Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург27.01.2006 

27 января — память святого преподобного Иоанна (Кевролетина)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод Русской Православной Церкви 27 декабря 2000 года приняли решение прославить в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских сонм святых, материалы о жизни и подвигах которых были представлены несколькими Епархиями.

Среди новых наших небесных заступников — иеросхимонах Иоанн (Кевролетин), один из последних насельников Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря, до начала 60-хх годов передававший нашим землякам монашеский духовный опыт. Память преподобного Иоанна в соответствии с традициями Русской Православной Церкви будет совершаться в храмах России в день его кончины — 27 января. В этот день во всех храмах Екатеринбургской епархии пройдут молебны новопрославленному святому. Особенно торжественной будет служба в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре, где почивают святые мощи этого подвижника.

Краткое житие святого преподобного Иоанна

Родился Иван Кевролетин в 1875 году, 23 мая, в сибирском городе Тюмени, в семье довольно обеспеченных родителей — мещан. Трудиться начал в юном возрасте. С 18 лет он служил матросом на барже, сплавлявшей груз по Иртышу. Иван был видным молодым человеком, однако ничто мирское не прельщало его. В те времена было много в России боголюбивых людей. Многие земляки будущего преподобного Иоанна часто ходили по святым местам, посты и праздники проводили в монастырях. Поклонившись мощам святого праведного Симеона, почивавшим в Свято-Николаевском Верхотурском монастыре, многие отправлялись в Кыртомскую пустынь, чтобы там помолиться с монахами-отшельниками. Основателем пустыни был старец Адриан, монах смиренной жизни, проведший несколько лет на святой горе Афон. Там он получил благословение вернуться в Россию, дабы именно здесь, на пользу ближним, полагать иноческие труды.

Молва о Кыртомской пустыни дошла и до Ивана Кевролетина. Он приехал туда, будучи 19-летним юношей, имея горячее желание попробовать себя в монашеской жизни. Послушание нес на выделке кожи; это была черная, грубая работа — не для белоручек и мечтателей. Суровым был монастырский быт, так что и здесь от молодого послушника требовалось немалое терпение. До 12 часов дня ничего не вкушали, трапеза предлагалась очень простая, хлеб — только ржаной, чай — самый дешевый, «кирпичный», сахар не полагался. Службы совершались строго по церковному уставу, чтение и пение были чинными, неспешными.

Иван провел в обители шесть лет. Все это время он находился в послушании у старца Адриана. Но вот наступил час блаженной кончины смиренного старца, братия горячо оплакивала почившего. Вся его подвижническая жизнь, до самой последней минуты, была для них уроком. Даже в предсмертные часы, когда силы отца Адриана крайне ослабели, он сохранял бодрость духа, принимал посетителей, шутил и был весел, пока не пришло время читать канон на исход души. Очень похожей будет кончина и одного из его послушников — Ивана Кевролетина, будущего иеросхимонаха Иоанна.

Когда жив был старец Адриан, у Ивана не было нужды искать духовного руководителя, сейчас же он отправился за наставлением в Верхотурье, где уже несколько лет подвизались иноки, приехавшие с Валаама. Теперь они передавали верхотурской братии накопившийся на Валааме в течение долгих веков опыт внутреннего трезвения, очищения сердца, молитвенного подвига. Особенно замечательными, духовно авторитетными были схимонах Илия и игумен Арефа. (Мощи их ныне почивают под сенью Свято-Преображенского храма мужского Свято-Николаевского монастыря и служат предметом благоговейного почитания для монахов и богомольцев).

С 1900 года в Свято-Николаевской Верхотурской обители настоятелем был игумен Арефа, он же занимал должность благочинного монастырей и общин второго округа Екатеринбургской епархии, куда входил и Кыртомский монастырь. Отец Арефа приезжал туда, давал братии советы и назидания в духовной жизни, ввел неукоснительное ежедневное чтение святоотеческой литературы. Его мудрые наставления производили на послушника Ивана Кевролетина большое впечатление. Вскоре он перешел в Верхотурский монастырь и теперь мог уже вблизи руководствоваться советами и примером строгой жизни отца Арефы. Иван нес послушание в малярной мастерской, плотничал. Стоял и у мощей праведного Симеона.

В 1905 году последовало разрешение Преосвященного Владимира, епископа Екатеринбургского и Ирбитского на начало работ по постройке нового храма в Свято-Николаевской обители. Братия с радостью получила это известие, с горячим усердием принялась за дело. В скором времени был торжественно заложен огромный Кресто-Воздвиженский собор. Его строительством стал распоряжаться вновь избранный настоятель иеромонах Ксенофонт, впоследствии возведенный в сан игумена, а затем и архимандрита. В 1907 году, когда стены собора уже были возведены под купол, послушник Иоанн получил долгожданный постриг. В постриге он стал Игнатием, что означает огненный. Это произошло 20 декабря, в день памяти святого Игнатия Богоносца. Его именем и нарекли новопостриженного.

В 1909 году отец Игнатий становится иеродиаконом. Рукоположение его во священники произошло в 1913-ом, в день торжественного освящения нового собора.

Но время уже готовило опустошение и благолепному собору, и святой обители. В годы всеобщего отступничества еще более стали нужны Православной Церкви твердые в истинной вере пастыри. Чтоб устоять в добре и уклониться от зла, растерянному человеку необходим был пример, необходимо ободряющее слово, сказанное в духе Христова учения.

Когда Верхотурский монастырь закрыли, отец Игнатий продолжил священническое служение на приходах. Служил в деревне Сербишино, в городе Каслях, на ВИЗе, на хуторе Исток, в селах Дымково, Далматово, Кислово, городах Ирбите и Карабаше, на Турьинском руднике. Встречи, беседы с этим молодым благодатным священником становились отрадой для многих. Он ободрял людей, не давал им впасть в тоску, безверие, но призывал с терпением нести свой крест. Сам отец Игнатий всегда хранил живую веру в то, что и в самых скорбных обстоятельствах Господь не оставляет нас. Его добродушие, веселый характер, умение пошутить и принять шутку скрывали глубокую духовную жизнь, скрывали боль за происходящее и готовность взять на себя чужие тревоги. Можно только догадываться, каких молитвенных трудов стоила эта бодрость духа, это неиссякаемое тепло. Люди тянулись к отцу Игнатию всем сердцем, горевали, когда приходилось расставаться.

В то время, когда многие священнослужители и монашествующие оказались в тюрьмах, отцу. Игнатию, благодаря его находчивости, смелости и дружбе со многими и многими преданными ему людьми, до поры до времени удавалось избегать арестов. Однако, в 1925 году отец Игнатий был арестован и пробыл в Нижнетагильской тюрьме 5 месяцев.

В 1932 году на Урале чекисты развернули большое дело по «чистке» от всякого «вредного элемента». 29 марта 1932 года был арестован по обвинению во враждебной деятельности и отец Игнатий. На допросах он вел себя очень просто, но разговаривал со следователями, как с неразумными, они же неразумным считали его. На вопрос следователя, состоял ли он в контрреволюционной организации, отец Игнатий ответил: «…Состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря продолжала существовать непосредственно под руководством архимандрита Ксенофонта (Медведева)… Признаю, что, действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником, диаметрально противоположным установкам и мероприятиям советской власти, что иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать быть монахом; быть монахом — это значит быть врагом советской власти и партии. Для меня монашество важнее советской власти и я, естественно, был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил…»

На другом допросе высказался еще определеннее: «На поставленный мне вопрос, хочу ли я раскаиваться перед советской властью, показываю, что я раскаиваться перед советской властью не хочу и не буду. Больше показать ничего не могу».

Обвинительное заключение поспело быстро, через три месяца после ареста: «Иеромонах Кевролетин Иван Афанасьевич, 1875 г. р., холостой, самоучка, два раза арестовывался ГПУ, обвиняется в том, что, будучи враждебно настроен к существующему строю, состоял членом контрреволюционной организации…»

Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями и монашествующими был приговорен к ссылке в Нарымский край, сроком на три года. Группа в 40 человек была отправлена этапом, то есть пешком под конвоем. У отца Игнатия оказались отмороженными многие внутренние органы, и до конца жизни он страдал тяжелыми недугами. В Нарыме он заболел цингой, начались различные воспалительные процессы. Евлампия Матвеевна, его духовная дочь, приехала к батюшке, чтобы лечить его.

После ссылки отцу Игнатию не разрешалось жить в больших городах, но в Верхотурье он мог беспрепятственно возвратиться. Сколько же печальных изменений произошло в этом святом месте с того времени, когда молодой иеромонах начинал здесь свое служение! Верхотурские жители с удивлением стали встречать на улицах человека с какой-то необычайной внешностью и поведением. Лицо у него было интеллигентное, доброе, взгляд острый, а одежда и поступки смешные. Так и казался он посторонним то ли чудаком, то ли полубезумным, и это давало отцу Игнатию возможность продолжать пастырское служение. Жил он на окраине, в маленьком домике, похожем скорее на землянку — сыром и холодном.

Через некоторое время раб Божий Михаил, зубной врач, имевший тайный постриг, привез денег на покупку нового дома, и отец Игнатий вскоре стал жить недалеко от монастыря, откуда виден любимый им Кресто-Воздвиженский собор. При нем келейницами были матушка Евгения (схимонахиня Евдокия) и матушка Надежда (монахиня Симеония). Этот небольшой домик стал для многочисленных чад батюшки духовным убежищем. Пока позволяло здоровье, отец Игнатий ездил по городам, селам, тайно встречался с верующими, наставлял их в духовной жизни, совершал Церковные таинства. Люди тянулись за ним, спрашивали совета, его слова пересказывали друг другу. Часто он говорил назидания приточно, часто обличал в форме шутки, видел то, что скрыто для других.

Отец Игнатий почил о Господе 27 января 1961 года в окружении своих духовных чад. Незадолго до кончины он принял схиму. В схиме он наречен Иоанном, в память евангелиста и любимого ученика Господня Иоанна Богослова. Похоронили подвижника возле Успенской церкви недалеко от могилы блаженного Косьмы Верхотурского, чьи святые мощи ныне пребывают Свято-Покроском Верхотурском женском монастыре.

В 1993 году прах отца Иоанна перенесен с городского кладбища в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь. Свидетельствует игумен Тихон (Затёкин);

«Летом 1993 года архиепископ Мелхиседек благословил перезахоронение в монастыре, было получено и разрешение светских властей. Когда с гроба была снята крышка, мы увидели тело отца Игнатия, обвитое мантией и остатками схимы. Тело было хорошо сохранено, и от него не исходило ни малейшего запаха тления. Плоть спала только с ног, так как в том месте, где они находились, была вода. Плохо сохранился лик, потому что рядом с могилой росло дерево и корнями своими достало до лица — все оно было опутано как бы паутинкой корней. Останки переложили в новый гроб и выставили его на три дня в Преображенской церкви Свято-Николаевского монастыря. Пока мощи стояли в храме, от них исходило тонкое благоухание. Через три дня, после совершения панихиды по отцу Иоанну, он был захоронен против алтаря Преображенского храма. Вещи из могилы, как-то: параманный крест, ручной деревянный крест, пояс — переданы в монастырский музей».

Имя отца Иоанна часто поминается за богослужениями в храмах Екатеринбургской епархии, оно вписано в помянники сотен верующих. Изучив собранные благочестивыми уральцами материалы о почитании народном иеросхимонаха Иоанна Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли решение прославить преподобного Иоанна в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память нового нашего небесного заступника будет совершаться в храмах России в соответствии с традициями Русской Православной Церкви в день его кончина — 27 января.

http://orthodox.etel.ru/2001/03/ioann.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика