Русская линия
Одна Родина Олег Слепынин02.07.2009 

Как в Полтаве Мазепу порвали

Дата 27 июня «текстуально» совпадает с тем днём 1709 года, когда свершилась Полтавская битва. Мы (нас трое) приехали в славный город на праздник. Раннее утро, мягкое солнце; на троллейбусной остановке дворник в оранжевом жилете гремит метлой по пивным банкам; от каждого дерева плотная тень; в световых столбах пыль золотится.

Замечателен город Полтава! Есть что посмотреть, есть о чём вспомнить и о чём подумать. Немало здесь памятников необыкновенных и зданий неординарных, привлекающих внимание… Город нам почти не знаком. Тем и любопытней: куда приведут тенистые улицы, что откроют? Спрашиваем: есть ли в центре церковь? Уточняем: «Московского патриархата». Вопрос не праздный: запросто можно угодить к раскольникам или самосвятам. Дворник не знает. Водитель троллейбуса в тонкостях тоже не разбирается, но обещает подсказать, где выйти.

Пока ехали, мелькнул за окном агитационный щит с портретом Мазепы и надписью: «Мазепа победил! Украинское государство есть!» («Мазепа перемiг! Українська держава є!») Это агитационный плакат западно-украинской националистической партии; о том, что партия основана униатами, то есть людьми антиправославно настроенными, нигде не говорится. Как нигде не говорится, что фактически первым анафему Мазепе объявил, уже из гроба свого, его предшественник великий Богдан Хмельницкий. В 1652 году, когда поляки и турки жёстко принуждали его воевать на их стороне против царства Московского, он писал царю Алексею Михайловичу: «…о войне с вами и царством вашим и думать мне несносно, и предаю вечной анафеме и суду Божию всякого, мыслящего неприятельски на единоверных и однородцев, последних остатков свободного в Греческой Церкви благочестия и древнего Апостольского прославления, угнетённого и искажённого во всём мире магометанством и папежеством».

«Папежество» — католичество, униатство.

…Водитель показал направление: «Там есть какая-то церковь». Идём наудачу и вот оказываемся на обзорной площадке, с которой открывается вид на дивный Кресто-Воздвиженский монастырь. Расположен он километрах в пяти. Там была ставка Карла ХII. Оттуда пушки били. А здесь — ядра свистели. Проходим по кривенькой улочке и выбредаем к церквушке. Перед ней памятник — металлическая тумба, на вершине как бы сложены — воинские доспехи, меч и щит; у основания грани, обращённой к церкви, спящий лев, над ним герб — двуглавый орёл, а выше надпись: «Пётр I покоился здесь после подвигов своих 27 июня 1709 года».

300 лет назад здесь стоял дом коменданта полтавской крепости, героического полковника Алексея Степановича Келина… Так значит рядом — Спасская церковь! Единственное в городе строение, сохранившееся со времён Полтавской битвы. Здесь Пётр Первый служил благодарственный молебен… Необыкновенна архитектура храма: старинные деревянные стены помещены как бы в каменный футляр-шатёр, «делающий очертания деревянной церкви» (1845 год, архитектор К.А.Тон). В это храме сто лет назад, в дни 200-летнекго юбилея, побывал государь Николай Второй. Как сообщал хроникёр: «ГОСУДАРЬ прошёл в этот древний храм, слушал молебствие и затем осматривал его, а также Евангелие, отпечатанное по повелению патриарха Филарета Никитича (отца первого царя из династии Романовых. — О.С.), древний крест и плащаницу».

После литургии мы выходим на солнце.

В эти самое время 27 июня 1709 года всё и свершилось. Мы вышли из храма, а в стане шведов началась паника.

Через 300 лет по главной полтавской улице к Александровской площади — площади Славы движется огромная колонна, состоящая из казачьих подразделений, прибывших со всей Руси. Полки терские, кубанские, из Ростова, Запорожья, Крыма, Одессы, Киева… Целая армия! Над головой колонны транспарант: «ВЕРНОЕ КАЗАЧЕСТВО за единство Украины, России и Беларуси». Казаки выстраиваются в каре вокруг знаменитого полтавского памятника — колонны Славы, на вершине которой золотой держащий в клюве венок, а в лапах — стрелы, смотрит в сторону поля Полтавской битвы; вот-вот взлетит.

На этом месте 300 лет назад полковник Келин, под командой которого полтавчане выдержали страшную двухмесячную осаду шведов, встречал въезжающего в город Императора Петра I.

Погожий день. Солнце сверкает. Здесь много видеокамер и фотоаппаратов. Слово держит атаман Верного казачества Алексей Селиванов. «Господа казаки! — гудит его молодой голос. — Мы стоим возле памятника победы, которая сделала единую общую Родину — великой!..»

От памятника Славы расходятся лучами аллеи (сама площадь имеет форму круга, который очерчен белокаменными зданиями. На одной из аллей близ памятника толпятся люди, в руках — хоругви, кресты, иконы, исторические чёрно-злото-белые знамёна с Георгием Победоносцем на коне, поражающем змия. От памятника Славы доносится голос Селиванова: «Сегодня мы, казаки Украины, России, Беларуси и других стран, твёрдо заявляем, что новым наследникам иуд и мазеп нас не разъединить…»

На аллее нет видеокамер. Руководит подготовкой к крестному ходу Юрий Егоров, глава Всеукраинской организации «Православный выбор». Он поясняет: «Крестный ход 2009 года — это и память о тех торжествах, которые состоялись в Полтаве сто лет назад, в честь 200-летия победы. Тогда в торжествах приняли участие император Николай Второй и глава правительства Пётр Столыпин, тысячи и тысячи людей…»

Сто лет назад хроникёр писал: «Полтавский городской голова Черненко, поднося с выборными хлеб-соль, обратился к ГОСУДАРЮ с прочувствованным словом… Он сказал: «ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО. Как и встарь, земно кланяется Тебе, наш БАТЮШКА, Полтава. С чувством глубочайшаго благоговения она просит Тебя осчастливить её принятием хлеба-соли и восторженно приветствует русским «добро пожаловать». Два века назад Полтава, осажденная шведами, горячо молила и ждала к себе освободителя своего, Великаго Петра. После геройской тяжёлой двухмесячной обороны Полтава спасена преславною викториею Твоего венценоснаго предка. Геройство и заслуги полтавцев пред Российскою Державою Всемилостивейше отличены Тобою. Ты повелел соорудить им и доблестному Келину памятник. Ныне Полтава и Твои верные полтавцы с трепетным чувством радости и счастья ждали Твоего прибытия, и вот Ты, наш САМОДЕРЖАВНЫЙ ГОСУДАРЬ, среди нас. Ты Своими ясными очами увидишь, как горячо любит Тебя Твоя Полтава, как беззаветно она верна и предана Тебе… Великий Петр дал Полтаве жизнь физическую, Ты, наш ГОСУДАРЬ, даешь ей жизнь духовную».

На площади у колонны атаманы произносят короткие речи, а в это время на аллее, где собираются крестоходы, начался какой-то шум: появилось несколько милиционеров, вскоре их станет больше. Оказывается, милицейского начальника смутило чучело Мазепы, изготовленное крестоходом Владимиром В. Владимир поясняет: «Триста лет назад чучело Мазепы, проклятого Церковью за измену присяге, волокли на верёвке, а потом повесили. Мазепа — это второй Иуда. И мы хотим, чтобы и в наши дни об этом не забывали. Для этого хороши все методы».

Чучело одето было во что-то под цвет то ли современного шведского, то ли украинского флагов (жёлто-голубая гамма). «Лицом» чучелу стала 10-гривенная купюра. (Потом кто-то ещё прикололи две десятки, напомнив, кажется, о тридцати сребрениках Иуды). Милиция потребовала убрать чучело, пригрозив запретить крестный ход. Крестоход В. был не лыком шит, поинтересовался, на основании какого закона изготовление чучел запрещено. Начались переговоры. В результате «жёлто-голубую гамму» заклеили листом бумаги со словами «Иуда» и «Мазепа». Такой «перформанс» милиции тоже не вполне понравился. Люди с дубинками выстроились в шеренгу, преграждая путь. А колонна казаков уже вышла с площади, двинувшись к Кресто-Воздвиженскому монастырю. Крестоходы применили «военную хитрость»: развернувшись («левое плечо вперёд») на 180 градусов, пошли вслед за казаками. Шеренга милиции осталась в растерянности на месте, но вот кто-то закричал: «Стойте, стойте!» Какое-то время колонна православных, совершая Иисусову молитву, двигалась как колонна заключённых — окружённая со всех сторон людьми в фуражках и с дубинками. В соседнем квартале казаков подобрали автобусы, они расселись и уехали на официальные торжества. Тут и милиция рассеялась, как дым. Далее уж крестный ход беспрепятственно прошёл весь путь до Кресто-Воздвиженского монастыря, а оттуда, передохнув, до поля Полтавской битвы.

В это время у братской могилы, в которой покоятся 1345 русских воинов, погибших здесь 300 лет назад, началась панихида. Перед крестным ходом расступилась толпа. Крестоходы остановились неподалёку от официальной делегации, видя перед собой архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа и ещё трёх архиереев, также облачённых в праздничные зелёные одеяния. Как и 100 лет тому назад…

Хроникёр писал: «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО, в сопровождении Великих Князей, председателя Совета министров, министра ИМПЕРАТОРСКАГО Двора и обер-церемониймейстера гр. Тендрякова поднялся на площадку могильнаго холма, где у креста была совершена панихида митрополитом и прочим духовенством по императору Петру I и павшим в Полтавском бою воинам; во время пения вечной памяти все до единаго человека опустились на колени: наступила торжественная тишина, во время которой лились лишь звуки заупокойных песнопений».

Ваш хроникёр через 100 лет поднялся на то же место. Внизу — священство, делегации России, Швеции, Украины, милиция, крестоходы, их флаги особенно здесь заметны. Отмечаю, что делегацию России возглавляет глава администрации президента Сергей Нарышкин (я щурюсь на солнце, а в подсознании: царская фамилия! мать Петра Первого — Нарышкина, Наталья Кирилловна.) Легко себе представить, как 100 лет назад здесь, где нахожусь я на вершине холма, у основания креста, опустились на колени первые лица империи, а внизу — тысячи и тысячи людей, как звучит скорбное «Ве-ечная па-амять…»

Нет, теперь на колени никто не опустился. И в это время благоговейное молитвеннее пение нарушил какой-то крик. Сверху видно: слева от храма в толпе происходит некое завихрение, туда сразу же перенацеливаются видеокамеры и фотоаппараты. Потом выяснится, что украинские националисты, почитатели Мазепы, напали на одного из крестоходов, ударили сзади нагайкой по голове, при этом другие вцепились в чучело, оторвали ему голову и порвали табличку «Мазепа-иуда». Кстати сказать, «тридцать гривенных сребреников» в тот момент исчезли бесследно. Владимир В. потом заставил милицию составить протокол на предмет порчи его собственности… В этом был элемент юродства, он говорил властям о художественной ценности чучела и о том, что это его «интеллектуальная собственность». Но с каких это пор юродство на Руси осуждаемо? Протокол составили.

Автор «Истории русов» так описал процедуру оглашения Мазепе анафемы: «Многочисленное духовенство малороссийское и, ближайшее к границам здешним, великороссийское, нарочито собранное в Глухов, под начальством и инспекторством известного епископа Прокоповича, и составившее из себя, так называемый, Поместный собор, в 9-й день того же ноября (1709), предало Мазепу вечному проклятию или анафеме. Мрачное торжество сие совершалось в каменной Николаевской церкви, в присутствии государя и при многочисленном собрании чиновников и народа. Духовенство и клирики были в чёрном одеянии и все со свечами чёрного цвета. Портрет Мазепы, висевший до того среди города на шибенице, влечен был по городу палачами и втянут внутрь церкви. Духовенство, окружа его, прочитывало и воспевало некоторые псалмы из Священного Писания, потом, провозгласив и несколько повторив: „Да будет такой-то Мазепа проклят!“ оборотило на портрет его возженные свечи, а клирики, повторяя то же самое пением, оборачивали и они свечи свои ничком. Начальствующий епископ ударил при том концом жезла своего в грудь портрета, со изречением: „Анафема!“ и тогда повлекли обратно портрет из церкви и пели сей стих церковный: „Днесь Иуда оставляет Учителя и приемлет диавола“, и тем обряд тем кончился».

Что испытывает человек, преступая клятву? Вот изменит мужичок жене, согрешит под пьяную лавочку, да потом и места себе не находит, кается. А тут измена царю, Помазаннику Божьему!.. И не покаялся. Многие его полковники, которых Мазепа пытался вовлечь в измену, ушли от него, покаялись перед царём. И служили они потом в прежних своих должностях.

Мазепа, переступив клятву царю, выходит, не верил, что государь — Помазанник Божий? То есть в Бога не верил! Историки приводят список людей, преданных им. Мазепа шагал по головам своих друзей и благодетелей безо всякого особого смущения. Такое может быть лишь при условии, что жизнь для человека — «бизнес-проект», когда «хорошо всё то, что выгодно материально и власть даёт». Выгодно строить церкви, будет строить, перестанет быть выгодным — сломает. Увидел Мазепа победоносную армию шведского короля и возмечтал наступить на голову своему царю, сочтя и её за ступеньку. Да вот поскользнулся. Обряд назывался «сопутница Мазепе в ад». После этого он прожил чуть больше девяти месяцев.

Думают-гадают украинские политики, интеллектуально морща лбы: отчего это на Украине всё не как у людей? Отчего всё не работает? Отчего все друг друга предают и никому верить нельзя? При этом и народ какой-то несознательный — вымирает со скоростью 300 тысяч в год… Если европейски ориентированный политик услышит, что все беды, в частности, и оттого, что в государстве прославляется проклятое Церковью имя, он лишь рассмеётся: «подумаешь, Мазепа на дензнаках, подумаешь, его именем улицу назвали, на которой Киево-Печерская Лавра стоит…»

http://www.odnarodyna.ru/articles/4/723.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru