Православный Санкт-Петербург | И. Ильин | 24.06.2009 |
Четыре ступени, одна за другой, отмечены ходом безчестия.
Начинается оно с простенького безчестного деяния. Им человек ещё не обезчещен, но честь его уже подвергнута проверке. Это — время искушения: тут надо сделать выбор — объявить себя сторонником чести, честно осудить своё безчестное деяние и отвергнуть его; честь восстанавливается уже тем, что ей остаёшься верным и рассматриваешь своё подлинное «я» в истинном свете. Проступок может совершить каждый; главное тут — не «случай», а — результат: так человек поднимается к понятию истинной, непоколебимой в дальнейшем чести.
Но он скатится вниз, на вторую ступень, если попытается оправдать совершённое им безчестное деяние. Для этого ему надо исказить верное чувство чести и превратно истолковать добро во зло. Искажённое чувство будет сопротивляться, пока не будет безповоротно искалечено или приведено к молчанию. Ложная казуистика заведёт его в чащу ложных выкладок, умозаключений и установок. Таким образом, он сам работает на своё собственное безчестие и скоро зайдёт так далеко, что уже не будет испытывать почтения пред этой святыней и уважения к тому, кто его заслуживает. Равнодушно глотает он тогда мутную воду безчестия, уже не испытывая к ней отвращения.
Сознательное, принципиально одобренное безчестие характерно для третьей ступени. Здесь человек уже так привыкает к своему безчестию, что считает его единственно верным состоянием души и отрицает всё остальное. Честь кажется ему вовсе чем-то неважным. Она не нужна, она — глупый «буржуазный предрассудок», как охотно выражаются последовательные марксисты. Чувство чести — лишь помеха в классовой борьбе. Существуют иные побудительные мотивы и положения, пред которыми честь должна напрочь отступить, например, «классовые интересы», «мировая революция» и т. д. Отсюда — обезчещивающая всё и вся «теория» и последовательно безчестная практика.
Вполне логично скатываешься с третьей ступени на четвёртую. Раз честь — вредная помеха, нелепое препятствие, её надо преодолеть и устранить; необходимо отлучить людей от понятия чести, теоретически и практически научить их безчестию. Не удивительно, что идеологи безчестия стремятся разрешить эту задачу безчестным путём. Неудивительно, что они обращаются не к людям уважаемым, с чувством чести, а скорее к кругам деклассированных элементов общества: к закоренелым каторжникам, профессиональным шулерам, опустившимся. Для безчестного человек чести — всегда бельмо на глазу: многозначительный, презирающий, живой упрёк, счастливый «буржуй», которого сейчас же надо сломить экспроприацией собственности, монополией работодателя, террором, и притом — «во всём мире».
Так начинается процесс безчестия — с простого, часто случайного нечестного деяния, а кончается «гигантским планом» безчестия всех людей. Этот план рассчитан на каждого безчестного, каждого, кто утратил чувство достоинства и самоуважения, кто плюёт на святое и на свою добрую репутацию, — он рассчитан на всех подобных, чтобы победило дело безчестия на земле, чтобы людей доброй чести одолеть, связать и обезчестить.
Зияющая расщелина образовалась в современном мире. Она стремительно расширяется. Она не случайна; она принципиальна; она бездонна. И только наивные могут думать, что им удастся безучастно проскользнуть мимо. Сегодняшний «христианский мир» стал наполовину христианским. Тем самым он утратил Божественный источник истинного достоинства. Удастся ли ему устоять перед всеобщим безчестием?