Православие.Ru | Священник Андрей Филлипс | 07.07.2009 |
После мученической кончины в 634 году короля восточных англов святого Сигеберта — первого английского правителя, принявшего монашество, и после смерти его родственника и преемника Эгрика на трон Восточной Англии вступил благочестивейший король Анна. Он правил 20 лет, и за это время его королевство сделало многое для Церкви и поддержания монашества как в пределах королевства, так и во всей Англии. Анна способствовал обращению в веру короля Кенвала Уэссекского, крещенного святым Феликсом, апостолом Восточной Англии. Брат Анны Этельвальд стал крестным отцом королю Эссекса Свитхельму, которого крестил апостол восточных саксов святитель Кедд в королевском дворце Восточной Англии в Рендлшеме графства Саффолк. Король Анна умер от рук языческого правителя Мерсии Пенды в 654 году. Этот король запомнился не только своими делами; у него были замечательные дети, известные как элийские святые.
Из шести детей Анны старшим был святой Юрмин (Герман); правда, возможно, он был не сыном, а племянником Анны. Святой Юрмин погиб, как и его отец, защищая христианскую веру, в 653 году. Святого Юрмина долгое время почитали как мученика; его мощи хранились в Блитбурге графства Саффолк в королевской церкви, где был захоронен и его отец. Затем его мощи перенесли в город Бери-Сент-Эдмундс, где в раке также хранились мощи святого Сигеберта, принявшего здесь монашество. Память святого Юрмина празднуется 23 февраля по старому стилю.
Следующей по старшинству была приемная дочь Анны святая Сетрида. В то время в Англии мало было женских монастырей, и потому она уехала в Галлию, где приняла монашество и позднее стала второй настоятельницей монастыря Фармутье. Святая Сетрида преставилась в 660 году, а день ее памяти — 10 января по старому стилю.
Третьим ребенком Анны была святая Этельбурга, ставшая настоятельницей того же монастыря Фармутье в Галлии после смерти своей сестры святой Сетриды. Святая Этельбурга преставилась в 664 году. Ее мощи оставались нетленными, и местные жители называли ее «Aubierge». День памяти святой Этельбурги из Фармутье — 7 июля.
Четвертым ребенком короля Анны была святая Саксбурга, вышедшая замуж за принца королевства Кент. Она имела двух дочерей: святую Эрминильду, будущую королеву Мерсии, и святую Эрконготу, подвизавшуюся вместе со своими тетками в обители Фармутье. Старшая дочь святой Саксбурги, святая Эрменильда, была матерью святой Вербурги Честерской. В 664 году, после 24 лет брака, святая Саксбурга овдовела. Святитель Феодор Кентерберийский постриг ее в монахини, и Саксбурга стала настоятельницей основанного ею островного монастыря Минстер-На-Шеппи в нынешнем графстве Кент, где управляла 74 монахинями. Через некоторое время она покинула Минстер в связи с тем, что ее дочь святая Эрменильда овдовела. Святая Саксбурга переехала в Эли и подвизалась там как простая монахиня. Но после смерти своей сестры святой Одри святая Саксбурга стала настоятельницей в Эли. Она преставилась примерно в 700 году, день ее памяти — 6 июля. В Эли, так же как и в Шеппи, эту святую в должности настоятельницы сменила ее дочь святая Эрменильда, которую, вероятно, сменила ее дочь святая Вербурга.
Пятым, и наиболее известным, ребенком короля Анны была святая Одри, которая основала островной монастырь в Эли и была в нем первой настоятельницей. Святая Одри преставилась в 679 году, день ее памяти — 23 июня.
Шестым и самым младшим ребенком была святая Витбурга. Она вела отшельническую жизнь в Холкхеме графства Норфолк. Слава о ней так возросла, что Холкхем стали называть Витбургстоу (святое место Витбурги). Святая также основала монастырь в Ист-Дирем того же графства. После смерти святой Витбурги в 743 году, в возрасте почти 100 лет, ее мощи сначала почитали в Ист-Дирем, а затем и в Эли. День ее памяти — 17 марта.
Наиболее прославленной из этих шести детей Анны и святых Божиих была святая Одри. Она родилась в 630 году в королевском поместье Экснинг (Западный Саффолк), что в 10 милях от Эли. Она получила имя Этильтрит, что означает «Благородная сила». С самого начала это имя произносили как Этельдреда, затем — Алдру, а в Средние века более просто — Одри, как ее будем называть далее и мы[1].
Поскольку Одри родилась в Саффолке, то, скорее всего, была знакома со святителем Феликсом, епископом Данвичским и апостолом восточных англов. Святой Феликс приехал в Восточную Англию из Галлии примерно в 631 году и трудился вместе с двоюродным братом ее отца святым Сигебертом. Святителя Феликса рукоположил во епископа святитель Онорий Кентерберийский. Именно Феликс огласил и крестил короля Анну и всю его семью, включая Одри. Он основал монастырь в нескольких милях от Экснинга — в Сохаме. В 647 году святая Одри познакомилась с будущей великой святой — Хильдой, которой было тогда 33 года. Она навещала королевскую семью Восточной Англии, а через год вернулась в Нортумбрию, по просьбе святителя Айдана Линдисфарнского, который благословил распространять там монашескую жизнь. Возможно, именно во время этого визита был достигнут союз между королевствами Восточная Англия и Нортумбрия. Сестра святой Хильды святая Хересвита († ок. 690; память 3 сентября), которой предстояло принять монашество в Шелль в Галлии, вышла замуж за дядю святой Одри Этельрика. Их сын Альдвульф впоследствии стал славным королем Восточной Англии. 8 марта того же 647 года умер святой епископ Феликс, он был похоронен в своем монастыре Сохам. Мы точно не знаем, кто был по смерти епископа духовным наставником святой Одри, но уже тогда она была усердной в делах веры и желала монашества. Но принять монашеские обеты ей суждено было только много лет спустя.
В 652 году святой Одри пришлось выйти замуж за Тондберта — знатного человека из области Южный Гирве в Восточной Англии (это была болотистая местность). В качестве приданого она получила остров Эли (что значит «Остров угрей» — здесь водилось много этой рыбы), на самой границе Восточной Англии. Этот брак, заключенный из политических соображений, закончился очень скоро — в 655 году — со смертью Тондберта. В том же году от рук язычников мерсийцев погиб отец святой Одри. Несмотря на брак, святая Одри осталась девой. Последующие пять лет своего вдовства святая провела в Эли, где предавалась молитве и аскетическим подвигам, предполагая основать здесь монастырь. Но время для ее монашества еще не пришло. В 660 году Одри снова пришлось выйти замуж по соображениям политического характера: чтобы способствовать улучшению отношений королевства с Нортумбрией, Одри вышла замуж за короля этой страны Эгфрида, которому тогда было всего 15 лет. Святая Одри, до этого бывшая принцессой Восточной Англии, теперь стала королевой Нортумбрии, подобно своей сестре святой Саксбурге. Как мы помним, святая Саксбурга в 640 году стала королевой Кента, выйдя замуж за короля Кента Эрконберта. Последний был внуком первого английского христианина — святого короля Этельберта Кентского и братом святой Энсвиты Фолкстонской, первой английской монахини. Также и дочь святой Саксбурги святая Эрменильда стала королевой Мерсии, вступив в брак с королем Вулфхером Мерсийским, тем самым открыв путь к просвещению верой Христовой мерсийского королевства, долго упорствовавшего в язычестве.
В Нортумбрию королеву Одри сопровождал ее верный эконом Овен († ок. 680, память 4 марта), который впоследствии стал монахом и святым; он подвизался в Ластингеме и Личфилде под руководством святителя Чеда[2]. Будучи королевой Нортумбрии, святая Одри много помогала святому Вилфриду Йоркскому, просветившему королевство Сассекс (королевство южных саксов). Особенно важно то, что она пожаловала ему землю в Хексеме для постройки церкви и монастыря. Нет сомнений, что святая часто посещала находившийся высоко на скале монастырь Уитби, основанный в 657 году сестрой ее тетки, святой Хересвиты, и ее давней подругой святой Хильдой. Повзрослев, муж святой Одри стал требовать супружеских отношений. Королева избегала их; поддержку своего желания остаться в девстве она искала у святого Вилфрида, епископа Йоркского. Король неохотно, но все же дал согласие на то, чтобы они расстались. Это случилось в 672 году. Святая Одри уехала в Колдингем, где тетка ее мужа, святая Эбба (615−683, память 25 августа), основала монастырь. Как и монастырь святой Хильды, Колдингем был двойным: в нем подвизались и монахи, и монахини. Он тоже находился на скале у Северного моря; это место сейчас носит название Сент-Эббс-Хед — в честь святой Эббы. Здесь наконец святой Вилфрид постриг святую Одри в монахини. В следующем 673 году святая Одри приехала в Восточную Англию, а затем возвратилась в любимый ею Эли.
Одна из легенд гласит, что бывший муж святой Одри, в то время еще не женившийся повторно, передумал отпускать святую; он стал преследовать ее, но был остановлен внезапным разливом реки Хамбер. Другая легенда рассказывает, как святая по пути в Эли заночевала в деревне, которая сейчас называется Уэст-Хэлтон. Как только ее посох коснулся земли, то немедленно зацвел. Эти истории своего рода символы и знаки духовной зрелости святой Одри и ее судьбы. В Средние века деревня Уэст-Хэлтон долгое время носила название Этельдредстоу («Святое место Этельдреды»), а местная церковь до сих пор освящена в ее честь.
В Эли святая Одри принялась перестраивать и восстанавливать древнюю церковь, основанную еще святым Этельбертом Кентским под руководством святого Августина, если, конечно, можно доверять преданиям XII века. Эту церковь чуть было не уничтожил король Пенда Мерсийский. Здесь святая Одри, подобно своим наставницам и воспитательницам святым Хильде в Уитби, Эббе в Колдингеме и старшей сестре святой Саксбурге на острове Шеппи, основала двойной монастырь, в котором руководила монахами и монахинями. Ее пример привлекал и вдохновлял многих, одной из них была племянница святая Эрменильда, принявшая монашество в Эли. О жизни святой Одри как настоятельницы пишет преподобный Беда. Она вела подвижническую жизнь, «подавала пример небесной жизни другим и сделалась матерью в девичестве для многих дев, посвященных Христу» (преподобный Беда). Здесь наставником святой Одри был преданный ей священник — иеромонах Хуна († 690, память 13 февраля), впоследствии ставший отшельником в Чаттерис (в районе Кембриджширских болот) и почитаемым святым; местечко Хани-Фарм там, где подвижничал Хуна, названо в его честь. Отринувшая королевскую роскошь, Одри ни разу с того самого времени, как приняла монашеский постриг, не надела полотна, но носила только одеяние из грубой шерсти. Горячей водой она мылась только перед великими праздниками, такими как Пасха, Пятидесятница и Богоявление, и то последней, когда все служительницы Христа уже помылись с ее помощью. Этим святая Одри следовала Христу, омывшему ноги Своим ученикам. Подвижница ела мало, а больше одного раза в день она вкушала пищу только по праздникам или же по крайней необходимости. Если ей не мешала болезнь, святая Одри всегда оставалась в храме после вечерней службы и заутрени, непрестанно молилась до самого рассвета (то есть с полуночи до 6 часов утра).
Плодом аскетических подвигов стал дар предвидения, который стяжала святая игуменья Одри; она предсказала, в частности, приход чумы. Это произошло в 679 году, примерно через семь лет после того, как она стала настоятельницей. Одри заранее знала и день своей кончины. Святая Одри не только предсказала, что причиной ее смерти станет чума, но и открыла всем число тех сестер монастыря, кто падет жертвой этой болезни. У одра ее был преданный отец Хуна, напутствуя ее в минуту, когда она «перешла от боли и смерти к вечной жизни и здравию» (преподобный Беда).
В должности настоятельницы святую Одри сменила ее сестра святая Саксбурга. Она решила извлечь останки своей сестры из деревянного гроба, с тем чтобы переложить их в каменный и перенести в церковь. Так как в болотистом районе Эли не было камней, настоятельница попросила монахов спуститься по реке Ус в древнее римское поселение Грантчестер. (Тот Грантчестер не совпадает территориально с современной одноименной деревней; на его месте сейчас расположен пригород Кембриджа под названием Честертон)[3]. Там, рядом с городскими стенами, они увидели белый мраморный гроб превосходного качества с плотно прилегающей каменной крышкой. Монахи взяли этот гроб как знак Промысла Божия и возвратились в Эли. Наступил день, на который было назначено перенесение останков Одри, — 17 октября 696 года. Над могилой святой Одри был установлен навес, и монахи начали готовиться к тому, чтобы открыть деревянный гроб. Братия стояли и пели с одной стороны, а сестры — с другой. Тут настоятельница Саксбурга, пришедшая с остальными, чтобы открыть гроб и омыть кости, воскликнула громким голосом: «Слава Богу!». Она увидела, что тело ее сестры осталось нетленным, «как будто она умерла и была погребена в тот же день». А престарелый монастырский врач Кинифрид, лечивший святую Одри за три дня до ее смерти от опухоли на шее, засвидетельствовал: надрез, сделанный им на шее святой, там, где была, опухоль, полностью зажил, остался лишь небольшой рубец. «Все льняные ткани, в которые было завернуто тело святой, выглядели такими же новыми и свежими, как и в тот день, когда в них завернули ее чистое тело». Рассказывали, что святая Одри со смирением принимала боль, связанную с ее болезнью, и другие страдания, объясняя это наказанием Божиим за свое тщеславие, когда она, будучи молодой, «любила носить драгоценности на шее». Так ей пришлось «променять золото и жемчуг на сильную боль"[4].
О церемонии перенесения святых мощей Одри из старого деревянного гроба в каменную раку рассказал около 1000 года аббат Эльфрик Эйншемский: «Ей омыли тело, облачили его со всеми подобающими почестями в новые одежды и внесли в церковь, распевая радостные гимны. Затем они положили ее в раку, где она лежит и по сей день на радость и удивление многих, приходящих ее почтить». Во время самой церемонии произошло несколько чудес. При прикосновении к льняным одеждам, в которые было одето тело святой Одри все предыдущие годы, демоны оставляли одержимых ими людей, и многие исцелялись от разных болезней. Даже деревянный гроб, в котором первоначально лежало ее тело, исцелял от глазных болезней и от слабого зрения, когда верующие клали головы на него. Чудесно и то, что обнаруженный монахами римский каменный гроб совершенно подходил для того, чтобы в него были положены мощи святой, словно его специально для этого кто-то подготовил. А место для головы было словно специально вырезано и прекрасно подходило для святой Одри.
Через несколько десятилетий после этих событий преподобный Беда Достопочтенный писал о святой Одри: «Родившись королевой, она достойно несла земную корону, но Небесное Царство радовало ее больше всего. Презрев супружеское ложе, она двенадцать лет сохраняла и в женах девство, устремляясь к монашеской жизни. Она пришла абсолютно чистой к своему Небесному Жениху, оставшись даже душою девой». А позднее аббат писал, что «английская дева имела двух мужей, но так и осталась девой».
Благодаря святости Одри монастырь Эли оставался великой святыней до разорения его датчанами в 870 году. Рассказывают, что когда один из датских воинов открыл раку святой Одри, думая найти в ней сокровища, и увидел нетленные мощи, он был сражен страхом и упал замертво. Ровно через 100 лет, в 970 году, в великий период национального возрождения, монашеская жизнь в Эли была восстановлена указом благоверного короля Эдгара Мирного и усилиями святителя Этельвольда Винчестерского. Снова Эли стал прославленным центром прилежной монашеской жизни и усердия в добродетелях.
«Книга Эли» XII века рассказывает о том, что в Эли во времена короля Эдгара был один греческий епископ. Город Эли славился своей школой вышивания и изготовления украшений, особенно в начале XI века, когда король Кнуд и королева Эмма покровительствовали этой школе. Королева Эмма пожертвовала на украшение раки святой Одри пурпурную ткань, затканную золотом и украшенную бриллиантами. Однажды король отправился на королевской барже в Эли на праздник Очищения (то есть Сретение Господне. — Примеч. пер.), празднуемый 2 февраля. Еще находясь на барже, приближающейся к церкви, он услышал красивое пение монахов, которым был так поражен, что сразу сложил стихотворение в честь этого события, дошедшее до наших день:
«Весело пели монахи в Эли,
Когда король Кнуд подплывал к берегу;
Гребите, люди, ближе к этому острову
И давайте слушать пение монахов".
После норманнского завоевания 1066 года, то есть фактически после первого крестового похода, город Эли стал последним центром физического противостояния захватчику. Возможно, именно тогда здесь появилось осознание того, что Эли сыграл особую роль во всех делах семи английских королевств. Под влиянием и при помощи короля Анны и его семьи короли и королевства Уэссекса и Эссекса были крещены; через дочерей короля Анны установились тесные отношения с королевскими домами Кента и Нортумбрии. Святая Одри помогла святителю Вилфриду принести свет Христова Евангелия в королевство Сассекс — последнее из английских королевств, принявших веру. А через внучку короля Анны святую Эрменильду некогда яростное языческое королевство Мерсия приняло христианство. В Эли в 1070—1071 годах под руководством Хереварда, «последнего англичанина», собирались те, кто до последнего противостоял нечестивому завоеванию Англии норманнами.
Таким образом, святая Одри, мать Восточной Англии, оказалась во главе национального подъема, а город, в котором хранилась рака с ее мощами, превратился в объединяющий центр английского сопротивления. Вдохновленный благородной силой святой Одри дядя Хереварда, аббат Брэнд из Питерборо, отказался признавать незаконного аббата Терстана Элийского, а его монахи радушно приняли Хереварда. Все, кто присоединялись к последователям Хереварда, должны были дать клятву около раки святой Одри верно служить и трудиться с ними «телом и душой». «Книга Эли» описывает, как солдаты ели вместе с монахами, а Херевард сидел за высоким столом с самим аббатом. Беженцы и сторонники собирались вокруг Хереварда. В их ряды вступили также графы Эдвин и Моркар, аббат Сент-Олбанса Сивард, епископ Этельвин Даремский, а также другой епископ — многоуважаемый старец Осмунд, бывший миссионер, возможно рукоположенный на Руси и благословленный учредить национальную Церковь в Швеции[5]. Завоеватели встретились с большими сложностями на подступах к Эли, так как «этот остров был защищен и труднодоступен не только по естественным причинам, но и заступничеством святых жен Саксбурги, Витбурги, Одри и Эрменильды». Когда герцогу Норманнскому с помощью магии и предательства удалось проникнуть в алтарь церкви святой Одри, то, как было записано, «он, стоя далеко от мощей святой девы, бросил марку золота на престол, не смея подходить ближе из-за страха перед грозным судом Божиим, который мог обрушиться на него за то, что его последователи сделали столько злых дел в этом доме». Король Вильгельм Завоеватель (1066−1087), мстя Эли, потребовал от монахов выплаты 700 марок серебра. Сумма оказалась столь колоссальной, что монахам пришлось снять серебро даже с богато украшенного изображения святой девы Одри и других Элийских святых. Аббат Сент-Олбанса умер от горя, графы Моркар и Сивард были арестованы. Епископ Этельвин торжественно объявил, что норманнские завоеватели навсегда отлучаются от церковного общения Православной Английской Церкви, но за это его заточили в Абингдоне, где он умер от голода. Другим выкололи глаза или отсекли руки и ноги, однако святая Одри и ее святые сестры продолжали защищать Эли, особенно от Пикота, норманнского шерифа из Кембриджшира, злостного вора и разорителя. Они защищали Эли и от норманна по имени Гервасий, «сильного врага святой Одри», который нападал на владения монастыря и разворовывал его имущество как только мог. В видении ему явились святая Одри с сестрами Саксбургой и Витбургой, и он тотчас упал, сраженный сердечным приступом. «Страх святой Одри овладел всеми соседями, и много лет ни один аристократ, ни один судья, ни один важный человек не смел присвоить ничего из владений церкви Эли — так мужественно святая дева защищала свою собственность».
В Средние века, благодаря раке святой Одри, Эли оставалось одним из самых знаменитых святых мест всей страны, символом некогда сильного духовного величия Англии. Тринадцать храмов было освящено в честь святой Одри: по одному в графствах Сомерсет, Шропшир, Оксфордшир, Линкольншир и в Лондоне, два в Хертфордшире и шесть в Восточной Англии. Святая Одри всегда была окружена чудесами и почиталась как одна из любимейших святых жен Англии, а имя Одри до сих пор (хотя после реформации прошло более 450 лет) является одним из распространенных крещальных женских имен в стране. Рака святой Одри была осквернена и разграблена жадными деятелями реформации в 1541 году, и сегодня, спустя тринадцать веков по обнаружении нетленных мощей святой, они хранятся в церкви святой Этельдреды в Эли-Плейс в Лондоне, а ее нетленная рука покоится в католической церкви города Эли. Элийский кафедральный собор по сей день возвышается над маленьким городом Эли и окружающей его болотистой местностью; он настолько высок, что виден с расстояния более чем 20 миль. Построенный точно на месте бывшего монастыря святой игуменьи Одри, он высится как памятник, свидетельствующий о благородной силе святой; он напоминает о том, что по всему миру православные христиане разделяют святую единую православную веру вместе со святой угодницей Одри, матерью Восточной Англии.
Святая мать Одри, моли Бога о нас!
Перевел с английского Дмитрий Лапа
________________________
[1] Имя Этельдреда часто сокращается до Этель, что, собственно, является изобретением викторианской эпохи. Эта форма имени не совсем правильная. Подобными изобретениями того же времени являются имена Хильда вместо Хильд, Сетрида вместо Сетрид, Вербурга вместо Вербург и Саксбурга вместо Саксбург. Древние английские женские имена никогда не оканчивались на -а.
[2] Крест в память о святом Овине, первоначально воздвигнутый в соседней церкви Хэдденхема, сегодня можно увидеть в соборе Эли. На нем написано: «Даруй, Господи, Твой свет и покой Овину. Аминь».
[3] В 1952 году похожие римские гробы были обнаружены в Честертоне. Каждый из них был освинцованным и содержал в себе скелет. См.: Журнал Восточной Англии. 1954. Т. 13. N 5. Март.
[4] В память о том, что святая Одри в юности любила носить ожерелья, в XVI веке модным кружевным и шелковым воротничкам дали название «tawdry lace», то есть «Audrey's lace» («кружево Одри»). В следующем веке из-за плохого качества этих воротничков слово tawdry приобрело свое современное значение («мишурный», «безвкусный»).
[5] Сведения о том, что он, возможно, намеревался учредить национальную шведскую Церковь при поддержке Константинополя и Руси, см. в: Лесли Абрамс. Англо-саксы и христианизация Скандинавии. Кембридж, 1995. Т. 24. С. 235.