Русская линия
Русская линия29.06.2009 

Видовдан: выбор между Небесным и земным сегодня
Обращение к православным христианам в год 620-й Битвы на Косовом поле

620 лет тому назад произошло событие, значимое и памятное для всего православного мира. В сердце Сербии, на Косовом поле, произошло грандиозное сражение. Православное войско сербского князя Лазаря выступило в защиту родной земли и святынь христианства против захватнической армии турок-османов. Врагов было больше, и сербские воины сложили головы в неравном бою, переселившись из отечества земного в Отечество Небесное.

Эта битва произошла 28 (15) июня 1389 года — в день памяти Св. мученика Витта («Видовдан»). С тех пор этот день неразрывно связан и с памятью великой битвы и её героев — Св. мученика князя Лазаря, витязи Милоша Обилича и других.

В ту давнюю эпоху войн и сражений было очень много. Мы помним о подвигах христианских воинов на полях сражений Руси, Византии, Болгарии, о победах и поражениях, о горестях и славе. Но день Косовской битвы занимает в этом ряду особое место. Ибо ни в каком другом сражении не проявилась так ярко духовная сила православного воинства.

Да, с военной точки зрения сербское войско потерпело в тот день поражение. Но любая битва, помимо своей чисто внешней стороны имеет и иную. Мы храним предание о чудесных и глубоко символичных событиях, которые предшествовали сражению на Косово и сопровождали его.

Накануне битвы Св. пророк Илия приносит князю Лазарю послание от Богородицы: если Лазарь изберет царство земное, он победит; если сделает выбор в пользу Царствия Небесного — пусть причастит войско перед гибелью, которой не избежать ни ему, ни его витязям… Князь Лазарь обращается с молитвой к Богу:

Милый Боже, как же поступить мне

И к какому прилепиться царству:

Изберу ли Царствие Небесное?

Изберу ли царство земное?

Если ныне выберу я царство,

Выберу я царствие земное,

Краткое есть царствие земное,

Небесное ж Царство будет вечно…

И князь Лазарь, а вместе с ним и всё православное воинство, делает свой выбор — выбор вечного Небесного Царства. Они вступают в сражение с превосходящими силами врага. Казалось бы — зачем? Ведь, как следует из принесенного свыше послания, победить они не смогут — таково попущение Господне. Но для православных людей, осознающих тленность и суетность всех земных побед и царств, такое поражение равносильно великой и славной победе. Победе Духа над плотью, Вечного над временным и суетным.

Как справедливо указывает публицист Марко Маркович, для серба Косово — то же, что Голгофа для каждого христианина. На Косове в жертву приносится целый народ. Отсюда и самая очевидная параллель — с Голгофой. Было ли когда большее поражение, чем распятие Христа на Голгофе? Но христиане, оплакивая смерть Христа, одновременно славят Его Воскресение. Поражение попускается во имя искупления. Душу народа отягощает столько грехов, что только кровью можно смыть и искупить их. Народное сознание считает косовскую жертву богоугодным делом. Ибо кто со Христом страдает, тот со Христом и спасется. Кто со Христом распят, со Христом и воскреснет. Как после Голгофы последовало Воскресение Христово, так и после Косовской битвы последовало воскресение сербского народа. По словам свт. Николая Велимировича, Косово «приостановило моральный распад сербского народа. Дало нам целую галерею витязей веры, чести и самоотверженности, которая, «без сомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданных в мирные времена народами, которые не имели своего Косова».

Сербское воинство на Косовом Поле явило собой образ истинно православного воинства, для которого Высшее и Вечное важнее временного и тленного, а Царство Небесное — дороже земного. Поэтому Видовдан является праздничным, памятным днём для всех нас — православных людей Сербии, России, Болгарии, Греции и любых других стран.

..Сегодня место битвы — край Косово и Метохия, колыбель сербской культуры и государственности, средоточие огромного количества православных святынь — захвачено албанскими сепаратистами под руководством и при всяческой поддержке их западных хозяев, и фактически отторгнуто от Сербии. Вновь, как 620 лет тому назад, по грехам нашим, из-за нашего духовного оскудения и внутренних раздоров, враги Православной веры празднуют земные победы. Оставшиеся на Косово сербы подвергаются жестоким лишениям и преследованиям. Кто поможет им?

Князь Лазарь, принимая мученическую смерть в сражении, верил, что его жертва ведёт к будущему Воскресению, что его временное поражение предопределяет вечную грядущую Победу. На нас, почитающих его подвиг — православных христианах и патриотах, как в Сербии, так и за её пределами — в первую очередь на нас лежит этот долг. Мы не можем, не вправе допустить, чтобы священная православная земля Косово и Метохии вновь была потеряна сербами — потомками воинов, умиравших в 1389 году на Косовом поле, мы не вправе содеять их жертву напрасной.

Только благодаря общим усилиям всех православных, неравнодушных к судьбе Косово людей, край вновь сможет стать сербским. Нет надежды на то, что ситуация будет разрешена официальными правительствами, «мировым сообществом» и прочими властно-силовыми институтами сегодняшнего мира. Не будем надеяться «на князи и сыны человеческия» (Пс.145) Не будем перекладывать наш долг ни на кого другого. Только если мы — православные — преодолеем внутренние раздоры, возрастем духовно и будем научаться крепости духа Христова, ратному искусству и мудрости — сможем выстоять и победить в новой Косовской битве.

«Мир во зле лежит» — говорит св. апостол Иоанн Богослов (1 Иоан. 5, 19). То есть зло — это обычное состояние нашего грешного мира, и искоренить зло вокруг нас полностью мы не в состоянии. Но означает ли это, что мы должны оставаться праздными и бездействовать, не помышляя о борьбе за сербское Косово? Нет и ещё раз нет.

Господь, определив каждому из нас место в этом мире, дав разум и свободу воли, призвал нас к действованию. Как учит Св. апостол Иаков, «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2, 26). Так будем же бороться со злом в меру наших сил и возможностей. Князь Лазарь, избрав перед битвой Царство Небесное, тем не менее не стал бездействовать — не сложил оружие, не повернул войско вспять. Он стал сражаться, показав тем самым пример, что должно исполнять свой долг, даже не имея надежды на земную победу.

Поэтому в Видовдан мы вновь и вновь вспоминаем подвиг князя Лазаря и просим его святой помощи. Мы верим в его предстательство пред Господом за многострадальную землю Косова и Метохии, за её православных людей.

Всероссийское движение «Косовский Фронт» поздравляет всех православных людей с великим духовным праздником, желает крепости духовной и успехов в нашем общем святом деле освобождения Косово и крепкой веры в грядущую Победу!

Всероссийское движение «Косовский фронт»

http://rusk.ru/st.php?idar=155836

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика