Седмицa.Ru | А. Сиренов | 03.07.2009 |
Глеб Андреевич (сер. 60-х гг. XII в.- после 1190), блгв. кн. (пам. 20 июня, 23 июня — в Соборе Владимирских святых). Наиболее раннее упоминание Г. А. как 3-го сына блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (наряду с 2 старшими братьями Изяславом и св. Мстиславом) содержится в княжеском родословце, восходящем к Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в., — в составе Софийской I летописи старшего извода, Новгородской IV летописи и др. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 18; Т. 4. Ч. 1. С. 14 и др.). Летописи XII в. также знают 3 сыновей Андрея Боголюбского, но младшего они именуют Георгием. Согласно гипотезе Е. Е. Голубинского, Глеб — княжеское имя Георгия. В Житии Г. А. (нач. XVIII в.) Георгий упомянут как брат Г. А.
Ипатьевская летопись сообщает, что зимой 1172/73 г., после бегства из Вел. Новгорода кн. Рюрика Ростиславича, кн. Андрей Боголюбский направил к новгородцам «детя свое Юрья и прияша и? с честью» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 566), княжич был тогда ребенком. В 1173 г. кн. Андрей Юрьевич послал против смоленских Ростиславичей рать во главе с кн. Георгием Андреевичем и воеводой Борисом Жидиславичем. После убийства Андрея Юрьевича (29/30 июня 1174) на совете дружины во Владимире обсуждался вопрос о его преемнике, говорилось, что «князь нашь оубьен, а дете оу него нетуть, сынок его мал в Новегороде, а братья его в Руси» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 595; см. также: Т. 1. Вып. 2. Стб. 371). В 1175 г. кн. Георгий был отозван из Новгорода, жил во Владимире, в нач. июня 1176 г. приезжал с владимирцами в Москву, где встречал дядей блгв. князей Михаила и Всеволода (Димитрия) Юрьевичей.
Дальнейшая судьба князя отразилась в груз. и визант. источниках, сообщающих, что Георгий Андреевич был изгнан из Руси вел. кн. Всеволодом Большое Гнездо, жил у половцев в Свияже, в 1185 г. был приглашен в Грузию, где женился на дочери царя Георгия III царице Тамаре. Георгий Андреевич совершил успешный поход против турков-сельджуков, принял участие в придворных интригах против Тамары и поплатился за это высылкой в Византию. В 1190 г. он вернулся в Грузию и возглавил вооруженное движение знати против правительницы, но потерпел поражение и был снова выслан в К-поль. Груз. летописи знают еще одно выступление Георгия Андреевича во главе оппозиционных сил против бывш. супруги, но и оно закончилось неудачно для князя, к-рому пришлось бежать (Очерки истории СССР: Период феодализма, IХ-ХV вв. М., 1953. Ч. 1. С. 573−574).
Впервые Г. А. назван среди князей, погребенных во владимирском Успенском соборе, в «Выписке о панихидах», составление к-рой связано с Иоанном IV Васильевичем и относится, вероятно, к 1550 г., когда царь посетил Владимир (Роспись панихид владимирским князьям // ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67). «Выписка» указывает, что в соборе в числе проч. князей и епископов погребены 3 сына Андрея Боголюбского: Изяслав, Мстислав и Глеб. Опись владимирских гробниц 1-й пол. XVII в. сообщает о погребении в соборе «в розных гробницах» не названных по именам 3 сыновей кн. Андрея Боголюбского (РНБ. ОЛДП. О-5. Л. 194), в описи сер. XVII в. уже упоминается о захоронении их в одной гробнице, при этом отмечается, что «един из них видим и покланяем всеми, погребальная ж не истле, но вся аки нова» (Описание гробниц г. Владимира сер. XVII в. // Виноградов А. И. История кафедр. Успенского собора в губернском г. Владимире. Владимир, 19 053. Прил. С. 67). Составитель описи не уточняет, нетленные останки какого из сыновей кн. Андрея Боголюбского почитаются. Отождествление нетленных мощей, почивающих в общей гробнице сыновей Андрея Боголюбского, с останками Г. А. произошло во 2-й пол. XVII в. В летописце 1665 г., повествующем о владимирских князьях, читается следующее известие: «Да в той же церкви Пресвятыя Богородицы з братиями своими з благоверными князи со Мстиславом и Изяславом Андреевичи опочивает во гробнице сопреди третей сын благовернаго великаго князя Андрея Боголюбского благоверный князь Глеб Андреевич. А сколько его преставлению лет, того в летописи не описано» (РНБ. Погод. N 1565. Л. 190).
30 нояб. 1702 г. мощи Г. А. были перенесены из каменной гробницы (в стенном аркосолии в сев.-зап. части храма) в Георгиевский (юго-вост.) придел собора и положены в серебряную раку. С этим событием, по-видимому, связана канонизация Г. А. и создание Жития и службы святому. Служба Г. А. близка к службе блгв. кн. Андрею Боголюбскому, составленной после перенесения его мощей, к-рое состоялось 5 окт. 1702 г. Автором службы св. Андрею Боголюбскому был прот. Успенского собора Иоанн (указавший свое имя в акростихе, к-рый читается по первым словам песней канона (Служба св. блгв. вел. кн. Андрею Боголюбскому, Владимирскому чудотворцу. М., 1914. Л. 8 об.- 18)). Возможно, прот. Иоанн был также автором службы и Жития Г. А.
Житие Г. А. известно в списках преимущественно XVIII в., наиболее ранний относится к 30-м гг. (РНБ. Собр. Александро-Невской лавры. А79). Житие не отождествляет св. князя с упоминаемым в тексте кн. Георгием Андреевичем — др. сыном Андрея Боголюбского. Житийное описание содержит много известий, не подтверждаемых др. источниками: о смерти при жизни Г. А. его брата Владимира, не известного источникам, о кончине Г. А. в 1175 г. в 20-летнем возрасте в бытность его отца в Суздале, о том, что кн. Андрей Боголюбский принимал участие в похоронах Г. А., и др. Днем кончины св. князя Житие называет 20 июня. Однако есть основание считать, что к XVI в. день смерти Г. А. был неизвестен (ср.: Роспись панихид владимирским князьям. С. 67). В лит-ре днем кончины Г. А. называют 24 июля — день памяти св. князей-мучеников Бориса и Глеба (Baumgarten N., de. Genealogies et mariages occidentaux des Rurikides russes du Xе au XIIIe siecle. R., 1927. P. 29), 5 сент.- день убиения св. кн. Глеба (Сергий (Спасский), архиеп. Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 187). Возможно, в эти дни служились панихиды по Г. А. до его канонизации.
Большинство списков Жития содержит также повествование о 6 недатированных чудесах, совершенных по молитвам к Г. А.: об избавлении Владимира от «Литвы» в Смутное время (кон. 1608), о жене расслабленной, о младенце Иоанне недужном, о расслабленном отроке Иоанне, об ослепшей жене Иулиании, о беснующемся человеке. В июле 1410 г. на Владимир напали татары под предводительством царевича Талыча. Разграбив город, они стали расхищать сокровища собора, убили соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба Г. А., из него вышло пламя, и захватчики в страхе покинули город. В рассказе о нашествии «Литвы» описаны осада Владимира в Смутное время и явление Г. А. соборному пономарю, после чего «безбожнии же тогда нощию внезапно отъидоша ко граду Юрьеву, гоними гневом Божиим».
Источниками Жития Г. А., по-видимому, являлись агиографические тексты, хранившиеся во владимирском Успенском соборе, — Житие св. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (к нему близки повествования о жизни и кончине Г. А. и о нашествии Батыя), надписи над гробницами кн. Андрея Боголюбского и митр. Максима (являются источниками известий об убиении кн. Андрея и о нашествии Талыча в Житии Г. А.), а также «соборные летописи».
20 июня 1818 г. мощи Г. А. были переложены в новую, серебряную раку, на 6 клеймах к-рой читаются фрагменты его Жития, в этой раке мощи святого почивают до наст. времени. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Г. А. наряду с мощами др. владимирских святых были подвергнуты вскрытию. В протоколе осмотра засвидетельствована исключительно хорошая сохранность св. останков князя (ГА Владимирской обл. Ф. 1826. Оп. 1. N 215. Л. 15−16). Священноисп. Афанасий (Сахаров), присутствовавший при вскрытии, отметил, что «тело святого… было мягким и гибким, и кожу на нем можно было схватить пальцами, она отставала, как у живого» (Апушкина Е. В. Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова) // Молитва всех вас спасет: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия, еп. Ковровского. С. 35−36). (По преданию, имп. Павел I Петрович, посетивший Владимир, удивлялся хорошей сохранности мощей Г. А., поскольку даже суставы рук святого не утратили гибкости.) Мощи Г. А. вместе с останками др. Владимирских святых были изъяты из собора, возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958), в наст. время почивают в Успенском соборе Владимира. В 1982 г. имя Г. А. было внесено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому установлено по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева).
Источники: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 365, 371, 566, 600; Т. 2. Стб. 573−574, 595; Т. 3. С. 34, 223; Т. 6. Вып. 1. Стб. 240; Т. 15. Стб. 256; Т. 25. С. 83; Т. 35. С. 37, 118; Т. 42. С. 27; Революция и Церковь. 1920. N 9−12. С. 44 [Акт вскрытия мощей Г. А.].
Литература: Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 83; СИСПРЦ. С. 68; Чижов Г. М., прот. Жития святых блгв. князей Андрея, Георгия и Глеба, Владимирских чудотворцев. Владимир, 18 652. С. 16−35; Филарет (Гумилевский). РСв. Кн. 2. С. 267−270; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 135; Голубинский. Канонизация святых. С. 134−135; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 147−148, 182; Лазарева Н. Ю. «Непобедимые сопротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в. // ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 29; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. N 123. С. 85; Сиренов А. В. Житие Глеба Андреевича // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 381−384.
А. В. Сиренов