Православие и современность | Наталья Волкова | 02.07.2009 |
Ни одного равнодушного лица
Настоятель храма в честь Успения Божией Матери священник Виталий Колпаченко «встречает» нас еще на трассе «Саратов-Сызрань» — телефонным звонком. Интересуется, все ли в порядке, благополучно ли едем, успеем ли к Божественной литургии. Успеем, конечно. Всегда приятно приезжать вовремя, когда так ждут — как самых дорогих друзей.
Едем уже по полям, мимо редких кустов — вдали виднеются серые домики. Это и есть поселок с оптимистичным названием.
На небольшой площади, если можно так назвать пустырь, который только-только начал обустраиваться, стоит храм в честь Успения Божией Матери — как корабль у пристани. Одноэтажное белое здание с колокольней окружено символическим заборчиком с калиткой. Навстречу выбегает пожилая женщина с добрыми, любопытными глазами (потом выясняется, что она хозяйствует в церковной лавке):
— Лидия Ивановна я. Батюшка уж начал, идемте скорее!
При этом успокаивает нас:
— Не волнуйтесь, вы всего минут на пять задержались.
В светлом, просторном храме очень много людей. Непривычно много для сельской церкви. Тут и бабушки в нарядных платках с люрексом, и девушки в кокетливых газовых шарфиках. Как настоящее чудо воспринимаются молодые папы с детьми — с двумя, тремя. Стоят и молятся рядом мамы…
И вот отец Виталий — он служит один, без диакона — провозглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем!» — и начинается общее пение Символа веры. Это пение поразительно: не робкое повторение знакомых слов, а торжествующая песнь, песнь веры и радости. Слышатся даже русские народные мотивы — не по нотам, зато от всей души.
Во время литургии концентрация внимания в храме такова, что кажется: молящиеся — подсолнушки, а батюшка — солнце. Во время проповеди — посвященной тому, что Бога нужно благодарить за все, и за горькое, и за сладкое, — ощущается всеобщее живое понимание: нет ни одного равнодушного лица, скучающих глаз.
— Во время проповеди кажется, что отец Виталий специально для меня ее говорит: настолько близко все, — такие слова в разных вариациях произнесут потом многие прихожане Успенского храма.
Украшение Возрождения
Возрождение — поселок сравнительно молодой. На карте Саратовской области он появился в 1950-х годах. Как раз тогда здесь упразднили колонию-поселение для политических заключенных: хрущевская оттепель «разморозила» и эти места. Сюда стали переселяться жители волжских сел, затопленных при строительстве ГЭС. В Возрождении был выстроен завод с по-советски энергичным названием «Электрофидер»: здесь делали распределительные устройства для электросетей, по которым шел ток, вырабатываемый на ГЭС. Взрослые трудились, а дети ходили в школу — единственную в поселке. Кстати сказать, долгое время школа была одним из культурных центров Возрождения — не раз она признавалась лучшей в Хвалынском районе. А в 2002 году в поселке появился православный храм.
— Когда я приехал в Возрождение и пришел в администрацию, люди там словно ждали меня, — рассказывает отец Виталий.— Они говорили: «Наш поселок — как черная дыра, ничего у нас не получается. Может, построим храм — все изменится?». Интуитивно люди понимали, что без Божией помощи ничего не выйдет доброго. И приходить на службы сразу стали многие — это было естественно и просто, ведь жажда духовного созидания сильнее, чем физический голод.
Когда-то в здании церкви был детский сад. Но об этом помнят довольно смутно — например, Сергей Калистратов, помощник отца Виталия по строительству, удивленно и радостно рассказывает, что ходил в «этот садик», когда был маленьким, а в 18 лет там же, но уже в храме, впервые исповедовался и причастился.
Успенская церковь — украшение поселка, причем не только внешнее. Об этом говорят все жители Возрождения, которые ходят в храм.
— Церковь нашу видно издалека в поселке — многоэтажек-то мало. И тем, кто в храм пока не ходит, купола и звон колоколов напоминают о вечном, о душе, — говорит завуч школы Татьяна Федоровна Усикова.— Церковь наша объединяет всех: от малышей, которые принимают здесь Таинство Крещения, до тех, кто покинул этот мир — отец Виталий отпевает их, провожая к Богу. Храм — это и центр духовной жизни нашего поселка, и центр помощи, настоящей, так часто необходимой.
Да, приход в Возрождении — настоящая семья. Одна из постоянных прихожанок, Наталья Павлова, рассказывает:
— В храме нашем чувствуешь, что тебя любят. И ты тоже учишься любить. Благодаря молитвам батюшки, его стараниям, наставлениям мы тихонько идем к Богу. Хожу в храм вместе с сыном — он идет сюда с удовольствием, сам.
В большие праздники — на Рождество, Пасху — прихожане в церкви устраивают чаепития, общаются между собой. По четвергам отец Виталий проводит беседы со взрослыми, показывает фильмы.
Настоятель на вопрос о том, трудно ли церковь строить на пустом месте, отвечает так:
— Церковь построить или восстановить — гораздо легче, чем помочь преобразиться человеку. Радость большая, когда человек меняется по благодати Божией. Именно ради спасения человека Христос на землю приходил.
Педагогический талант отца Виталия
А ведь и правда: за те шесть лет, что храм стоит в Возрождении, многое в поселке изменилось. С водоснабжением были проблемы — их не стало. Пятиэтажный дом достроили, железнодорожную ветку для электричек по маршруту «Саратов-Сызрань» недавно открыли, реабилитационный центр для инвалидов появился. Когда-то поселок занимал первое, но непочетное место в районе по числу правонарушений — сейчас пошел спад криминальных настроений: об этом свидетельствует начальник районной милиции, да и сами жители.
А с нового учебного года в школе появился новый учитель истории. Только обращаются к нему — не по имени-отчеству, как обычно к учителям, а так, как принято обращаться к священнику. Ничего удивительного: отец Виталий — выпускник исторического факультета университета.
В пятом классе — урок истории Древнего мира. Священник быстро передвигается между партами, жестикулирует и громко говорит. Дети слушают его очень внимательно — о Египте послушать интересно, учитель хороший. Уроки проходят в форме соревнования между командами. В конце четверти батюшка обещал наградить команду-победительницу замечательной книгой — энциклопедией.
— Когда отец Виталий предложил нам такой эксперимент, мы немного растерялись. Но потом увидели, что дети в восторге. Класс батюшке достался не самый легкий — шесть девочек и девятнадцать мальчиков, но он нашел к ним подход: учит, играя. К тому же отец Виталий для них — знакомый человек, он и до того, как стал преподавать, был частым гостем в нашей школе, — говорит завуч.
По инициативе священника Виталия Колпаченко в районе были организованы курсы для учителей «Основ православной культуры», в Возрождение приезжают интересные люди. Например, поэт Светлана Кекова. А праздник славянской письменности и культуры проводился совместно с саратовским центром «Слово», его директором Людмилой Владимировной Лавровой. Да разве все перескажешь! Когда после службы педагоги остались, чтобы поведать журналистам о своем батюшке, они напоминали школьников, которые, перебивая друг друга, торопясь, рассказывают о любимом учителе, уважаемом человеке — человеке, от которого светло.
Человек из XIX века
Отец Виталий носит очки и острую бородку. У него открытое улыбчивое лицо и внимательные глаза. Внешне он похож на человека из XIX века — кажется, что именно такими были люди из прошлого. Сейчас таких совсем мало — спокойных и добрых, цельных, не раздваивающихся прямо посреди разговора.
Его энергия поражает — вот он разговаривает с прихожанами, потом бежит в трапезную, тут же занимается с нами, ни на минуту не выпуская из поля зрения старшего сына — семилетнего Георгия. Георгий — именно Георгий, никакой не Гоша, не Игорек, не Жора. Он очень серьезен. На вопросы отвечает сдержанно, рассказывая, что любит мастерить поделки из дерева, а в храме молится за папу, маму, сестру, всех родных. Только возможность подержать в руках настоящий «взрослый» фотоаппарат, сделанные первые кадры — церковь, папа и полосатый кот Барсик — делает его более разговорчивым.
А вот младшая улыбчивая Анна — везде вместе с мамой, матушкой Натальей, ожидающей третьего ребенка (пока верстался номер, в семье священника родилась еще одна дочь — Екатерина). Наталья сосредоточена и строга — она главная помощница батюшки.
Они с отцом Виталием познакомились в селе Благодатном, которое расположено недалеко от Возрождения: будущий священник работал там простым школьным учителем, а Наталья жила вместе с родителями. После рукоположения отца Виталия сначала прикрепили к саратовскому храму в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а затем направили сюда — в Возрождение. Батюшка сам попросился — обещал перед хиротонией вернуться в родные места.
Отец Виталий вспоминает первые богослужения в еще пока не приспособленном под храм, холодном помещении:
— Было и холодно, и очень холодно, и совсем замерзал. Бывало, в валенках служил. Но люди все равно ходили в храм. Кроме Возрождения, у отца Виталия есть еще и поселок Северный, село Благодатное и село Поповка. В Северном восстановлен храм во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его, царицы Елены — в бывшем имении графов Медемов. В Поповке батюшка сдвинул с мертвой точки процесс восстановления старинного огромного храма во имя святителя Николая Чудотворца. В Благодатном готов фундамент будущей церкви. Выходные у батюшки бывают редко.
* * *
В одном из уголков Успенского храма, между кабинетом батюшки и помещением класса воскресной школы, на ниточках висят-качаются три белых бумажных ангела: большой, поменьше и совсем маленький. Это Георгий вырезал. В ярком свете из окна силуэты ангелов смотрятся волшебно, добавляя радости в теплую домашнюю атмосферу церкви.
Еще один ангел живет в «жигулях» отца Виталия. Когда батюшка, провожая нас до трассы, выходит из машины, чтобы благословить, белые нежные крылья трепещут на прощанье.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6834&Itemid=5