Русский вестник | Г. Назаров | 30.06.2009 |
Например, неудачные полеты наших космических аппаратов «Марс-2» и «Марс-3» к Марсу раздувались неимоверно. Они пропали в космосе, и о них никакой информации не поступало. Но немногие у нас знают, что американцы забросили на Марс «марсоход», который несколько месяцев передвигался по Марсу, передавая на Землю уникальную информацию, ошеломившую научный мир.
А с Луной у нас вообще произошел конфуз. Человека к Луне мы не смогли послать, но до Луны, хоть и с опозданием, дотянулись — с помощью космического аппарата «Луна-16» мы все-таки взяли лунный грунт. 105 граммов — это немного, но это лучше, чем ничего. Промахи Королева в какой-то степени исправил талантливый, мало кому известный конструктор Г. Н. Бабакин.
С чьей-то подачи стало бытовать мнение, что если бы Королев был жив, то все бы у нас было хорошо. Но культ Королева не соответствовал тому, что он после себя оставил. Вкратце я, как очевидец тех событий, попытаюсь об этом рассказать.
Луна издавна привлекала внимание человека. Сначала ее изучали с помощью астрономических приборов, а с началом космической эры в ее сторону стали посылать космические аппараты.
Первые триумфальные полеты к Луне в СССР носили скорее политический характер. В своих многочисленных выступлениях тогдашний лидер Н. С. Хрущев непременно подчеркивал связь наших успехов в космосе с преимуществом социалистической системы над капиталистической. И действительно, в конце 50-х — начале 60-х годов мы опережали США. Успехи СССР в развитии космонавтики отрезвляюще действовали на самолюбие рядовых американцев, привыкших во всем быть первыми. Они первыми создали жидкостную ракету, атомную бомбу, атомную подводную лодку. Они первыми, начиная с 30-х годов прошлого века, стали строить 100-этажные здания (небоскребы). И этот фактор заставил президента США Джона Кеннеди поставить перед американскими специалистами задачу первыми овладеть Луной. Высадка человека на Луну стала общенациональной программой США; на ее осуществление была выделена неслыханная по тем временам сумма в 25 миллиардов долларов. Так началось невидимое на первый взгляд соревнование между СССР и США — «лунная гонка». О наших целях широкие массы населения не знали, ибо сама ракетная техника и все, что с ней связано, было засекречено. Даже в служебной документации слово «ракета» заменялось словом «изделие». У американцев же все делалось открыто.
Технические возможности для достижения цели у нас были ограничены — мы имели одну единственную ракету-носитель (ее еще называли «семеркой»), с помощью которой выводили в космос пилотируемые корабли «Восток», «Восход», а затем «Союз», и посылали к Луне автоматические станции типа «Луна». Для того, чтобы послать к Луне космический корабль с человеком, требовалось спроектировать совершенно новую, более мощную ракету-носитель. За создание такой ракеты у нас взялся С. П. Королев, у американцев — Вернер фон Браун. Известно, что Королев как ракетчик начал свою деятельность с копирования брауновской ракеты Фау-2. Но скопировать новую ракету Вернера фон Брауна «Сатурн-5» он не смог. Эта задача оказалась ему не под силу по ряду факторов.
Во-первых, к тому времени, когда Королев взялся за проектирование такой ракеты, в СССР не было освоено производство нового топлива на основе жидкого водорода. Именно на это более перспективное горючее еще на заре космонавтики указывали пионеры ракетной техники наш К. Э. Циолковский и немец Герман Оберт: межпланетные полеты без использования на ракетах жидкого водорода невозможны.
Во-вторых, в арсенале советской ракетной техники не было мощных ракетных двигателей, способных оторвать от Земли ракету массой в три тысячи тонн. Известный конструктор ракетных двигателей В. П. Глушко, зная абсурдность всей этой затеи, отказался от проектирования двигателя. А заказанный Королевым новый двигатель у главного конструктора-авиационника Н. Д. Кузнецова по мощности лишь на немного превосходил двигатель уже летавшей «семерки». Королеву пришлось, образно говоря, «навесить» на свою ракету 32 таких двигателей мощностью по 150 тонн каждый, чтобы получить желаемую тягу. Это резко снизило надежность ракеты. Глушко метко тогда подметил, сказав, что это не ракета, а какой-то склад двигателей. А отсутствие кислородо-водородных двигателей на вторых и третьих ступенях делало задачу высадки человека на Луну практически невыполнимой. В СССР подобных двигателей еще никто не строил.
Американцы же сумели создать двигатель тягой почти 600 тонн, что позволило им на первой ступени поставить всего 5 таких двигателей, а не 32, как у нас. На второй и третьей ступенях они использовали водородные двигатели, которые к тому времени ими были уже разработаны, что резко увеличило массу полезного груза, выводимого на околоземную орбиту (почти 140 тонн). Для сравнения скажем, что спроектированная Королевым Ракета Н-I, если бы она летала, способна была выводить полезный груз массой только 70 тонн. А это в свою очередь значительно уменьшало массу космического корабля с космонавтами, который должен был сесть на Луну. Американский космический корабль «Аполлон» позволял взять на борт трех человек, а наш — только одного. Что было крайне рискованно.
На практике ракета Н-I Королева оказалась не способна летать из-за грубых ошибок в проектировании, что подтвердили четыре неудачных пуска. Тогда никто не знал, что делать дальше, двигатели самопроизвольно выключались, и ракета, теряя тягу, взрывалась и падала. Например, на втором пуске, чуть оторвавшись от Земли, ракета упала («села») на стартовую площадку, уничтожив ее полностью. В громадном пламени сгорели все стартовые сооружения. Единственный человек, кто принял волевое решение прекратить дальнейшие запуски и закрыть проект, был В. П. Глушко. Он возглавил КБ Королева после снятия его преемника В. П. Мишина, который, продолжая дело Королева, проводил бессмысленные запуски Н-I.
Если оценивать сложившуюся тогда обстановку в советской ракетной технике, отсутствие мощных кислородно-керосиновых двигателей для первой ступени и кислородно-водородных двигателей для второй и третьей ступеней ракеты, то Королеву следовало бы отказаться от идеи опередить американцев и первым послать человека на Луну, хотя бы одного. На деле он оказался не таким уж гениальным, как принято у нас считать, и не способным трезво анализировать возможности советской и американской ракетной промышленности.
Это подтверждается докладной запиской Королева на имя министра С. А. Афанасьева от 29 сентября 1965 года, в которой он писал: «Ближайшая космическая задача — освоение Луны — может быть начата ракетой Н-I. Для решения следующей задачи — посылки экипажа на Марс и другие планеты Солнечной системы, с нашей точки зрения, необходимо проводить стыковку грузов на орбите ИСЗ… Одним из перспективных направлений является применение ядерно-электро-реактивных двигательных установок. ЯЭРДУ позволяет осуществить экспедицию на поверхность Марса с возвращением экипажа в составе 6 человек на Землю или осуществить облет Венеры экипажем в составе 3−4 человек с одновременной высадкой на ее поверхность автоматического аппарата весом 40 тонн».
Королев не отдавал отчета о том, что докладывал министру. Эти его идеи были просто невыполнимы. Не надо было тягаться с американцами, которые значительные средства из тех, что были выделены на программу «Аполлон», затратили на строительство мощной опытно-экспериментальной базы, позволившей досконально отработать не только все системы ракеты и корабля, но и все фазы полета — от старта с Земли и посадки на Луну, старта с Луны и возвращения на Землю.
У нас же такой базы создано не было. Ракету Н-I делали по старой схеме, сложившейся в 40−50-х годах, когда ракеты были небольшой массы, и их доработку проводили в полете. Но когда встал вопрос о создании ракет массой более 3 тысяч тонн, такая практика никуда не годилась. Без предварительной отработки всех систем ракеты в наземных условиях проводить летно-конструкторские испытания ракет такой массы — слишком дорогое мероприятие. Даже для американцев. Но Королев попросту сжигал народные деньги в космосе в погоне за приоритетами, за сиюминутными успехами. Весь стиль его работы — это метод тыка: запустить ракету и посмотреть, что получится; если не получится, еще раз попробовать. Как можно было, не испытав связку из 32 двигателей первой ступени ракеты Н-I на земле, ставить ее на ракету! Но, чтобы проводить такие испытания, надо было построить специальный стенд. Но на него, говорят, не было денег. Поэтому неудивительно, что при всех четырех пусках Н-I первая ступень не сработала. Американцы же, несмотря на колоссальные затраты, пошли на создание таких стендов, на которых были отработаны все ступени ракеты в отдельности. Мало того, все они затем были испытаны в полете на уменьшенных вариантах ракеты «Сатурн-5» — «Сатурн-1» и «Сатурн-1В». Результатом всей этой кропотливой работы явилось то, что первый пилотируемый полет ракеты «Сатурн-5», состоявшийся в октябре 1967 года, прошел успешно.
Американские специалисты во главе с Вернером фон Брауном шли к осуществлению поставленной цели поэтапно. Сначала испытали кабину космического корабля (основной блок) в полете вокруг Земли («Аполлон-7»), затем вокруг Луны («Аполлон-8»). Потом полностью собранный космический корабль с лунной кабиной испытали в полете вокруг Земли («Аполлон-9»), затем вокруг Луны («Аполлон-10»). И только на корабле «Аполлон-11» американцы смело и уверенно сели на Луну. Королев же наскоком хотел взять Луну без выполнения такого громадного объема работ, который провели американцы. Достаточно вспомнить, как Королев штурмовал Луну. Из восьми пусков, осуществленных при его жизни, только два оказались более или менее успешными: «Луной-2» мы попали в Луну, а «Луной-3» сфотографировали обратную, невидимую ее сторону. Что в общем-то ничего не давало — на невидимую сторону Луны никто не собирался высаживаться.
В качестве доказательства своего пребывания на Луне американские космонавты привезли почти 25 кг лунного грунта. Не земли, как утверждают некоторые отрицатели полета американцев, а именно лунного грунта, образцы которого для исследования были переданы и нам, в Институт геохимии имени В. И. Вернадского. Несмотря на полный провал нашей космической политики, американского президента Ричарда Никсона поздравил председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный (см. «Правду» от 25 июля 1969 года). На следующий день в «Правде» была помещена статься директора Института космических исследований академика Г. И. Петрова, заканчивающаяся словами: «Подвиг, который войдет в историю человечества».
В июне 1970 года в Ленинграде открылась 13-я сессия Международного комитета по космическим исследованиям, на которой выступил командир космического корабля «Аполлон-II» Н. Армстронг. Встреченный бурными аплодисментами всех присутствующих ученых разных стран, он рассказал, как проходил полет и какие научные результаты были получены. Затем его с почестями встречали наши космонавты в Звездном городке. Председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин, восхищенный подвигом американских космонавтов, пригласил Армстронга в Кремль. Публикуем фотографию этой встречи, о которой нигде в советской печати не сообщалось. Видимо, по определенным идеологическим соображениям. Как же, американцы, образно говоря, утерли нашим партийным пропагандистам носы. Ведь не кто иной, как они, постоянно обманывали народ, утверждая, что мы впереди американцев, что наш советский человек непременно будет первым на Луне и т. д. и т. п.
Надо уметь признавать свое поражение. Но, к сожалению, у нас нашлись люди, которые спустя 40 лет после триумфального полета американцев, освещавшегося и советской прессой, с «пеной у рта» и с каким-то маниакальным остервенением утверждают, что все это брехня, а наши специалисты, ученые и космонавты, следившие за успехом американцев, обыкновенные «брехуны». Они, чтобы сделать нашему обывателю мозги набекрень, даже сочинили книгу под названием «Антиаполлон». Одному из тех, кто восхищен этими «открытиями» (не буду называть его фамилию) я задал вопрос, указав на Большую советскую энциклопедию: «Что же получается, если статью «Аполлон» написал академик В. П. Глушко, статью «Луна» — академик А. П. Виноградова, а главным редактором БСЭ был академик А. М. Прохоров, то эти ученые с мировыми именами тоже «брехуны»? Ответа я не получил.
Можно только сожалеть, что эти люди, абсолютно малообразованные в области космонавтики и физики вообще, естественно, не знают элементарных вещей, свидетелями которых является весь мир. Достигнув первой космической скорости, мы получили первый искусственный спутник Земли. Получив вторую космическую скорость (еще за 10 лет до полета человека к Луне), полетели к Луне. С третьей космической скоростью были достигнуты Марс, Венера, Юпитер, и космические аппараты полетели к Солнцу.
Эти люди не осведомлены, что к моменту высадки человека на Луну о Луне знали все. К Луне и на Луну в общей сложности было запущено свыше шести космических аппаратов и затрачены колоссальные материальные средства как в СССР, так и в США. Над осуществлением поставленной цели работали сотни тысяч людей. Поэтому все технические проблемы были успешно решены. Оставалось только осуществить мечту человечества, совершить подвиг, равного которому до сих пор нет.
Мудрые слова произнес Н. Армстронг, сделавший первые шаги по Луне 21 июля 1969 года: «Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества».