Независимая газета | Протодиакон Андрей Кураев | 04.07.2009 |
— Скажите, чем плохи существующие учебники по «Основам православной культуры»?
— Таких учебников существует уже достаточно много, они все разные, в том числе и по своему качеству. Однако ни один из этих проектов не получил общецерковного благословения, ни тем более санкции Министерства образования. Те требования, которые министерство будет предъявлять к новому учебнику, зависят от того, каким будет его видение духовно-нравственного компонента в школьном образовании.
— По вашей информации, собираются ли включать этот компонент в новый школьный стандарт?
— Думаю, что да. Однако в опубликованном на сайте Министерства образования проекте нового стандарта ничего не сказано о духовно-нравственном компоненте. И в меня это вселяет надежду.
— Почему?
— Это означает, что в министерстве понимают, что эта область должна быть открыта для диалога. То, что сейчас Патриарх обнародовал состав редакционной коллегии, — это месседж, направленный Министерству образования: мы готовы сделать такой учебник, причем писать его будет не собор старцев какого-то монастыря, к работе над ним будут привлечены серьезные светские специалисты. Достаточно назвать Пиаму Павловну Гайденко — она философ номер один в России.
— Предполагается культурологический или вероучительный предмет?
— Патриарх Кирилл еще в своей первой речи на эту тему подчеркнул, что это должен быть курс по выбору. В младшей школе такого рода курс более конфессионален, нежели культурологичен. При этом принцип свободы совести будет защищен факультативностью предмета.
— Но раз избрав себе направление — основы православия, ислама или светскую этику — ученик уже должен будет обязательно посещать избранный им предмет?
— Да, именно это предполагает курс по выбору.
— С какого класса предполагается обучение?
— Это точечный проект только для 4-го и только для 10-го класса. В младшей школе наша главная задача — добиться у детей понимания того, что о них заботятся не только мама и папа, но еще и Некто с большой буквы. В старшей школе должна быть другая установка, другой стиль общения.
— Вы в своем Живом Журнале разместили приглашение к сотрудничеству. То есть в написании пособия может поучаствовать любой человек?
— Конечно. Для этого не надо быть доктором наук. Если у человека есть какая-то интересная история и он знает, как рассказать ее детям, пусть присылает нам, и может быть, его страничка появится в новом учебнике.
— Вам поставлены какие-то конкретные сроки?
— Я полагаю, что спешить нельзя. Хотелось бы сделать качественную книгу, более того — хотелось бы после того, как она будет написана, отпечатать ее ограниченным тиражом и раздать разным педагогам в разных регионах, чтобы они год поработали по ней, а потом учесть замечания учителей, детей и их родителей. И только потом издавать учебник массовым тиражом. Было бы наивно думать, что мы сейчас в состоянии мозгового штурма к сентябрю уже что-то напишем.
— Каково ваше отношение к курсу истории мировых религий, который преподается сейчас в школах?
— Я не думаю, что это взаимоисключающие проекты. У нас ведь преподаются параллельно курс мировой истории и курс истории отечественной.