Русская линия
Православие.RuИеромонах Иоанн (Лудищев)27.01.2006 

Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть 1

ВВЕДЕНИЕ

…Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. (Ин.12, 13)

ХХ век — это эпоха многих социальных и духовных потрясений. Революция и гонения на Церковь, последующий развал социалистической системы и великого союзного государства с новой моралью привели к тому, что появились новые поколения сформировавшихся людей, ничего не знавших о вере в Бога, не слышавших о Евангелии, не умеющих по-настоящему различать добро и зло. В период возрождения церковной жизни храмы стали наполняться людьми, которые не имели почти никакого представления о грехе, между тем, у многих из них были такие смертные грехи, что встал вопрос о возможности применения к ним канонических норм Церкви. Перед пастырем стояло много вопросов. Можно ли отпевать не веровавших при жизни, хотя и крещеных людей? Как исповедовать и причащать женщин, сделавших много абортов? Венчать ли практически неверующих молодоженов, пришедших в храм без всякого понимания смысла церковного таинства? Все это неизбежно вело к смягчению покаянной дисциплины, но и к повышению ответственности пастыря. Пастыри ХХ века находясь в необычайно сложной и новой для руссокй церкви ситуации, смогли найти путь верности воли Божией и исполнить свой пастырский долг.

ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО

Корабль Церкви волнуют постоянные бури; эти бури не только вторгаются извне, но зарождаются и внутри, и требуют от священника великой внутренней внимательности и тщательности.

Святитель Иоанн Златоуст
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Но опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее. И верим, несомненно, благости Божией, что как приводит Он ныне овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Свои, так даст и дает уже и пастырей, в которых духовная благодать уврачует их болезни, и вразумит, и восполнит оскудевшие духом сосуды душ» [7]

Достаточно почитать письма выдающихся пастырей нашего времени: архимандрита Иоанна (Крестьянкина), схиархимандрита Виталия (Сидоренко), святителя Афанасия (Сахарова), схиигумена Иоанна (Алексеева), игумена Никона (Воробьева) и других., чтобы увидеть — много тайн духовной жизни знали они не умозрительно, но по собственному опыту.

Письменное наследие духовников ХХ века учит понимать проблемы современного человека, подходы к ним и возможности их разрешения. В ответах пастырей на письма духовных чад мы видим удивительную чуткость: они точно умеют понять, кому более всего необходима в данный момент поддержка, наставления, или даже просто поздравление с церковным праздником, давая тем самым знать, что никто не забыт и за всех совершается молитва. Среди адресатов — епископы и священнослужители, монашествующие и миряне, ученые и простецы. Письма посвящены разным событиям — смерть близкого человека, развод, болезнь, вступление в брак, внутренняя борьба со страстями и многое другое.

Отвечая таким людям, пастыри укрепляли веру в Промысл Божий, умножали внутренние духовноые силы человека. Одному из них отец Иоанн (Крестьянкин) писал: «Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний? От того ли, когда без венца, без Божьего благословения вступала в такой важнейший этап жизни, как супружество? От того ли, когда семейной кафедре и обязанностям матери-христианки предпочла университетскую кафедру и роль деятеля науки? Откуда? Но теперь об этом стоит ли уж и говорить, когда жизнь наша иллюстрирует забытую нами молитву: «Без Мене не можете творити ничесоже». Много всего мы творили без Бога и по своей вине и не по своей, а теперь смотрим на разоренную в этом творчестве Россию, разоренные семьи, погубленные души. Все правильно понимаете Вы. Но Крест, дорогая, всегда Крест, и всегда это — слезы и никогда не радость; и силу духа нести Крест дает только сознание, что Крест этот Богом возложен, и с Его помощью мы несем его и донесем до конца… Вот и будем плакать, оплакивать свою жизнь, плакать над жизнью сына. И эти слезы для Вас — спасительная роса, а сына предайте в руки Божии, вполне сознавая свою вину и пред Богом, и пред сыном. И это возвращение к Богу. А Ему одному ведомо, сколько должны продолжаться Ваши страдания"[7].

Духовное руководство может осуществляться различными способами. Это могут быть исповедь, личные беседы или письменное общение. Но по своей сути их общение всегда остается молитвенным. Устно наставляя пасомого или письменно отвечая на возникающие у него проблемы, духовник молится, чтобы им вместе познать волю Божию.

Отец Иоанн (Крестьянкин) писал одному из пастырей: «Мы с Вами только священники и должны делать свое пастырское дело в той обстановке и в той среде, которую благословил Господь на данный период времени. «Нам не было поручено сделать так, чтобы истина восторжествовала. Нам было поручено всего лишь свидетельствовать о ней», — сказал один мудрый человек. И я повторяю Вам его слова. Нам самим надо жить во спасение и делать все, что зависит от нас. А Вы сами отбиваете себе вкус к духовным трудам, мысленно обрекая их на поражение. А мысли-то не в духе Христовом, не по Богу, а по человеческим суждениям. А все это потому, что, действительно, мало места в жизни нашей отдано Спасителю. Уже в третьем веке святой мученик Иустин говорил, что не во власти христиан прекратить гонения на Церковь, на веру: «Гонения будут продолжаться до тех пор, пока приидет Господь и освободит всех». А нам, верующим, надо оказаться с Ним в тот момент, когда Господь придет. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор.16, 13−14)» [7].

Нельзя не видеть секулярное настроение современного общества, невозможность в современной жизненной обстановке создать прежние церковные условия жизни.

В дореволюционное время многое помогало священнику. Весь быт русского общества, школы, семьи в большой степени содействовал поддержанию церковности.

В современном обществе происходит замена христианских ценностей: внешняя деятельность — образовательная, благотворительная — заменяет собой сокровенную жизнь духа — евангельской любви к Богу и ближнему, молитвы, смирения, кротости, чистоты сердца, мира и радости в Господе, того духовного совершенствования, которое открывает человеку врата Царствия Небесного. Подлинная жизнь в Духе Святом становится людям все чаще неизвестной и непонятной.


КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИСЕМ

…Пастырей, ревнующих об их спасении, должно принять как посланников Божиих, как Самого Бога, через них приближающегося; пастырей, являющих пастырские и общехристианские добродетели, избрать в образец своей жизни и стараться подражать им.

Святитель Феофан Затворник

ХХ век — век мучеников и исповедников, которые своими страданиями прославили Бога, пронесли веру Христову через огненные испытания.

Нами были рассмотрены основные проблемы современного человека в письмах замечательных пастырей:

протоиерей Алексей Мечев (1859 — 1923)

епископ Вениамин (Милов) (1887 — 1955)

святитель Николай Сербский (1881 — 1956)

схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873 — 1958)

епископ Афанасий (Сахаров) (1887 — 1962)

игумен Никон (Воробьев)(1894 — 1963)

протоиерей Валерий Поведский (1901 — 1973)

митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) (1893 — 1975)

схиигумен Савва (Остапенко) (1898 — 1980)

протоиерей Всеволод Шпиллер (1902 — 1984)

схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932 — 1991)

схиархимандрит Виталий (Сидоренко)(1928 -1992)

митрополит Иоанн (Снычев)(1927 — 1995)

протоиерей Григорий Долбунов (1905 — 1996)

архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910)

Святой праведный Алексей Мечев (1859−1923) — «старец в миру», как его называли современники. Написанные им письма наполнены искренней верой, любовью к Богу и глубоким желанием спасти ближнего. Для него все были любимы и желанны, и в своих письмах к духовным чадам отец Алексей писал о всепрощающей любви Господа ко всем, желающим идти путем спасения. Отличаясь большой наблюдательностью и знанием жизни, он умел лечить души пасомых овец, подбирая к каждому индивидуальный подход.

Епископ Вениамин (Милов) (1887−1955) писал свои письма из казахстанской ссылки в 1949—1954 годах. Адресованы они Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелих. Семейство Пелих исповедовалось у отца Вениамина во время его служения в Троице-Сергиевой Лавре, супруги помогали духовнику преодолевать многие житейские трудности. Особенно это проявилось во время нахождения владыки в ссылке. Смиряясь с тяжелейшими условиями жизни, владыка учил и своих чад ко всему относиться со смирением и терпением. Часто писал о Промысле Божием, руководящем жизнью всякого христианина. Советовал Татьяне Борисовне внимательно относиться к духовному воспитанию детей, уделять им и мужу все свое свободное время, забывая о своих телесных недугах, которые следует нести безропотно и с благодарением Господу. Письма епископа Вениамина являются свидетельством неуклонной верности пастырскому долгу и избранному иноческому пути.

Святитель Николай Сербский (1881−1956) отвечает в своих письмах на самые разнообразные вопросы верующих людей, ясным, простым, доступным для каждого языком. Он спасает души от духовного мрака, от уныния и отчаяния, от отпадения от Православия.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873−1958) шестнадцатилетним юношей попал на Валаам и остался в Спасо-Преображенском монастыре. В 1940 году отец Иоанн вместе с братией перехал в Финляндию. Там валаамские монахи основали монастырь, получивший название Новый Валаам, где старец и закончил свой монашеский путь. Письма написаны в 60-е годы в разное время и разным лицам. Отец Иоанн имел много духовных чад среди эмигрантов из России, не только в Финляндии, но и во Франции, Англии, Германии, Америке; окормлял монахинь Пюхтицкого и Линтиульского монастырей и многих мирских людей. О себе схиигумен писал, что в школах он не учился, и как умеет говорить, так и пишет. В своих наставлениях духовным чадам придерживался духовной трезвости и простоты, делая ссылки на Евангелие, жития святых отцов, на книги Макария Великого, Петра Дамаскина и «Отечник».

Святитель Афанасий (Сахаров) (1887−1962) всего себя отдавал людям, утешая их в скорбях и разных жизненных обстоятельствах. Тридцать лет провел он в заключении и изгнании, но всегда сохранял состояние душевной бодрости, благожелательности и любви ко всем окружающим. Отеческой любовью, искренним вниманием дышат письма к протоиерею Иосифу Потапову, монахине Маргарите (Зуевой), многим монашествующим и мирянам. В письмах святитель Афанасий всегда старался преподать утешение примером, а не прямым наставлением, постоянно говоря о том, что вера дает нам успокоение и радость. В письмах к своим чадам Владыка просил их записывать сведения о современных подвижниках благочестия, заботясь о назидании грядущих поколений. Не оставлял он общения и со своими бывшими соузниками. Просил всех, обращавшихся к нему за советом и помощью, никого не осуждать — ни власть, ни отдельных ее представителей; не обижаться, не роптать и всегда быть в благодушном настроении. Среди его адресатов были ученый Савицкий П.Н., духовный писатель Фудель С. И, историк Воронин Н.Н., иконописец Соколова М.Н., архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Феодорит (Воробьев), духовные чада прот. Алексия Мечева и его сына прот. Сергия.

Игумен Никон (Воробьев) (1894 — 1963) оставил нам в наследие письма, написанные к своим чадам и разным людям и датированные концом сороковых — началом шестидесятых годов. Он сам провел четыре года в сибирских лагерях, был гоним властями с прихода на приход, но всегда помнил о нуждающихся в духовном окормлении. В письмах отец Никон призывает своих чад, прежде всего, к смирению, без которого не может быть успеха в духовной жизни и спасения. Он утешает, назидает, обличает своих духовных детей, призывая к покаянию и терпению, учит их молитве. В письмах игумена Никона постоянно звучит мысль об отсутствии духовных наставников, невозможности для нашего времени несения телесных подвигов, и о безропотном терпении болезней и скорбей. Лучшим руководством на пути спасения игумен Никон считал творения святых отцов, особенно творения святителя Игнатия (Брянчанинова).

Протоиерей Валерий Поведский (1901 — 1973) был настоятелем таллинского храма. Духовное становление проходило под руководством прот. Алексея Мечева и его сына прот. Сергия Мечева. Эпистолярное наследие отца Валерия охватывают период с 1958 по 1972 год. В том числе письма священнику Вячеславу Якобсу (ныне митрополит Таллинский — Корнилий), который находился в те годы под арестом. В письмах к отцу Вячеславу он укрепляет его вскорбях по поводу трудностей, связанных с тюремным заключением, невозможности его участия в церковной жизни. Он укрепляет его веру в промысел Божий, показывает, что, несмотря на испытываемые трудности, он должен быть внимателен к своему внутреннему состоянию. В письмах из больницы отец Валерий рассказывает о своих страданиях (рак желудка), о предстоящей операции, о своих переживаниях, что не смог примириться с человеком (последний страдал душевным заболеванием и отказался от примирения), о пастырском руководстве.

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) (1893 — 1975 г.) около двадцати лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылке. В семнадцать лет он поступил в Белынический монастырь в Белоруссии, затем нес послушание в Отрочем монастыре. В епископском сане прослужил сорок три года. Письма владыки отличаются лаской, теплотой, доброжелательностью и юмором. Так, в одном из писем своим духовным чадам по поводу посылки с рыбой Владыка пишет: «Так хороши были они, и в меру соли положили… Весьма трудное дело: виноделие, соление и табак! Еще труднее дело: монаху сохранить себя в миру, найти ставленнику жену и архиерею секретаря!» [14]. В одном из писем к разным лицам Владыка Иосиф предрекает себе: «…сам не уеду и здесь покойному митрополиту Николаю шепну на кладбище: Подвинься, брате!"[14]. И действительно, он не уехал. Митрополит был похоронен рядом с митрополитом Николаем (Могилевским), его предшественником.

Схиигумен Савва (Остапенко) (1898 — 1980) в сорок восемь лет поступает в Московскую Духовную семинарию и в 1948 году становится монахом Троице-Сергиевой лавры с именем Савва — в честь преподобного Саввы Сторожевского. В 1950 году инок Савва стал иеромонахом. Указом Святейшего Патриарха Алексия I, в 1955 году отец Савва был переведен в Псково-Печерский монастырь, где и нес свое послушание многие годы. Им написаны многочисленные письма с душеполезными советами своим духовным детям, из которых он сам составлял сборники и целые книги аскетического характера.

Почти все произведения схиигумена Саввы начинаются письмами к духовным чадам, из которых мы видим, в ответ на какие вопросы появились эти книги. Среди его произведений можно выделить такие, как «Путь к совершенной радости», «Плоды истинного покаяния», «О главных христианских добродетелях и гордости».

Известный московский проповедник и богослов протоиерей Всеволод Шпиллер (1902−1984) вернулся из эмиграции на Родину в 1950 году. Долгое время жил в болгарских монастырях, где в 1934 году принял священнический сан. Переписка отца Всеволода весьма обширна и разнообразна. Письма родным, духовным чадам и духовным лицам, общественным деятелям показывают жизнь православной России в атеистическое время 50-х — 80-х годов ХХ столетия. В письмах к родным отец Всеволод всегда интересовался состоянием их здоровья, памятуя о немощах телесных, и обязательно спрашивал о молитвенном, духовном состоянии близких людей. Давал советы, как исправить свою жизнь, освободить ее от лености и беспечности. Духовных чад учил терпению скорбей и болезней, чтению Евангелия и непременно Послания для исцеления души и тела. Много написано и о борьбе с экуменизмом и различными течениями внутри Церкви. Результатом его межцерковной деятельности было то, что отец Всеволод стал известной и очень авторитетной в заграничных кругах фигурой.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932−1991) положил начало монашеского подвига в Глинской пустыни. В течение 25 лет был учителем будущих пастырей в Московских Духовных школах, а затем духовником Свято-Успенского Жировицкого монастыря в Белоруссии. Его письма, написанные в период с 1968 по 1990 годы, адресованы широкому кругу лиц. В письмах отец Иоанн (Маслов) показывает, какой вред наносит душе человека грех, который не только опустошает нашу душу, но и наполняет ее всякими скверными помыслами, отгоняет благодать Божию. В других письмах он призывает переносить потерю близких с христианским достоинством, молясь за отошедших ко Господу, подавая за них милостыню. Письма схиархимандрита Иоанна отличаются краткостью и лаконичностью, призывая чад к терпению, смирению, кротости, любви к Богу и ближним, а также воздержанию в чувствах и пище.

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928−1992) воспитан в Глинской пустыни у великих старцев. Его духовным отцом был отец Серафим (Романцов) — строгий и требовательный духовник Глинской пустыни. Отец Виталий прошел путь и монастырского послушника, и странника — юродивого, и монаха пустынника. Это дало ему возможность изучить духовную жизнь во всех ее проявлениях, и стать пастырем многих Христовых овец. На письма своих духовных чад отец Виталий отвечал ежедневно и сам писал им, когда чувствовал необходимость духовной поддержки, наставления или просто поздравлял с церковными праздниками. Утешал письмами людей, которые были далеко и не могли лично обратиться к нему. В одном письме он воспитывал своих подопечных, приписывая их грехи себе и говоря о собственном празднословии, строптивости, самоволии, осуждении и отсутствии смирения. Иногда схиархимандрит Виталий отвечал на письмо так, что его содержание следовало понимать наоборот. Это было ласковым обличением в соделанном грехе, когда чадо нарушало пост, правило, забывало о памяти смертной. Он писал: «Благодарим, что всегда кланяетесь, поститесь, память смертную имеете, Иисусову молитву беспрестанно читаете, все раздаете…» [17]. В своих письмах отец Виталий старался говорить словами Евангелия, Святых Отцов, выдержкой из святоотеческих поучений или житий святых.

Митрополит Иоанн (Снычев) (1927−1995) задумался над смыслом жизни в пятнадцатилетнем возрасте: ему было страшно смириться с мыслью, что человек по смерти исчезает бесследно. Вскоре Божий Промысел привел его к священнику Леониду Смирнову, а в августе 1945 года началась священническое служение под руководством епископа Мануила (Лемешевского). Письма митрополита Иоанна содержат в себе ответы на самые сложные и болезненные вопросы современности и духовной жизни. Начало переписки с духовными чадами датировано 1954 годом и продолжалось до последних дней жизни. Боли и беды, скорби и тревоги, отчаяние и надежды, болезни, нужду и семейные неурядицы — обо всем чада писали своему духовному отцу и никогда не оставались без ответа. Требовалась всегда полная откровенность, доверие и исполнение совета духовного отца. Грех подробно разбирался в зависимости от ситуации и обстоятельств, в которых он произошел. Писали ему верующие и атеисты, иереи и простые прихожане, ученые и полуграмотные старики. Писали, потому что сердцем чувствовали силу молитв Божьего архиерея. И нередко после отчаянных строк с криком о помощи следом приходило новое письмо — на этот раз преисполненное благодарности.

Протоиерей Григорий Долбунов (1905−1996) стал священником в пятидесятилетнем возрасте. Письма отца Григория написаны в период с 1969 по 1974 годы к сыну Николаю, ставшему впоследствии протоиерем, продолжившим дело своего отца. Отец учит своего сына жить по Евангельским заповедям: всех прощать, никого не осуждать, жить мирно, любить людей и добросовестно нести послушание на любом месте во славу Божию. Во всем и всегда видеть Промысл Божий и Его волю.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) родился в 1910 году. Многие годы он подвизается в Псково-Печерской обители, продолжая православные традиции иночества. Являясь одним из старейших насельников монастыря, отец Иоанн ведет по пути спасения как иноков, так и посещающих Печерскую обитель паломников, а также своих духовных чад, живущих по всей стране и за рубежом. Он всю свою жизнь был послушником у Божиих людей: в десять лет будущий отец Иоанн испытал на себе влияние протоиерея — старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского. В отроческом возрасте его духовным становлением занимались архиепископ Серафим (Островский) и епископ Николай (Никольский). Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов) стал его духовным отцом, и именно он совершил монашеский постриг своего духовного сына. Их благословением и наукой отец Иоанн сам встал на путь помощи ищущим спасения. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) учит всех людей, просящих у него совета и помощи, жить по воле Божией с верой в Промысел Божий. Будучи сам весьма искушен жизнью, побывав в самых разных условиях, он отвечает на множество писем, идущих на его имя, помогая людям идти к Господу.

Его письма за последние десятилетия написаны мирянам, монахам, приходским священникам и содержат в себе советы в выборе жизненного пути, наставление в молитве, разъясняют различные ситуации, происходящие в обществе и затрагивающие интересы верующих людей, помогают правильно определить свое место и отношение в решении многих проблем. Отец Иоанн дает духовную направленность в преодолении искушений, возникающих на пути спасения христианина, находя ответ в заповедях Божиих, советах святых отцов и на собственном духовном опыте.



Библиография

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. — М.: Российское Библейское Общество, 1995. — 1376 с. ил. + Прил. (988 — 1008, 1347 — 1376 с.);

2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. — 1080 с., 51 илл.;

3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. — М.: Правило веры, 2001. — 752 с.;

4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. — Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 304, фотогр.;

5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. — М.: панагия; Ковчег, 2002. — 400 с.;

6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. — М.: Сретенский монастырь, 2002. — 192 с.;

[7]. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 — 312 с.;

8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Выпуск 2. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, — 288, фоторг.;

9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. — М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. — 416 с.;

10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. — М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.;

11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 112 с.;

12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — 350 с.;

13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. — М.: Лодья, 1999. — 192 с.;

[14]. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. — 688 с.

15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Б. и, 2002. — 478 с.;

16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. — 488 с.;

[17]. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. — М.: Новоспасский монастырь, 2002. — 208 с.;

18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002. — 592 с., ил;

19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания — Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. — 288;

20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. — М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. — 928 с.;

21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. — 4-е изд. — М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. — 700 с., фотогр.;

22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. — М.: Лепта-Пресс, 2003. — 368 с., 8 ил. (Лики святости);

23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Серда-Пресс, 2000. — 768 с.;

24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. — М.: Правило веры, 2003.

http://www.pravoslavie.ru/put/60 127 103 832


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика