Русский дом | Протоиерей Артемий Владимиров | 08.07.2009 |
Он и вчера, и сегодня, и во веки Тот же, как говорит святой апостол Павел (Евр. 13, 8). Само время не властно над Тем, Кто победил смерть, и потому во Христе обретают единство не только просвещённые верой сословия общества — верхи и низы, власть предержащие и покорные ей, но и поколения, живущие и ушедшие.
Христос есть Глава Церкви, которая состоит из органичных частей: колена живущих и колена усопших. Сегодня нам с вами дано, обернувшись на наши собственные прожитые годы, ушедшие столетие и тысячелетие, поразмыслить о том, что было, подумать о том, что есть и помолиться о том, что будет. Великое, как говорится, видится на расстоянии. А история является лучшей из всех учительниц для разумных учеников, готовых делать выводы, извлекать уроки, как из своей жизни, так и из опыта ушедших поколений.
Взяв точкой отсчёта третье тысячелетие, мы с вами побеседуем о той великой трагедии, которая, по Божиему попущению, произошла в начале XX столетия, — о великой по своим беззакониям, ужасной по своим последствиям, безбожной по своему характеру и существу, а лучше сказать, антихристианской революции.
Слово «революция» в русском языке означает «превращение»; насильственное смещение того, что есть; искажение Богом данного порядка, произведённого, конечно же, тёмными силами. Слава Богу, мы с вами живём в такое время, когда сокрыть истину от большого числа людей уже невозможно, несмотря на то, что в мiре сейчас происходит невиданная ранее информационная война. Она заключается в том, чтобы утаивать происходящее в действительности или искажать её, расставлять ложные акценты, умело манипулируя вырванными из контекста событиями и фактами. И всё-таки каждый может сейчас докопаться до правды, под какими бы покровами лжи она ни скрывалась.
Оглянемся назад и сделаем некоторые выводы о той трагедии, которая произошла в нашей стране в 1917 году. Генеральная репетиция кровавого хаоса в XX веке была проведена в 1789 году во Франции и во многих других западных странах, насильственно лишённых, по легкомыслию их правителей и народа, христианской государственности. Но прежде посмотрим на российскую революцию глазами преподобномученицы Елизаветы Феодоровны, непосредственной участницы событий, — той, которая всё видела собственными глазами и заплатила собственной мученической кровью за верность Господу и Православию, любви и правде.
Прп. Елизавета Феодоровна (человек высочайшей не только духовной, но и светской культуры, с сильным умом, умеющим обобщать, делать аналогии) не была подавлена страшным распадом великой России, совершавшимся на её глазах. Она говорила: «Да, великая Россия гибнет, рушится, распадается, но Святая Русь сохранится». Думаю, что Елизавета Феодоровна оценивала историческую государственную мощь России и её духовный стержень, именуемый Святой Русью, примерно так же, как Господь соотносит тело и душу человека: …не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать (Лк. 12, 4).
Конечно, и душа не удержится в теле при разрушении его, однако, будучи бессмертной, она сохранится невредимой. Елизавета Феодоровна верила в Святую Русь — ядро русской культуры, историческое русское Православие. Вместе с тем, она говорила, что нельзя отождествлять бесчинства, ужасы, которые творились тогда по всей стране, с самой Россией, её народом. Сегодня-то мы знаем, что не только революционный вирус, бацилла нигилизма, но и сами беспорядки были импортированы, инициированы профессионально обученными провокаторами, растлителями, соблазнявшими наш народ, как развратник соблазняет неосторожное дитя.
Во всём свершившемся прп. Елизавета Феодоровна видела действия заклятых и лютых врагов России, к их числу принадлежал главный кровавый правитель Троцкий, разъезжавший на американском бронепоезде по нашим губерниям и лично участвовавший в казнях, граничивших с людоедством, над всеми сословиями нашего народа: от духовенства до крестьянства. «Нужно задать такую кровавую баню русской интеллигенции, — писал этот человек (о нём сейчас на Центральном телевидении снимаются фильмы), — чтобы та дошла до полного отупения, озверения и одичания».
Однако попустил Господь это, значит, исполнилась мера долготерпения Божия. Переполнился фиал Его Божественного правосудия, ибо не вдруг и не сразу произошла великая трагедия. Желая спасти нашу Родину от гибели, Господь Бог истощал все средства Своей премудрости и благости, вещая чрез служителей Своих. Вспомним хотя бы праведного отца Иоанна Кронштадтского, «пророка русской революции», как его иногда называют (хотя «русской» называют революцию лишь по месту проведения этих разрушительных действий). А сколько было одарённых пророческой харизмой писателей (Фёдор Михайлович Достоевский — один из них), которые предупреждали и отрезвляли просвещённые сословия, призывая их к ответственности за судьбу нашего патриархально настроенного, доверчивого народа!
Но пришло время, когда уже нельзя было ничего изменить. Известен ответ на письмо известного писателя С.А.Нилуса Великого князя Сергия Александровича, генерал-губернатора Москвы, написанный незадолго до его ужасной и трагической кончины. Нилус прислал копию так называемых «Протоколов сионских мудрецов» Великому князю, который ещё за десять лет до их издания сам распорядился выпустить в ограниченном количестве экземпляров этот документ для служебного пользования. Что же ответил генерал-губернатор Москвы своему тёзке? Это было одно слово — «поздно».
В начале XX столетия уже поздно было бить тревогу! Те, кто хорошо изучал эти письма и подобные им документы, признают милостью Божией хотя бы то, что Царская Семья, ставшая жертвой сатанинского заговора, дожила до 1918 года, ибо уже на стыке столетий она, приговорённая мiровой финансовой камарильей к гибели, подлежала уничтожению. Но Господь хранил и нравственно совершенствовал Семью Августейших Страдальцев для того, чтобы они, как зрелый плод, были в определённое Промыслом время представлены Царю Неба и Земли.
Но не будем считать революцию лишь экспортом дурмана, который помрачил сознание невинных детей. Осмысляя нашу трагическую историю и плача о горячо любимой Родине, потерявшей самостоятельность, лишившейся своей былой славы, должно исповедовать прегрешения свои и своих отцов, повергаясь ниц перед Господом Богом. Будем плакать так, как это делали лучшие сыны Израилевы в седой библейской древности: Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? (Пс.136,4), обретая таким образом нравственные силы к служению Отечеству, но не допуская в своё сердце черноты ненависти, во внешнем поведении — агрессии. Нельзя себя освобождать от ответственности за судьбу своей страны, всю вину возлагая лишь на тех, кто издревле подтачивал христианскую государственность и рвался из инфернальной (адской, — прим, ред) глубины к внешнему господству над м! ром.
Но на всё суд Божий! «Никто, как Бог!» «Что Бог творит — никому не говорит"… И, конечно же, взору просвещённого христианина мiровая история вовсе не представляется драконом, обернувшимся кольцом вокруг земного шара и кусающим свой собственный хвост. Как бы ни изощрялись враги правды Христовой, как бы ни стремились торжествовать свою победу над обольщёнными дехристианизированными народами, не злая сила правит мiром, но Воскресший из мертвых Господь.
Всё Он располагает: и в жизни каждого отдельного человека, и всех народов вместе взятых «числом, мерою и весом». Главенствует и управляет мiром вечный нравственный закон, и Господь продолжает вести Свою Церковь к той высокой и святой цели, которая именуется спасением человеческого рода. И даже тогда, когда апокалиптические ангелы Господни будут фиал за фиалом изливать на богоотступническую землю пламя, и кровь, и огненный град (так что одна за другою будут отравлены все стихии, а богоборческое человечество — мучиться и роптать в своих страданиях), даже и тогда небожители, объятые великой любовью к человечеству, будут восклицать: «Правы и святы пути Твои, Господи»!
Наделённый искренним сердцем и светлым умом православный христианин ежедневно должен внедрять в своё сознание слова: «Яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава, Господи, во веки веков!» Какой бы мрачной нам порой ни казалась окружающая действительность, каким бы злобным фарсом ни представлялась стратегия, тактика, политика ведущих государств, но «делать погоду» дано не им. Мiром управляет Господь. Все народы пред Ним как ничто, — сказано у пророка Исайи (Ис.40,17), и потому всё в мiре обращается ко благу Церкви Христовой, во имя спасения душ, желающих спастись. Господь не подвергает одной участи и праведных, и нечестивых. Златая нить Божественной благодати, исходящая из рук Христа, крепится в глубинах по-детски верующей, служащей Богу души. Никто не в силах оборвать эту нить, потому что не напрасно Бог стал человеком. Раз и навсегда сокрушив власть дьявола, искупив человеческий род Своей драгоценной Кровью, Господь даёт нам всё необходимое и достаточное для спасения, самые ошибки наши и предков наших обращая к благим для нас последствиям. Примем это убеждение за истину! Христианин — не затравленный зверёк, который повсюду видит лишь действия враждебных ему сил. Христианское миросозерцание — светлое и чистое. Созидая собственное духовно-нравственное устроение, мы должны пристально взирать на угодников Божиих, близких нам по эпохе святого праведного Иоанна Кронштадского, св. блгв. Государя Николая II, преподобномученицу Елизавету.
Необходимо нам более вживаться в судьбы и писания новомучеников и исповедников российских, которые, вступив в борьбу с «багряным драконом», противостояли жесточайшей, людоедской, люциферианской «мясорубке» — системе коллективного уничтожения душ и телес христиан — и сохраняли своё лицо и царственное спокойствие, отстаивая веру, надежду, любовь. Истинные христиане всегда будут маяками для своих ближних и для многих людей, входящих с ними в личное общение. Господь даёт нам не дух боязни, а дух сыновней любви, который в нас, и вместе с нами вопиет: «Авва, Отче!»
Взирая на наше историческое прошлое и извлекая из него уроки, мы, конечно же, должны воспомянуть свидетельства многих новомучеников российских и, прежде всего, епископов, которые говорили, что православный христианин не может не быть монархистом. Если мы знаем свою историю, если умеем делать аналогии, если пользуемся присловием: «Всё познаётся в сравнении», то для нас слишком очевидна разница между двумя эпохами: предреволюционной и послереволюционной. Действительно, библейское учение о государях, о царях остаётся неизменным. Царь — это душа нации. Монарх — это знамя своего народа. Монарх — это тот, кто является отцом для всех сословий общества. Мы говорим, безусловно, не об абсолютистской или западной монархии, тем паче не о восточной деспотии, а о православном Самодержавии византийского или русского образца. Монарх — это тот, кто, как отец, возвышаясь над всеми сословиями и получив от Господа Бога дар Святого Духа к управлению страной, руководствуясь вечным и неизменным нравственным законом любви и правды, евангельскими заповедями, лично подотчётен Царю царей и Господу господствующих за руководство страной. Монарх — это тот, кто, становясь предметом народной любви, сплачивает весь народ, так что он сам и верноподданные представляют собой единый организм, животворимый благодатью Святого Духа. Через личность монарха, православного Царя, Божия благодать обильно струится и осеняет все государственные институты и учреждения, созидая в сердцах верноподданных особое устроение, о котором говаривал преподобный Серафим Саровский: «После любви ко Господу Богу исполнением заповеди любви к ближнему служит всего прежде долг верноподданного к своему Государю. Помазанник Божий и есть тот ближний, в служении которому христианин учится служить Царю Небесному».
Нам, прошедшим закалку в октябрятской, пионерской, комсомольской организациях, нам, детям бунтарского, революционного века, отравленного нигилизмом, ложными французскими утопическими идейками, нелегко сразу добраться до этой жизненной философии православного христианина России. Но если взять в руки словарь Даля и посмотреть, что там написано о царе (а ведь в пословицах кристаллизуется народная мудрость и тысячелетний опыт нации), мы увидим, что «Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится»; «Нельзя быть земле Русской без государя»; «Без царя — земля вдова»; «Государь-батюшка, надёжа — православный царь». И посему самой спасительной идеей в смутные времена прошлых столетий была вера в Царя Великой, Малой и Белой Руси, которому провиденциально, то есть по воле Божией, будет дано вывести Россию из исторического небытия, если только сыны окажутся достойными, то есть готовыми каяться в своих грехах. Это блестяще подтверждается нашей историей. Да, не все цари были в человеческом отношении идеальны. Каждый из них, будучи ограничен, мог совершить и немалые ошибки. Да, конечно, и русские цари, в силу влияния западнических идей, не сразу поднимались до полноты национального самосознания, однако сами характеристики, которыми русский народ наделял своих земных владык и отцов, говорят о многом… Александр I Благословенный, Павел I — мужицкий, или народный царь, Александр II Освободитель, Александр III Миротворец, Николай II — Мученик. Отметим, что в языковое сознание сербского и русского народов ещё до прославления Царской Семьи прочно вошло устойчивое словосочетание, которое невозможно расчленить — Царь-Мученик (равно, как и в официально утверждённые Издательским Советом Московской Патриархии литургические тексты). Следовательно, знает народ и чует сердцем своим некую страшную тайну, которую и выговорить-то нелегко, но которая выражается этим сочетанием: «Царь-Мученик» — кротчайший из русских царей, удерживавших разлитие мiрового зла на земле.
И в заключение. Главный урок, который мы выносим, читая книги Ивана Солоневича «Народная монархия» и Льва Тихомирова «О русской государственности», знакомясь с не вымышленными, но подлинными воспоминаниями о русских царях, может быть выражен поговоркой: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Однако не только плачем, но и воспитываем сами себя. Думаю, что каждый из нас, кто соприкасался с царской тематикой, знакомился с судьбами помазанников Божиих или с членами их Августейших Семей, подмечал, как таинственно меняются, возвышаются наши мысли и чувства в ходе чтения и размышления. Узнавая о жизни тех, кто с верою во Христа Спасителя нёс свой державный крест, невольно и сам облагораживаться. Чувствуешь, как твои вчерашние грубость, легковесность, нравственная неразвитость уступают место молодым росткам кротости, деликатности в общении, великодушию, пробивающимся сквозь коросту твоего сердца…