Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииАрхимандрит Никон (Антонов)30.01.2006 

«Подозревают друг друга в сглазе, в колдовстве, а не понимают, что Господь попускает за грехи скорби и болезни»

Уже в девять вечера, путешествуя по Плюсскому благочинию, навещая храмы и беседуя с батюшками, мы добрались до Заполья — большого села на Ленинградском шоссе, где в храме Георгия Победоносца нас ждал настоятель Архимандрит Никон.

Будущий Архимандрит в своем родном Касимове посещал храм с 3 лет, а по окончании средней школы поступил в Псково — Печерский монастырь, где обычно выполнял послушание — трудился в дни зимних и летних каникул. С 1973 года жил постоянно в монастыре и нес там послушание, как инок, а впоследствии монах. Его духовным отцом был старец Иоанн Крестьянкин. Пострижен был Володя Антонов в 1974 году, с 1975 года принял сан иеромонаха, и с этого же года принял послушание на приходе в Заполье в церкви священномученика Георгия Победоносца. И уже тридцать лет отец Никон здесь настоятель, народ в деревне его хорошо знает. Знакомимся и мы с отцом Архимандритом:

Служба всегда была в храме, отец Никон?

Он был закрыт в 1937 году, но при немцах, во время оккупации, восстановили Богослужение, и по сей день храм не закрывался.

Есть ли, батюшка, иконы Чудотворные, старинные?

Старинных икон у нас не осталось: храм подвергался с 1975 года более пятнадцати раз постоянному разорению. Здесь не осталось ни одной иконы, а что вы видите — это возобновленные иконы. Старые иконы украдены. Запольский приход относился когда-то к Которскому приходу, и впоследствии помещиками был построен в Заполье храм в 1655 году. Потом старый храм разобрали, а на другой стороне дороги построили новый, и в 1848 году 17 августа в честь Святаго великомученика Победоносца Георгия освятили. В 1864 году храм обновили и утеплили.

Есть ли в этой местности какие — то святыни вокруг?

Был источник Преподобномученицы Анастасии Римляныни, но сейчас он утрачен. Я пытался его возобновить, но невежественные люди превращали его в свалку.

Сколько же народу у Вас на приходе, батюшка?

Население катастрофически уменьшается, и прихожан у нас в храме 10−20 человек, а в Двунадесятые и Великие праздники до пятидесяти — семидесяти человек, но это редко. С каждым годом все меньше прихожан. Ходят к нам православные с Заполья и Заплюсья, а с окрестных деревень нет возможности приехать — автобусы не ходят.

У Вас большой опыт служения, отец Никон, есть ли разница между нравственным состоянием прихожан двадцать лет назад и сейчас?

Разница очень большая: сейчас не особо хотят молиться. В семидесятые годы этот храмик был полненький от порога и до амвона. И люди при выносе Плащаницы плакали голосом, их невозможно было остановить. Очень крепкие молитвенники были, и служба была более продолжительная, а казалось, что пролетала. Пели всем храмом, знали все молитвы, Богослужебные песнопения и наслаждались этим. Но мне тогда казалось, что очень мало ходят в храм, хотя причастников было до 400 человек в 70 — е годы, а сейчас в эти годы: 25 — 30 причащающихся. Но все равно приходят, Слава Богу, и за это. Большинство в храме — пенсионеры, те, кто раньше не ходил в храм, и были далеки от Бога, но пришли с трудом, со скрипом, ради батюшки. Молодежи в храме нет, уезжают в город за работой. Бывает, приходят, кое — как перекрестятся, свечечку поставят Великим постом, и пошли из храма. А приходят в храм еще и потому, что иногда говорю: «Умрете, отпевать не буду: кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец».

Сурово, батюшка.

А за то на пользу. Уже знают: заболел, приболел, лежит при смерти — «Батюшка, надо причастить», хотя из десяти усопших отпеваем сейчас — одного.

Может, люди не понимают, как это важно: причащаться перед смертью, отпевать покойного?

Нет. Это неверие. Спрашиваю: «Мать, когда умрешь, тебя нести в храм отпевать? — Нет, не надо, — отвечает, — я не ходила. Хороните так».

Есть сейчас какой — то общий, распространенный в человеке грех?

Сомнение в вере.

Даже у тех, кто ходит в храм?

Да. Невоздержанность. Кощунство. Суеверия. Экстрасенсы. Кодирование. Подозревают друг друга в сглазе, в колдовстве, а не понимают, что Господь попускает за грехи скорби и болезни. Каждый год после престольного праздника 6 мая, кто зовет, я каждый дом, каждую квартиру в Заполье и Заплюсье обхожу с молебном. Причащаются крайне редко. Обычно религиозные люди просят: «Пригласите батюшку, умираю». Крестин нет, но два — три в лето, рождаемость — нулевая, а смертность очень большая. Правда, бывают венчания два — три в год.

На какие же средства Вы содержите храм? У Вас так благолепно, чисто.

На средства прихожан, мне записочки передают из города, просят: «Батюшка, помолись». Есть люди, которые меня поддерживают маленькой жертвой, есть городские бабушки, они собирают копейки для храма, вот на это мы и существуем. Большие пожертвования бывают редко, очень редко.

А помощницы есть?

Один человечек, мы вместе с ней и содержим пока храм, а так все на моих руках. В воскресенье отслужил, а в понедельник приду и привожу храм в порядок, потихонечку убираю здесь. Вот и сегодня приготовил все к престольному празднику для пятницы — нашему Святому Георгию Победоносцу. В основном — все на мне. И служба, и уборка. У меня есть два алтарника, уставщик, который правит службу, он 12 лет со мной служит, приезжает из Плюссы. Есть, кому помогать.

Общаетесь с миром?

Не с кем. Школы нет, да и взрослые далеки от Бога, и уже с некоторыми отклонениями физическими, психическими, дети такие же — у которых родители немножечко неправильный образ жизни вели. Да и в этих семьях нет Бога. У меня бывали раньше дети, с которыми я разговаривал, учил, они приходили ко мне. Потом уехали из поселка, но некоторые приезжают, раз в год причащаются, иногда помогают мне, территорию возле храма уберут. От них нет такого свинства, безнравственности, совесть какая — то еще внутри них живет. И батюшкино нравоучение, воспитание церкви в них осталось. А те, кто не имел общения с Церковью, у них совершенно другая судьба, отрицательная. Не хотелось бы об этом говорить.

То, что Вы видите вокруг, Вас пугает? Или Вы надеетесь на чудо, которое спасет наш народ?

На Милость Божию. И любовь Бога к нам всем. А нам молиться, трудиться и терпеть — вот и все. Труд и молитва самый лучший подвиг. Когда я уходил из Псково — Печерского монастыря, спросил у отца Серафима, ризничного: «Как же мне, отец Серафим, на приходе — то себя вести, ведь я же мальчишка еще? — А он говорит: молись и трудись в храме. Знай храм, молитву, труд и послушание добросовестное — вот и будешь спасен. Когда будет не под силу, Господь сам освободит тебя и укажет другой путь, а пока есть возможность, знай, что у тебя есть только келья и храм, и молитва. Ты — монах». Так я и живу советами моих монастырских старцев.

Спаси, Господи!

Если кто — то захочет пожертвовать храму средства и помочь, можно обратиться по адресу:

181 023, Псковская область, Плюсский район, п. Заполье, храм св. Георгия Победоносца, настоятелю Архимандриту Никону (Антонову)

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1129


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru