран Евросоюза американским властям в соответствии с новым мандатом, упраздняющим все гарантии, которые предоставляла европейская процедура экстрадиции. В США действует «Акт военной комиссии» 2006 г., который позволяет преследовать или подвергать тюремному заключению любого, кто определяется исполнительной властью как «незаконно сражающийся враг», и распространяется на выходца из любой страны, с которой США не находятся в состоянии войны. Его преследуют как «врага» не на основе доказательств, но именно потому, что так его квалифицирует исполнительная власть. Ни одно иностранное правительство не опротестовало этот закон, имеющий международное значение.
Скоро будет подписано соглашение о передаче персональных данных, в соответствии с которым американские власти смогут получать такую информацию приватного характера, как номер кредитной карты, подробности о банковских счетах, осуществляемых вложениях, маршрутах поездок или связь через Интернет, а также сведения, касающиеся принадлежности человека к той или иной расе, политических убеждений, религиозной принадлежности, привычек и пр. Именно под давлением США в странах ЕС начался и переход на биометрические паспорта. Новая директива ЕС предусматривает всеобщий перевод с конца июня 2009 г. к 2012 г. граждан Евросоюза на электронные паспорта с чипом, на котором будут храниться не только паспортные данные и фотография, но и отпечатки пальцев.
На наших глазах строится всемирный электронный концлагерь, а кризисы, конфликты и войны призваны оправдать его создание. Как писал Дуглас Рид, «люди склонны дрожать перед воображаемой опасностью и ленятся увидеть настоящую».
_______________________
1 Тим Шорок. Разведку США отдали на откуп коммерсантам//www.agentura.ru/dossier/usa/contract/
2 См. Валецкий О. Частные военные компании, их создание, развитие и опыт работы в Ираке и других регионах мира//www.vrazvedka.ru/main/analytical/valeckiy.html
3 С тем, как принимался этот закон, можно ознакомиться здесь: http://www.youtube.com/watch?v=CNhS3fo_wEc
4 Text of H.R. 645: National Emergency Centers Establishment Act//http://www.govtrack.us/congress/billtext. xpd? bill=h111−645
5 Parlement europeen, «Resolution du Parlement europeen sur les relations transatlantiques «, B6−0280/2008, le 28 mai 2008. Report of the Informel, Hight Level Advisory Group on the Future European Affairs Policy (Future group), «Freedom, Security, Privacy. European Home Affairs in a Open World «, June 2008, p. 10, paragraph 50.